Информационная безопасность в системе государственной службы
(Куракин А. В., Кулешов Г. Н., Несмелов П. В.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 2)
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
А. В. КУРАКИН, Г. Н. КУЛЕШОВ, П. В. НЕСМЕЛОВ
Куракин Алексей Валентинович, доктор юридических наук, профессор.
Кулешов Георгий Николаевич, кандидат юридических наук, преподаватель Московского государственного индустриального университета.
Несмелов Павел Вячеславович, кандидат юридических наук, начальник экспертно-криминалистического факультета Московского университета МВД России.
В силу развития процессов информатизации публичного управления государственные гражданские служащие вовлечены в целую систему информационных правоотношений, поэтому представить себе их контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятельность без получения и использования соответствующей информации практически невозможно. Учитывая это, в современный период представляется необходимой разработка новой модели административно-правового регулирования информационных правоотношений в системе государственной гражданской службы, которая учитывала бы принципиально новые проблемы глобальной информатизации современного общества.
Ключевые слова: служба, служащий, безопасность, информация, информатизация, управление, коррупция, обеспечение, контроль, процедуры.
Information security in the system of civil service A. V. Kurakin, G. N. Kuleshov, P. V. Nesmelov
Due to the development of informatization processes in public management, state civil officials get involved into a whole system of information-related legal relations. This is why it is almost impossible to imagine their supervisory, permitting and jurisdiction activities without obtaining and using necessary information. Taking this into account, at a modern stage it is very important to develop a new model of administrative law regulation of information relations in the system of state civil service. It is very important that such a model takes into account all new problems of the global informatization of a modern society.
Key words: service, official, information, security, informatization, management, corruption, provision, control, procedures.
В настоящее время назрела объективная необходимость пересмотра многих устоявшихся положений относительно информационного обеспечения и информационной открытости государственной гражданской службы, а также внедрения в систему государственно-служебных отношений современных информационных технологий и методов работы с информацией. Новые информационные технологии позволили бы оптимизировать служебную деятельность государственных служащих, а также минимизировать их неоправданные временные затраты на получение, обработку и использование полученной служебной и иной социально значимой информации. Совершенствование информационного обеспечения государственной гражданской службы позволило бы гражданам, институтам гражданского общества, а также самим служащим иметь больше возможностей для получения информации о государственной гражданской службе, которая реализуется в различных министерствах и ведомствах. Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. В свою очередь, сведения — это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1> определят, что информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). Информация имеет различный социально значимый характер, а также может иметь различную целевую направленность. Она может носить как социально-полезный характер, так и представлять угрозу безопасности личности общества и государства. В этой связи в настоящее время актуализировались проблемы информационной безопасности. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Информационная безопасность в системе государственной гражданской службы, как и другие виды социальной безопасности, сама по себе не существует, она обеспечивается комплексом технических, экономических, организационных и правовых средств. Правовые средства обеспечения информационной безопасности достаточно разнообразны. Так, информационная безопасность обеспечивается нормами международного права, конституционного права, уголовного права. Особое место в системе правовых средств обеспечения информационной безопасности занимают административно-правовые средства, составляющей названных средств являются юрисдикционные средства, а именно меры административной ответственности. Предписания КоАП РФ занимают важное место в системе административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности определяет, что под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Обращаясь к научной литературе, можно сделать вывод о том, что «информационная безопасность» определяется далеко не однозначно. Так, Т. А. Мартиросян констатирует, что информационная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере от возможных внутренних и внешних угроз <2>. Во многом аналогичную позицию занимает О. А. Федотова, которая пишет о том, что информационная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз <3>. ——————————— <2> См.: Мартиросян Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10. <3> См.: Федотова О. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.
А. В. Кисляковский пишет о том, что «…информационная безопасность носит концептуальный характер и предполагает решение комплекса задач поддержания безопасности информационных ресурсов (информации), а иными словами — безопасности отношений физических и юридических лиц между собой и с государством. Безопасность информации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и часто преступного использования ценных сведений, особенно в связи с вхождением отечественных компьютерных систем в международные компьютерные сети» <4>. ——————————— <4> См.: Кисляковский А. В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 40.
