Генезис юридического образования в Германии (XII — начало XX века)

(Ильина Т. Н.) («История государства и права», 2013, N 20)

ГЕНЕЗИС ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ (XII — НАЧАЛО XX ВЕКА) <*>

Т. Н. ИЛЬИНА

——————————— <*> Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект N 13-03-00542.

Ильина Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета, кандидат юридических наук.

Анализируется процесс становления и развития юридического образования в Германии от средневековья до начала XX столетия. Выявлены особенности юридического образования в Германии. К таким особенностям отнесено: конкретное правовое регулирование, главенствующая роль гражданско-правовых дисциплин, сочетание элементов теоретического и практического обучения.

Ключевые слова: юридическое образование, глоссаторы, комментаторы, романисты, германисты, практическая стажировка.

Genesis of legal education in Germany (12 — early 20th century) T. N. Il’ina

The process of formation and development of legal education in Germany from the Middle Ages prior to the beginning of the XX century is analyzed. The particular qualities of legal education in Germany are revealed. To such particular qualities it is carried: the concrete legal regulation, a predominating role of civil-law disciplines, a combination of elements of theoretical and practical training.

Key words: legal education, glossators, glossarian, Romanists, Germanists, practical training.

Американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, один из теоретиков индустриального течения в науке, еще применительно к 60-м гг. XX в. заметил: «В наше время людей разделяет образование» <1>. Реальность постиндустриального общества такова, что люди все более дифференцируются в зависимости от уровня и качества знаний, способности применять их, генерировать новые идеи. В связи с активными реформами в области образования в России и в мире важным является выработать собственный план действий, отвечающий не только уже состоявшимся международным обязательствам, но и национальным традициям. Юридическое образование является одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования в целом. В этом отношении, на наш взгляд, интересным является рассмотрение опыта становления и развития юридического образования в зарубежных странах. ——————————— <1> Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. М., 2004. С. 350.

Данная публикация освещает развитие юридического образования в Германии со средневековья до начала XX в. Такой интерес обусловлен рядом причин. Во-первых, на данный момент Германия занимает ведущее место в Европе, сотрудничает с другими государствами, являясь активным участником Болонского процесса. Во-вторых, качество юридического образования, даваемое немецкими университетами, оценивается мировым сообществом как традиционно высокое. В-третьих, Россия однажды уже заимствовала немецкий опыт высшей школы при построении университетской системы в XIX в. <2>. Таким образом, рассмотрение опыта подготовки юридических кадров в Германии может способствовать выработке концепции модернизации юридического образования в современной России. ——————————— <2> См. подробнее: Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и наука. 2003. N 4. С. 41 — 48.

Юридическое образование в Германии имеет более чем семивековую историю. Первоначальный период развития юридического образования можно разделить на несколько этапов. Первый связан со школой глоссаторов, распространенной в XII — XIII вв. Причины образования этой школы объясняются возрождением городской жизни, ведением обширных торговых операций, которые требовали более совершенных определений права. На ход развития юридической мысли в эту эпоху громадное влияние имела рецепция римского права. Отличительной чертой юридической школы глоссариев была ярко выраженная экзегетика. Стремясь понять римское право в его чистом виде, представители этого направления концентрировались лишь на истолковании текста, его смысле, почти полностью игнорируя исторический фон и более поздние дополнения. Почти одновременно с глоссаторами зародилось еще одно направление средневековой юриспруденции — комментаторское. Комментаторы полностью посвящали себя толкованию римского наследия, пытаясь адаптировать их к современным им условиям. Комментарии наиболее авторитетных ученых заучивались студентами наизусть, а изучение источников отходило на второй план. Это значительно удлиняло курс обучения (который и так не был фиксирован). Так, юрист И. А. Аппель говорил, что некоторые профессора затрачивают месяц для толкования одного параграфа, а на толкование институций уходит от пяти до шести лет <3>. В Лейпцигском университете в 1616 г. даже был издан особый декрет, согласно которому профессорам запрещалось останавливаться на одной главе более двух-трех лекций, а весь курс институций приказывалось изучить за два года <4>. Такое ограничение было вызвано стремлением администрации университета скорректировать образовательный процесс будущих правоведов и способствовать его завершению в разумный срок. ——————————— <3> Рейнгерц Е. Г. О средневековых юристах в Германии и отношении к ним общественного мнения // Труды Одесского юридического общества. 1891. Т. IV. С. 125. <4> Там же.

