Профессор В. В. Петров: время изучать научное наследие

(Голиченков А. К.) («Экологическое право», 2009, N 2/3, Специальный выпуск)

ПРОФЕССОР В. В. ПЕТРОВ: ВРЕМЯ ИЗУЧАТЬ НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

А. К. ГОЛИЧЕНКОВ

2 сентября 2009 г. исполняется 80 лет со дня рождения Владислава Васильевича Петрова. Это имя вызывает множество ассоциаций. В университетской среде его помнят как отличного организатора. Для коллег он — ученый. Для тех, кому он преподавал, — университетский профессор. Те, кто смог взять преподанную им науку, считают его своим учителем. Планируя этот специальный выпуск журнала, состоящий из двух номеров — N 2 и N 3, мы сознательно не стали заказывать статьи на определенную тему. Просто попросили наших авторов написать о том, что им близко в работах В. В. Петрова. Чудесным образом в представленных ими материалах оказались освещены именно названные его ипостаси и именно те юридические проблемы юридической науки и практики, решению которых он посвятил свои жизнь и творчество. Конечно, обширную биографию В. В. Петрова не вместить в краткий биографический очерк (авторы — А. К. Голиченков, Т. В. Петрова), а отражение его человеческих качеств в его делах не описать в одной статье (С. А. Боголюбов). Но в сочетании с публикуемой работой самого В. В. Петрова <1>, весьма характерной для него, а также со статьями его коллег и учеников о его творческом наследии портрет ученого получился узнаваемым. ——————————— <1> См.: Петров В. В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды»). Впервые опубликована: Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. N 3. С. 6.

Но он не будет точным без одного, главного штриха. Давно известен парадокс: лицо каждого человека состоит из одинакового набора элементов (лоб, глаза, нос, губы и пр.), но лица у всех разные! О многих ушедших и живущих мэтрах экологического права (да и не только экологического) можно сказать, что они и ученые, и педагоги, и законодатели, и организаторы науки, образования. Но у В. В. Петрова свое лицо. И не общее выражение ему придает способность не только воспринимать экологическое право в единстве составляющих его «срезов» <2>, но и дирижировать их взаимодействием. ——————————— <2> См., напр.: Петров В. В. Концепция экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины. Концепция экологического права: Материалы Круглого стола (апрель 1987 г.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1987. N 5.

Не без его влияния экологическое право воспринимается современными корифеями как категория многомерная. Оно понимается как: а) система специальных правовых норм и возникающих при их реализации правовых отношений (отрасль права); б) система форм, в которых такие правовые нормы существуют, живут (отрасль законодательства); в) система научных взглядов на то и другое (отрасль науки, научная специальность); г) система учебных тем и средств передачи соответствующих знаний (учебная дисциплина) <3>. ——————————— <3> См., напр.: Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник. М., 2001. С. 9 — 11; Бринчук М. М. Введение в экологическое право. М., 1996. С. 3; Дубовик О. Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002. С. 13, 14, 16; Шестерюк А. С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2000. С. 8.

Для экологического права отправными всегда были и остаются два вопроса: не только указанное выше понимание этой категории, ее структуры, но и уяснение взаимосвязей и взаимозависимости между структурными элементами, их общего и особенного. В. В. Петров четко различал экологическое право бумажное и реальное <4>. Перейдут ли установленные законодателем эколого-правовые нормы в реальное поведение людей, зависит не только от технико-юридического качества самих этих норм, но и от множества факторов (экономических, политических, организационных, идеологических и др.). Собственно установление системы взаимосвязей и взаимозависимостей между различными «срезами» экологического права и является тем новым, что позволяло В. В. Петрову не только уяснить сущность экологического права, но и определять пути практического перехода от бумажного к реальному экологическому праву. Спектр поисков здесь широк: от фиксации известных элементарных связок (например, влияние научных позиций на нормотворчество, правоприменение, позиции общества <5>) до использования нестандартных теорий и методологий анализа экологического права. Именно здесь видятся истоки его учения о механизме реализации эколого-правовых норм <6>. Именно эта концепция В. В. Петрова оказала наибольшее влияние на развитие экологического права (см. статьи Г. В. Выпхановой, О. И. Крассова, В. В. Круглова). ——————————— <4> См., напр.: Петров В. В… <5> Дубовик О. Л. Указ. соч. С. 13 — 14. <6> См.: Петров В. В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981.

Сквозь призму этого механизма могут быть рассмотрены и вопросы эколого-правовой ответственности (М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, В. В. Никишин) и методы, средства, способы правового регулирования экологических отношений (М. И. Васильева). Отличительной чертой В. В. Петрова явилось и стремление (и умение) перевести теоретические положения на язык закона. Так, именно под влиянием возглавляемой им московской университетской научно-педагогической школы в 1991 г. законодатель определил, что предметом правового регулирования природоохранительного законодательства являются отношения по охране окружающей природной среды. Заложенные в принятый тогда одноименный Закон подходы <7> оказались востребованы на современном этапе законотворчества в области охраны окружающей среды (см. статью Т. В. Петровой). ——————————— <7> См.: Петров В. В. Экологический кодекс России (К принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Можно, наверное, также утверждать, что работы В. В. Петрова в совокупности с трудами других авторов не только знаменуют собой один из этапов развития национального (российского и советского) экологического права, но и подготовили почву для кодификации международного экологического права («экологизации всей Земли», как озаглавил свою статью Ю. С. Шемшученко). Юбилеи — время подводить итоги. Подводить окончательные итоги жизни и творчества В. В. Петрова рано. Его юбилей — время изучать его научное наследие. Вместе с вами, уважаемые коллеги и друзья!

——————————————————————