Должен ли вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, обеспечить участие представителя налогоплательщика в рассмотрении данной жалобы? Обязательно ли участие налогоплательщика в ее рассмотрении?
Ответ: Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, не должен обеспечить участие представителя налогоплательщика в рассмотрении данной жалобы, участие налогоплательщика в ее рассмотрении не предусмотрено.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 153-ФЗ)) жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) не предусматривает норм, исходя из которых вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, обязан обеспечить участие представителя налогоплательщика в рассмотрении данной жалобы.
Норм о том, что обязательно участие налогоплательщика в рассмотрении такой жалобы, НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) также не содержит.
На основании п. 8.3 Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденного Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, при достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
Однако в Определении ВАС РФ от 22.07.2009 N ВАС-8298/09 указано, что данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа МНС России от 16.07.2004 N САЭ-4-14/44дсп@#.
Кроме того, в Письме Минфина России от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323 разъяснено, что в НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом.
Одновременно Минфин России обратил внимание, что Приказ МНС России N БГ-3-14/290 был принят до включения в НК РФ соответствующей процедуры апелляционного обжалования.
Таким образом, обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы НК РФ и каким-либо иным документом не предусмотрена.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10 разъяснено, что согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ. Отказывая в удовлетворении заявления налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций исходили из буквального толкования положений ст. 140 НК РФ, в которых отсутствует требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы.
Порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен гл. 20 НК РФ, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной главе также не предусмотрена.
Положения ст. 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм гл. 20 НК РФ возможность подобного применения не следует.
Исходя из изложенного и позиция Минфина России, и позиция Президиума ВАС РФ свидетельствуют, что вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, не должен обеспечить участие представителя налогоплательщика в рассмотрении данной жалобы, участие налогоплательщика в ее рассмотрении не предусмотрено.
Законом N 153-ФЗ вносятся существенные изменения в НК РФ в части, касающейся обжалования актов налоговых органов.
В частности, в гл. 20 НК РФ ст. 140 излагается в новой редакции.
В силу п. 2 ст. 140 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
Часть 1 ст. 3 Закона N 153-ФЗ закрепляет, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 03.07.2013).
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 153-ФЗ, в случае если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Закона N 153-ФЗ, применяются положения части первой НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 153-ФЗ.
Как следует из приведенных положений, после вступления в силу Закона N 153-ФЗ рассматриваемый вопрос получает прямое урегулирование нормами НК РФ, фактически закрепляющее подход Минфина России и Президиума ВАС РФ, выработанный ранее.
Следовательно, согласно положениям НК РФ в новой редакции вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, не должен обеспечить участие представителя налогоплательщика в рассмотрении данной жалобы, участие налогоплательщика в ее рассмотрении не предусмотрено.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
19.08.2013
——————————————————————