Следующий период в развитии юридического образования в Германии связан с распространением идей гуманизма в Европе. Гуманисты, отвергавшие схоластическую модель преподавания, предложили вновь вернуться к первоисточникам. С деятельностью гуманистов в Германии завершился долгий и сложный процесс рецепции римского права. Источники римского права в форме Юстиниановой кодификации были восприняты Германией в полном объеме, а также легли в основу преподавания юридических наук в университетах и стали тем материалом, из которого выросла вся научная немецкая юриспруденция. Насколько велико влияние римского наследия, говорит тот факт, что Германия переняла даже план изучения Кодекса Юстиниана, разработанный еще при византийском императоре <5>. В конце XVI — начале XVII в. при полном господстве римского права, с одной стороны, и с развитием национального права отдельных земель Германии — с другой, происходит оформление двух течений в немецкой юриспруденции: романистов и германистов. Романисты утверждали, что рецепция римского права имела самые благоприятные последствия для государства, германисты, напротив, полагали, что римское право препятствовало развитию немецкого права. Непримиримое противоборство двух точек зрения во многом сказывалось и на преподавании юриспруденции при распределении удельного веса изучаемых дисциплин. Но при этом негласное превосходство до конца XIX в. оставалось за представителями школы романистов. ——————————— <5> Гуляев А. М. Реформа юридического образования в Германии // Журнал министерства юстиции. 1897. Кн. 10. С. 4.

В XIX в. немецкие университеты являлись общепризнанными лидерами в научном мире Западной Европы. Это послужило одной из причин того, что при создании университетов в России Германия стала своеобразным ориентиром. В России даже сложилась парадоксальная ситуация, суть которой состоит в том, что получение высшего образования в одном из отечественных университетов считалось недостаточным. Для продолжения обучения русские юноши отправлялись в Германию, где завершали свое образование. В это время немецкое юридическое образование отличала ярко выраженная теоретическая направленность с преимущественным изучением частноправовых дисциплин. Сами немецкие правоведы объясняли это тем, что их юридическая наука выросла из римского права. Изучение публичного права началось только в XVII в.: в 1605 г. в Йенском университете был впервые прочитан курс германского государственного права <6>. Немецкие университеты были сориентированы на подготовку юристов-специалистов: адвокатов, судей и т. п. Таким образом, и изучаемые курсы включали преимущественно собственно юридические дисциплины: энциклопедия права, римское право, естественное право, каноническое право католиков и протестантов, германское публичное и частное право, уголовное право и судопроизводство <7>. ——————————— <6> Матвеев В. Ф. Государственная служба и юридическое образование в Германии // Журнал министерства юстиции. 1908. N 2. С. 88. <7> См. подробнее: Гинзбург Ю. В., Ильина Т. Н. Специализация юридического образования в российских университетах в XIX веке // Вопросы образования. 2012. N 1. С. 278 — 290.

С середины XIX в., после революционных событий в Европе, повысился интерес к политическим наукам и экономике. В немецких университетах началось преподавание дисциплин публично-правового толка. Однако удельный вес этих предметов относительно гражданско-правовых был невелик. По словам немецкого юриста Ш. Зомло, такие дисциплины продолжали «занимать самое скромное место». Например, в Пруссии на изучение государственного и административного права уделялось четыре часа в неделю в течение одного семестра. На изучение гражданского права и смежных с ним дисциплин отводилось 47 часов в неделю <8>. ——————————— <8> Там же.

