Взаимодействовать в интересах организации
(Семенова Е.)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 30)
ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ В ИНТЕРЕСАХ ОРГАНИЗАЦИИ
Е. СЕМЕНОВА
Елена Семенова, юрист.
При решении проблемных вопросов трудового права юридическая служба хозяйствующего субъекта взаимодействует практически со всеми его структурными подразделениями. Порядок взаимодействия каждой организацией устанавливается самостоятельно и зависит от ее организационной структуры, численности сотрудников, видов предпринимательской деятельности и, конечно же, от традиций, заложенных в трудовом коллективе.
Порядок взаимоотношений между службами организации целесообразно урегулировать локальными нормативными актами типа положений, приказов, инструкций. Но, как показывает опыт, ни один нормативный документ, даже тот, что кажется образцом совершенства, в момент вступления его в действие, не в состоянии учесть все жизненные ситуации, при которых он будет применяться. В случае, когда нормативный акт отсутствует или не регулирует возникший круг вопросов, логично и уместно использовать должностные инструкции либо трудовые договоры, поскольку в них определены основные права и обязанности работников.
Пример из практики
При визировании приказа об увольнении по собственному желанию водителя С. юрисконсульт обратил внимание на то, что согласно заключению по служебному расследованию С. признан виновным в совершении ДТП с участием автомобиля, за рулем которого он находился. Произведенными в пользу потерпевшего выплатами предприятию причинен значительный материальный ущерб. Сотрудник отдела кадров, подготовивший проект приказа об увольнении С., не был посвящен в материалы, связанные с претензией К. о возмещении ущерба, причиненного его автомобилю в результате ДТП. Вариантами последующих действий юрисконсульта могли быть как минимум два:
— завизировать приказ об увольнении С. и ждать указаний директора предприятия о взыскании в регрессном порядке через суд суммы причиненного ущерба с уволившегося С.;
— подготовить приказ о привлечении С. к материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами конкретного дела, инициировать его подписание руководителем.
Поскольку возврат изъятых из оборота денежных средств в кратчайшие сроки наиболее оптимально сочетался с интересами предприятия, юрисконсульт выбрал второй вариант действий. Он сделал запрос в бухгалтерию о среднем месячном заработке С. и проинформировал отдел кадров о необходимости приостановки процедуры визирования и подписания приказа об увольнении С. до окончания двухнедельного срока предупреждения. Подготовленный юрисконсультом приказ о возмещении причиненного ущерба в размере среднего месячного заработка С. в соответствии со ст. 238, ч. 1 ст. 248 Трудового кодекса РФ путем удержания из заработной платы без промедления был подписан руководителем предприятия и исполнен бухгалтерией. Оставшаяся часть суммы, подлежащей взысканию с виновного, взыскана предприятием в порядке гражданского судопроизводства.
Однако при отстаивании интересов организации не следует забывать о социальном партнерстве. Развитие социального партнерства как ведущего принципа, заложенного Трудовым кодексом РФ, требует активного участия юридических служб в подготовке совместно с экономическими, кадровыми, бухгалтерскими службами предприятия условий коллективных договоров, в работе согласительных комиссий в ходе заключения коллективного договора.
В любом случае сбалансированность интересов работника и работодателя, положенная в основу взаимодействия структурных подразделений последнего, пойдет на пользу делу.
Отдел по персоналу и бухгалтерия обратились в юридический отдел с вопросом: Г. подала заявление о расторжении трудового договора по ее инициативе в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи. Можно ли увольнять ее в период действия договора займа, по условиям которого беспроцентный заем предоставляется только работникам предприятия, и при обстоятельствах, когда сумма займа не возвращена и нет уверенности, что эта ссуда будет погашена?
Юрисконсульт разъяснил, что игнорирование законного права работника, гарантированного Конституцией РФ, недопустимо ни при каких обстоятельствах, посему увольнение производится в порядке, установленном ст. 80 Трудового кодекса РФ. В случае невозврата суммы займа в срок, обусловленный договором, предприятие вправе предъявить иск в суд общей юрисдикции для взыскания денежных средств в принудительном порядке. Через три месяца после увольнения Г. бухгалтерия направила в юридический отдел служебную записку, в которой содержалась просьба принять меры к погашению задолженности Г. по полученному займу. Для погашения долга судебные процессы не потребовались, поскольку заем был возвращен после направления юридической службой претензии с указанием конкретного срока возврата долга и последствий невыполнения законного требования.
