Конкурс по международному праву им. Филиппа С. Джессопа и юридическое образование (заметки с судейской скамьи)

(Есаков Г. А.) («Юридическое образование и наука», 2009, N 2)

КОНКУРС ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ ИМ. ФИЛИППА С. ДЖЕССОПА И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ЗАМЕТКИ С СУДЕЙСКОЙ СКАМЬИ)

Г. А. ЕСАКОВ

Есаков Г. А., профессор кафедры уголовного права МГЮА, доктор юридических наук.

В феврале 2009 г. в МГЮА и МГИМО состоялся восьмой по счету, российский этап конкурса по международному праву им. Филиппа С. Джессопа. В МГЮА состоялись устные предварительные раунды, четвертьфиналы и полуфиналы, а в МГИМО — финал российского этапа. У истоков конкурса в конце 1950-х годов стояли гарвардский профессор Ричард Р. Бакстер и профессор Стивен М. Швебель (позднее председатель Гаагского международного суда). Идею конкурса горячо поддержал судья Международного суда Ф. С. Джессоп. Конкурс Джессопа является бесспорно полезным приобретением российского высшего юридического образования, и стоит надеяться только на его дальнейшее развитие. 4 — 8 февраля 2009 г. в МГЮА и МГИМО состоялся очередной, уже восьмой по счету, российский этап конкурса по международному праву им. Филиппа С. Джессопа. Непосредственное участие в конкурсе в качестве одного из судей позволяет мне высказать некоторые суждения, связанные с конкурсом и современным юридическим образованием. Но сначала несколько слов о том, что это за конкурс и каковы его процедуры. У истоков конкурса в конце 1950-х годов стояли гарвардский профессор Ричард Р. Бакстер и профессор Стивен М. Швебель (позднее председатель Гаагского международного суда). Их идея заключалась в создании форума для студенческих соревнований в знаниях международного права, объединяющего в себе письменный и устный элементы. С тех пор основной смысл конкурса неизменен: на основе заранее сформулированной вымышленной правовой проблемы международного характера, не имеющей однозначного решения, команда студентов готовит письменные заключения по делу (так называемые memorials) как в пользу государства-истца, так и в пользу государства-ответчика и затем устно перед тремя судьями, имитирующими Международный суд, представляет свои доводы в судебном заседании, споря с командой из другой юридической школы. Для конкурса недостаточно быть подготовленным юристом — нужно еще и хорошо знать английский язык, поскольку все процедуры конкурса проходят на нем (и написание memorials, и выступления в суде). Впервые конкурс состоялся в 1960 г. между двумя командами юридического факультета Гарварда (по теме «Кубинская аграрная реформа») и с тех пор начал свое поистине триумфальное шествие по миру. Имя Филиппа С. Джессопа (1897 — 1986) было присвоено конкурсу в честь видного американского юриста-международника и судьи Международного суда в 1961 — 1970 гг. Кроме того, на базе конкурса была основана Ассоциация студентов-международников (International Law Students Organization), которая организует в настоящее время проведение конкурса. В Россию конкурс пришел в 2002 г., когда известная юридическая компания White & Case (с тех пор являющаяся неизменным организатором и основным спонсором отечественного этапа конкурса) организовала первый российский национальный раунд, в котором приняли участие четыре команды. С тех пор российский этап пережил поистине феерический рост: в этом сезоне конкурса приняли участие 45 команд и свыше 200 студентов. Эти команды представляли всю юридическую Россию от Калининграда до Владивостока, и в том числе Московскую государственную юридическую академию и ее Оренбургский институт. Если не принимать в расчет Соединенные Штаты, то российский этап конкурса является самым многочисленным среди всех стран мира. Более того, даже в сравнении с США наш этап больше, поскольку там отсутствует как таковой национальный этап: все команды соревнуются по нескольким регионам США, и региональные раунды намного меньше одного российского. Всего же в 2009 г. в конкурсе Джессопа (а этот год является юбилейным для него, поскольку состоится 50-е соревнование) принимают участие свыше 600 команд более чем из 90 стран мира. Конкурс этого года формально посвящен компетенции и полномочиям Международного суда ООН (дело касательно «Операции предоставить убежище»). Суть спора заключена в вооруженном конфликте двух вымышленных государств, Аликанто (заявитель) и Равизия (ответчик) <1>. После нескольких лет эскалации насилия и этнически-религиозных столкновений в Аликанто (бывшей колонии Равизии) на основании мандата Совета Безопасности ООН в Аликанто были введены силы ООН, в основном состоящие из сил Равизии. Этим силам удалось довольно быстро погасить волнения, и их мандат должен был истечь 31 июля 2008 г. За некоторое время до этого волнения вспыхнули с новой силой; были зафиксированы этнические чистки, поджоги и убийства (хотя факты дела не столь однозначно свидетельствовали об этом), более того, в результате террористического акта был убит премьер-министр Аликанто. Совет Безопасности ООН, несмотря на требование Равизии продлить мандат сил, отказался сделать это, и 1 августа 2008 г. под эгидой региональной организации, основанной Равизией, и под предлогом предотвращения гуманитарной катастрофы Равизия ввела свои войска на территорию Аликанто. Это лишь набросок сути спора, который на самом деле гораздо глубже и обширнее. Студенты должны были аргументировать перед Международным судом четыре блока вопросов, связанных с применением силы одним государством против другого, раскрытием секретной информации, возмещением ущерба за сексуальную эксплуатацию женщин и подростков и выдачей осужденного преступника. Пронизывала эти вопросы, в свою очередь, проблема компетенции и полномочий Международного суда принять соответствующее решение в пользу той или иной стороны. ——————————— <1> Интересующиеся материалами конкурса могут увидеть их на сайте White & Case по адресу http://www. whitecase. ru/russian/index. phtml? part=community&chapter;=jessup09 (ссылка еще будет работать, видимо, некоторое время до конца весны 2009 г.) или на сайте Ассоциации студентов-международников по адресу http://www. ilsa. org/jessup/materials. php (то, сколько времени будет работать ссылка, сказать сложно).