Всплеск преподавания публично-правовых дисциплин был связан с процессом объединения Германии в 1871 г. Централизованному государству требовались государственные служащие новой формации, хорошо владеющие не только местным, земельным правом, но и общегерманским. В связи с этим на юридических факультетах стала появляться специализация учебных планов. Стали выделяться административные отделения, готовящие будущих государственных служащих, и собственно юридические отделения, призванные выпускать служителей правосудия <9>. При трехлетней подготовке студенты обоих отделений сдавали разные экзамены и впоследствии проходили стажировку в разных государственных учреждениях в зависимости от выбранного направления будущей деятельности. Однако такая практика осуществлялась по инициативе самих университетов, не имела законодательного закрепления и в 1879 г. была прекращена <10>. ——————————— <9> Устройство юридических факультетов в разных иностранных университетах, и в особенности в Германии // Журнал министерства народного просвещения. 1834. N VIII. С. 316 — 341. <10> Там же. С. 94.

В целом система юридического образования в Германии сложилась к середине XIX в. Остановимся на основных ее особенностях. Во-первых, подготовка юристов в Германии основывалась на догме римского права. Например, в 1883 г. в Берлинском университете среди обязательных предметов в области цивилистики были: торговое право, немецкое частное право, прусское право, юридическая энциклопедия, история германского права, пандекты, история римского права, институции римского права. К тому же удельный вес занятий, отведенных на изучение римского права, был в совокупности значительно больше, чем на изучение германского права (26 часов в неделю по римскому праву и 16 часов по германскому) <11>. Обратим внимание, что речь идет о Пруссии, где уже более столетия действовало Гражданское уложение и римское право полностью утратило свое практическое значение. Однако такое распределение учебных часов говорит о том, что в римском праве продолжали видеть непреходящую ценность в процессе становления юриста. К тому же римское право выступало в роли объединяющего начала для всех юридических факультетов в разных частях страны. ——————————— <11> Гуляев А. М. Указ. соч. С. 6.

В итоге юридическое образование, даваемое в университетах, было в высшей степени теоретизированным. На недостаток практической подготовки юристов указывали представители профессионального сообщества, по инициативе которых в 70 — 80-е гг. XIX в. произошла корректировка содержания юридического образования. Целью преобразований стало повышение уровня подготовки юристов с тем, чтобы «спасти общество от наплыва невежественных администраторов, судей и адвокатов, которых делает действующая система юридического образования» <12>. ——————————— <12> Реформа юридического образования в Германии // Юридический вестник. 1889. Январь. Т. 1. Кн. 1. С. 54.

Однако окончательный отказ от засилья римского права произошел лишь в конце XIX в., после принятия общегерманского Гражданского уложения в 1896 г. Кодификация гражданского права повлекла за собой изменения в системе подготовки юристов. По данному вопросу разгорелась горячая дискуссия среди университетских преподавателей. На общем съезде в немецком городе Эйзенахе был выработан единый компромиссный проект учебного плана для юридических факультетов. Пытаясь учесть интересы каждой заинтересованной стороны, делегаты съезда предложили увеличить количество часов, отведенных на изучение частного права и нового Уложения, но при этом оставить в полном объеме время, затрачиваемое на римское право <13>. Дискуссия была продолжена на страницах периодической печати, где весьма резко критиковали «эйзенахский проект» за его половинчатость и отсутствие решения проблемы. Точку в этом споре положило распоряжение министров юстиции и просвещения от 18 января 1897 г. Согласно положениям данного документа, гражданскому праву отводилось центральное место в системе обучения юристов. Все теоретические дисциплины были сведены в один курс — введение в правоведение. Остальные обязательные гражданско-правовые дисциплины были представлены: история римского права и система римского права, история и основные черты германского частного права, германское гражданское право. Распоряжением было увеличено время для изучения гражданского уложения, а также расширен курс практических занятий по гражданскому праву. Напротив, римское право оставалось только теоретическим курсом <14>. ——————————— <13> Гуляев А. М. Указ. соч. С. 11 — 15. <14> Там же. С. 32 — 33.

