Надбавка за гостайну
(Пресняков М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 47)
НАДБАВКА ЗА ГОСТАЙНУ
М. ПРЕСНЯКОВ
Михаил Пресняков, доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы.
Сотрудница УФСИН, имеющая допуск к гостайне по форме 2, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком и желает приступить к исполнению служебных обязанностей на условиях неполного рабочего дня с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком. Статьей 256 ТК РФ такое право женщине предоставлено, но Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 запрещает выплачивать надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну. Характер работы предусматривает ежедневное соприкосновение с данными сведениями. Чем следует руководствоваться?
Т. Королева, г. Абакан
Действительно, согласно ст. 256 ТК РФ лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. В силу ст. 93 ТК РФ при работе на таких условиях оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Иными словами, если гражданин работает на 0,9 ставки, то его заработная плата должна составлять 90%.
Вместе с тем исходя из разъяснения Минтруда России «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне» (утвержденного Постановлением от 23.12.94 N 84) процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачиваются лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
По всей видимости, при разработке разъяснения имелась в виду ситуация, когда работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, не выполняет работу на условиях неполного рабочего времени. Однако в тексте документа не предусмотрено никаких исключений. Если исходить из буквальной формулировки разъяснения, работодатель не может выплачивать соответствующую надбавку, в том числе и тем работникам, которые продолжают работу на условиях неполного рабочего времени.
Между тем правовым основанием для получения указанной процентной надбавки является сам факт выполнения работы со сведениями, составляющими гостайну. Поэтому если в случае судебного спора работник докажет, что выполнял такую работу, но не получал соответствующей надбавки, то суд, скорее всего, удовлетворит его иск и взыщет в его пользу соответствующие выплаты.
В этой ситуации работодатель оказывается в крайне уязвимом положении. С одной стороны, если установить указанную надбавку, то контрольно-надзорные органы укажут ему на нарушение разъяснения Минтруда России. Если же ее не устанавливать, то это чревато удовлетворением судебного иска работника. Причем исходя из буквального толкования нормы ст. 256 ТК РФ работодатель не может отказать в предоставлении работы на условиях неполного рабочего времени женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком.
Радикальное решение этого вопроса видится лишь в оспаривании законности указанного разъяснения и признании его недействительным. В плане же практическом, на наш взгляд, существует два варианта мирного решения проблемы.
Если это возможно, работницу следует (разумеется, с ее письменного согласия) перевести на другую работу, не связанную со сведениями, составляющими гостайну. Обратите внимание, что новая редакция ТК РФ содержит интересную новеллу, допускающую временный перевод по соглашению сторон (ст. 72.2). Однако данная возможность существует не всегда. В таком случае возможен еще один вариант решения проблемы.
Согласно той же ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям не только матерью, но и отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом указанные лица также могут работать на условиях неполного рабочего времени и получать пособие по уходу за ребенком. Иными словами, отпуск по уходу за ребенком может взять, например, муж этой сотрудницы. Разумеется, этот вопрос нужно решать с работницей «по обоюдному согласию», объяснив ей сложность ситуации.
——————————————————————