Российский раунд конкурса проходил 4 — 8 февраля 2009 г. в МГЮА и МГИМО. В здании МГЮА состоялись устные предварительные раунды, четвертьфиналы и полуфиналы, а в МГИМО — финал российского этапа. До начала устных раундов судьи предварительно оценили memorials команд (напомним, что команда готовит два memorials — за истца и за ответчика, а оценивают каждый трое судей). Устные раунды представляют собой имитацию судебного процесса и длятся полтора часа. Каждая сторона имеет 45 минут в полном распоряжении для изложения своей позиции, причем выступить от каждой команды должны два студента. Они свободны (в пределах некоторых правил) в распределении времени, в порядке выступлений, в том, что они будут говорить и как они будут это делать. По форме устный раунд представляет собой смешение двух судебных процедур: общий порядок слушаний такой же, как и в Международном суде (т. е. выступает сторона истца, потом сторона ответчика, затем краткое возражение истца на заявленное ответчиком и, наконец, контрвозражение ответчика на возражение истца), но вот стиль процесса ближе к заседанию Верховного суда Соединенных Штатов, где судьи в любой момент времени вольны задать вопрос и часто-таки не отказывают себе в этом удовольствии в ходе всего времени слушаний. Судейский состав конкурса (каждый устный раунд судят трое судей) представлен профессурой, адвокатами, чиновниками, к которым предъявляются два основных требования: они должны иметь высшее юридическое образование и владеть английским языком. Специалистами в международном праве им быть необязательно, поскольку основная задача конкурса — выявить талантливых ораторов, сочетающих в себе знание права с искусством судебной речи. (Кроме того, перед началом конкурса всем судьям раздается строго конфиденциальный «меморандум судейской скамьи», посвящающий их в проблемы спора и его правовые аспекты.) Финал конкурса по традиции судят видные юристы-международники, и в этом году в Москву были приглашены бывший председатель Международного суда Жильбер Гийом, профессор международного права Университета Пантеон — Сорбонна (Париж 1) Женевьева Бастид-Бюрдо и судья Европейского суда по правам человека Ханлар Хаджиев. В целях обеспечения беспристрастности конкурса командам до финала включительно запрещается раскрывать вуз, который они представляют, и нарушение этого правила (со стороны студентов или же судей, а также будь то прямое раскрытие или косвенное) влечет самые серьезные санкции вплоть до дисквалификации команды. Конкурс Джессопа отличает продуманная система оценок и штрафных очков. Так, каждый memorial оценивается по шкале от 50 до 100 баллов, при этом формальные нарушения (неправильные размеры шрифта, интервалов, некорректное оформление сносок и т. п.) влекут уменьшение присужденных судьями баллов (применение штрафных санкций входит в компетенцию не судей, а администрации конкурса). Судьи должны оценить в совокупности знание фактов дела, знание права, умение применять право к фактам, правильность работы с источниками, четкость аргументации, стиль изложения. Точно так же устный раунд оценивается по шкале от 50 до 100 баллов для каждого выступающего; в качестве критериев оценки судьям предлагается оценить знание студентом фактов и права, его умение делать выводы, способность отвечать на вопросы, контакт с судом. Судьям запрещено раскрывать командам их оценки, и по окончании раунда они могут сделать лишь общие комментарии относительно ведения студентами процесса. После предварительных раундов (а каждая команда играет 4 процесса, дважды как истец и дважды как ответчик) и подведения их итогов наступает пора стыковочных раундов (раундов «на вылет»), в которых участвуют команды, занявшие с 5-го по 12-е места <2>. Победители этих матчей встречаются с командами, занявшими 1 — 4-е места, в одной четвертой финала, потом проходят полуфиналы и, наконец, финал, в котором определяется российский национальный чемпион. В этом году финальная турнирная таблица выглядит следующим образом. Победителем конкурса Джессопа в России стала команда Нижегородского филиала ГУ — ВШЭ (действительно очень сильная команда, поскольку автор этих строк судил их memorial за ответчика и поставил балл, близкий к 100, и имел возможность наблюдать «вживую» в финале, хотя по его итогам отдал бы предпочтение команде, ставшей в итоге лишь второй). Ей в финале уступила команда Российской академии правосудия, затем расположились команды МГУ, Калининградского государственного университета и МГИМО, которая (увы и ах!) обыграла в матче за пятое место команду МГЮА, ставшую в итоге шестой. В финале конкурса Джессопа в Вашингтоне участвовало пять лучших российских команд. Победили ребята из Колумбии. ——————————— <2> В зависимости от числа команд, участвующих в национальном этапе, стыковочные раунды могут заменять матчами одной восьмой финала.