Таким образом, многовековое господство римского права было преодолено. Реформа юридического образования пошла по пути усиления практического компонента в процессе обучения и сокращения общетеоретических и исторических курсов. Но при этом немецкие университеты стремились сохранить высокий уровень научного знания, поскольку основную роль высшей школы видели именно в теоретической составляющей обучения. Второй особенностью подготовки юристов в Германии является обязательная стажировка после окончания университета, которая завершалась сдачей государственного экзамена. Только успешно пройдя все этапы обучения и выдержав экзамены, можно было самостоятельно начать заниматься профессиональной деятельностью. Итак, окончивший курс юридических наук в университете поступал на стажировку либо в судебное ведомство, либо в государственное учреждение. Стажировка длилась четыре года, причем за это время был возможен переход из одного ведомства в другое. Закон 1877 г. сделал послеуниверситетское обучение обязательным для занятия должностей в системе правосудия. Вопрос о замещении государственных гражданских должностей, напротив, регулировался законодательством отдельных земель. Но в любом случае стажировка юристов в Германии являлась необходимым элементом допуска к юридической профессии или к государственной службе. Не пройдя такое постградуальное обучение, можно было рассчитывать только на низшие канцелярские должности, а также на работу в частных компаниях. Стажировка обязательно заканчивалась государственным экзаменом на право заниматься выбранной профессией. Экзамен сдавался членам профессионального сообщества: либо в министерстве юстиции, либо в гражданском ведомстве, выбранном стажером. Такая система подготовки кадрового состава органов правосудия и государственных служащих плодотворно сказывалась на контингенте этих структур. Положительный опыт Германии в процессе подготовки кадров для системы правосудия был использован в России при разработке Судебной реформы 1864 г. <15>. ——————————— <15> См. подробнее: Ильина Т. Н. Изменение системы требований к кадровому составу органов правосудия в Российской империи после Судебной реформы 1864 года // История государства и права. 2011. N 12. С. 6 — 9.

Особо отметим, что сложившаяся в конце XIX — начале XX в. модель юридического образования в Германии с незначительными изменениями действует в настоящее время. XX век не привнес значительных перемен в концепцию юридического образования в Германии. Его главной особенностью по-прежнему является наличие двухуровневой системы: университетского обучения и практической стажировки. Другими отличительными чертами юридического образования в Германии являются симбиоз детального правового регулирования системы образования, с одной стороны, и широкая свобода организации учебного процесса и самостоятельности студентов — с другой.

Литература

1. Гинзбург Ю. В., Ильина Т. Н. Специализация юридического образования в российских университетах в XIX веке // Вопросы образования. 2012. N 1. 2. Гуляев А. М. Реформа юридического образования в Германии // Журнал министерства юстиции. 1897. Кн. 10. 3. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. М., 2004. 4. Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и наука. 2003. N 4. 5. Ильина Т. Н. Изменение системы требований к кадровому составу органов правосудия в Российской империи после Судебной реформы 1864 года // История государства и права. 2011. N 12. 6. Матвеев В. Ф. Государственная служба и юридическое образование в Германии // Журнал министерства юстиции. 1908. N 2. 7. Рейнгерц Е. Г. О средневековых юристах в Германии и отношении к ним общественного мнения // Труды Одесского юридического общества. 1891. Т. IV. 8. Реформа юридического образования в Германии // Юридический вестник. 1889. Январь. Т. 1. Кн. 1. 9. Устройство юридических факультетов в разных иностранных университетах, и в особенности в Германии // Журнал министерства народного просвещения. 1834. N VIII.

——————————————————————