Не допустить нарушения действующего законодательства — важнейшая из задач, стоящих не только перед юридической, но и другими службами, входящими в систему управления организацией. Поэтому хорошо организованное сотрудничество всех ее служб способствует достижению этой цели.
Цепочка связей между правовым отделом, бухгалтерией и отделом по персоналу может строиться по вертикали, когда все действия по защите прав и интересов предприятия и подготовка документов осуществляются по распоряжению руководителя. Данная модель взаимоотношений строится на фундаменте, в основу которого положен тезис: юридическая служба находится в непосредственном подчинении руководителя и выполнение должностных обязанностей должно осуществляться с ведома либо по указанию первого лица предприятия.
Горизонтальная система связей устанавливается там и тогда, где и когда взаимоотношения между юридическим отделом и другими структурными подразделениями строятся напрямую. Подобная модель обосновывается тем, что юридическая служба — структурное подразделение с таким же статусом, как и все остальные, отвечает за направление работы предприятия по вопросам законности и права.
Формы взаимодействия
Главный принцип взаимодействия юридической службы с другими подразделениями, в частности с бухгалтерией, отделом кадров, экономическим отделом, основывается на том, что любые действия сотрудников должны осуществляться, а документы составляться в интересах организации.
Основными формами взаимодействия юристов, бухгалтеров и кадровиков были и остаются: визирование и проверка на соответствие Трудовому кодексу РФ проектов приказов о приеме, переводе, увольнении работников, о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности; совместная подготовка документов для представления в судебные и правоохранительные органы; участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины; предотвращению потерь рабочего времени и выпуску продукции ненадлежащего качества.
При осуществлении взаимодействия немаловажно добиваться качественного и своевременного выполнения сопредельными службами запросов о представлении в юридическую службу документов. Это вызвано необходимостью соблюдения процессуальных сроков и сроков исковой давности.
Ответственное отношение к принятым материалам и документам позволит исполнять требования в отношении соблюдения коммерческой тайны организации и защиты персональных данных работника, а также условий конфиденциальности трудовых договоров и пр.
Взаимодействие служб может проявляться в проведении консультаций по отдельным вопросам.
Главный бухгалтер обратился в юридический отдел с просьбой разобраться с обоснованностью требований работницы о выплате ей компенсационных денежных средств ежемесячно в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Тщательный анализ Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110, Постановления Правительства РФ от 03.11.94 N 1206, решения Верховного Суда РФ от 10.02.2003 N ГКПИ 02-1461, Определения Верховного Суда РФ от 06.05.2003 N КАС 03-165 показал, что законодательно установленной обязанности работодателя осуществлять выплаты ежемесячных компенсационных сумм в настоящий момент нет. Если предприятие намерено оказывать материальную помощь работницам в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, то выплаты будут осуществляться за счет средств предприятий, направляемых на оплату труда. В связи с этим после оценки финансовых возможностей предприятия и принятия положительного решения исполнительной дирекцией необходимо будет внести изменения в локальные акты, регулирующие оплату труда. Пока вопрос отрабатывался на этих ступеньках управленческой структуры предприятия, Определением Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03 указанные выше судебные акты были отменены. Тем самым обязательность ежемесячной компенсационной выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком) была восстановлена. Естественно, что без участия юристов разобраться в хитросплетениях правовых документов и судебной практике бухгалтерской службе было бы затруднительно.
Полезный совет
В то же время для полноценного взаимодействия юридических, кадровых и бухгалтерских служб и согласования действий необходима свобода дискуссии, создающая возможность определить круг обсуждаемых вопросов либо содержание подготавливаемых документов. Дискуссия помогает свободно и самостоятельно прийти к выбору наиболее приемлемых решений и действий, форм установления деловых отношений.
Добросовестное сотрудничество между службами предполагает также обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию общей позиции и организации совместной работы по данному направлению.
——————————————————————