Теперь стоит сказать несколько слов об этом конкурсе с точки зрения юридического образования, и здесь мне хотелось бы выделить три аспекта. Аспект юридический, или знание международного права. Тут, надо признать, все зависит, во-первых, от команд и их тренеров и, во-вторых, от уровня преподавания международного права и правовых дисциплин в целом в вузе. И здесь отчасти показательна финальная таблица результатов <3>, где самые сильные и признанные юридические вузы России, располагающие обширной библиотечной базой, доступом к электронным ресурсам, т. е. всем тем, без чего нельзя обойтись при подготовке к конкурсу, расположились на верхних строчках, а все остальные (включая и несколько инновационных университетов, что примечательно) закономерно разделили места во второй половине. Конечно же, в этой таблице есть и противоположные примеры, когда и именитые находятся в конце, и неизвестные в начале. Однако это исключение, которое во многом зависит от таланта команды, работоспособности студентов, лишь подтверждает общее правило. Более того, из года в год в число лучших двенадцати команд входят одни и те же: МГУ, СПбГУ, МГЮА, МГИМО. Значит, что-то в этих вузах есть такое, что позволяет им удерживаться в лидерах… Но, конечно же, базовой подготовки по международному праву студентам еще недостаточно, и конкурс Джессопа — это во многом соревнование усидчивых, читающих, вдумчивых и мыслящих студентов. ——————————— <3> К сожалению, информация является конфиденциальной, и все даваемые оценки являются лишь моим субъективным мнением.

Аспект лингвистический, или знание английского языка. Конкурс Джессопа еще раз подтвердил, что обучение иностранному языку в вузе — это не то же самое, что в средней школе. Студент должен научиться юридическому иностранному языку, с его конструкциями и оборотами, с его четким логическим ходом мысли, допущениями и заключениями, должен научиться спорить, говорить красочно и убедительно. Извечный спор между тем, учить ли студента базовому английскому (так называемой «бытовой лексике»), имея в виду, что терминологию он где-то сам освоит на практике или пройдет в конце своего обучения языку в объеме часов так двадцати, или же преподавать ему юридический английский, предполагая, что с базовым он должен прийти из школы, следует разрешить в пользу второго варианта. Бесспорно, уровень вчерашних школьников, а сегодня студентов различен, многие из них не могут связать и двух слов, но это не причина уравнивать всех под одну гребенку и учить в вузе, как и в школе, как будет по-английски ложка, вилка и нож… Пробелы школы исправит интенсивный курс в первые месяцы обучения в вузе (или не исправит уже ничто), а дальше мы должны готовить студента со знанием юридического иностранного языка. И совершенно обоснованно проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требуют готовить юриста со знанием юридического иностранного языка, развивая в нем в итоге умение «свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения» (из проекта магистерского стандарта). Здесь же следует подчеркнуть важность привития студентам навыков как письменной, так и устной иностранной профессиональной речи. Студент в итоге должен уметь не только читать и переводить (в идеале без словаря) профессиональные тексты с иностранного языка на русский, но и уметь произвести обратный перевод. Обучение этому, безусловно, сложно, но это необходимое условие формирования современного юриста. И последнее в этой связи. Только что сказанное — лишь идеал. На практике большинство студентов не хотят учить иностранный язык (так показывают их опросы), но потом — под данным опросов уже бывших студентов — большинство из них на рынке труда попадают в заведомо проигрышное положение с теми, кто владеет иностранным языком, и раскаиваются в своих студенческих заблуждениях. «Насильно мил не будешь» — вспоминается в этой связи русская пословица. К сожалению, проекты стандартов этого не учитывают. Аспект стилистический, или поведение в суде. Здесь, конечно же, можно легко отмахнуться: что-де нам до тамошнего, американского судопроизводства с их порядками, у нас и свое есть! Это верно, но лишь отчасти. Границы становятся все более прозрачными, а юридические границы исчезли практически полностью. И российский юрист завтра вполне может оказаться в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, где в суде он столкнется с совершенно новой для него судебной процедурой, новым стилем общения, новым стилем речи. (Сложно забыть тот первобытный ужас в глазах одной студентки, выступавшей перед нами на конкурсе Джессопа, когда американский профессор задал ей первый вопрос. Она, будучи, видимо, не подготовленной к тому, как проходит конкурс, просто вышла прочитать свой memorial, и тут началось (для нее) такое! Надеюсь, она запомнит слова, сказанные ей и другим моим коллегой, что, если бы она так вышла в американском суде, ее судья тотчас убил бы. Но это лишь исключение: другие команды демонстрировали свободу речи, понимание вопросов, умели спорить, отстаивать свою позицию, и это не может не радовать.) Более того, часто вчерашний выпускник, попадающий в российский суд, не может на родине разобраться, что ему делать и как себя вести! Это означает, что в юридическом образовании следует усиливать практический аспект обучения, приучать студентов к будущей работе в самых разных ее формах. В завершение скажу, что конкурс Джессопа является бесспорно полезным приобретением российского высшего юридического образования, и стоит надеяться только на его дальнейшее развитие.

——————————————————————