По мнению Т. А. Поляковой, информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что, по мнению автора, соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. В. Д. Курушин, В. А. Минаев под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства <5>. ——————————— <5> См.: Курушин В. Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. С. 168.
Как отмечает О. А. Судоргин, «…информационная безопасность занимает одно из ключевых мест в системе обеспечения жизненно важных интересов всех стран и, безусловно, Российской Федерации» <6>. ——————————— <6> Судоргин О. А. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.
Систему документальной информации исследует документоведение — научная и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности создания документов, формирования и развития систем документирования во всех областях социальной деятельности. Становление и развитие документоведения как научной дисциплины тесно связано с практикой организации делопроизводства в аппаратах управления, понимаемого как ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности организаций по осуществлению документооборота <7>. ——————————— <7> См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 110.
Иными словами, это технология работы с документами, предполагающая их подготовку, регистрацию, размножение, рассылку, хранение и т. д., что уже поддается количественному измерению и позволяет определить затраты труда на те или иные управленческие процессы и операции. Деятельность руководящего и управленческого персонала в органах управления, носящая как познавательный, так и преобразующий характер, имеет определенный исходный материал для своего труда, свой специфический процесс труда и, соответственно, какой-то выход в виде той или иной «продукции». Должностные лица государственной службы работают с документами. Процесс их труда — это работа с документами, готовая «продукция» — это тоже документы, имеющие свои стандарты и, конечно, влекущие определенные последствия, в т. ч. ответственность за пользование такой «продукцией». Поэтому совершенствование документационного обеспечения управления, упорядочение документопотоков в органах власти и управления является одним из методов улучшения, удешевления и рационализации управления. Практика информационного обеспечения государственной гражданской службы требует наряду с существенным улучшением качества подготавливаемых для нужд управления документов общего сокращения документопотоков с целью высвобождения практических работников от излишней «бумажной» работы в пользу выполнения непосредственных функциональных обязанностей. Сокращение документопотоков имеет и прямой экономический эффект — сокращение использования бумаги. Сокращение значительных объемов документооборота и наведение порядка в документировании управления — сложный, трудоемкий и взаимосвязанный процесс. Совершенствование собственно документации нельзя отделить от совершенствования методов и стиля работы управленческого аппарата. И наоборот, методы и стиль работы невозможно улучшить без совершенствования организации документационного управления. В настоящее время в системе государственной гражданской службы особую актуальность приобретают правильная организация работы с управленческими документами, рациональное документационное обеспечение управления, систематическое совершенствование этой деятельности. В системе обеспечивающих функций государственной гражданской службы не последнее место занимает делопроизводство, осуществляемое специализированными функциональными структурными подразделениями (секретариатами, канцеляриями), отдельными работниками административно-вспомогательного персонала (секретарями, делопроизводителями, инспекторами и др.), а также в той или иной мере государственными служащими. Под информационной открытостью государственной службы понимается степень доступности получения информации относительно их деятельности гражданами (организациями и объединениями). Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов власти и управления информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой — возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти. Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование <8>. ——————————— <8> См.: Лебедева Н. Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 34.
Органы власти и правления обязаны осуществлять информационную подготовку своих служащих, которые должны хорошо знать значение и содержание законодательства о праве граждан на доступ к информации, процедуры реализации права на доступ к информации, содержание источников информации и т. д. Мероприятия органов власти и управления, связанные с принятием общественно значимых решений, должны быть открыты для граждан, как и сами решения. Органы власти и управления обязаны опубликовывать информацию о своей деятельности, в том числе: информацию о правовом статусе и целях деятельности; о текущей деятельности, включая решения, связанные с повседневной практикой обслуживания общественных интересов; информацию о процедурах, обеспечивающих взаимоотношения с гражданами (процедуры запросов, обжалования действий и т. д.); информации о том, какими информационными ресурсами и источниками информации располагают органы власти и управления. Ограничение доступа к информации является исключением из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства с учетом права собственности на информацию. Ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируются. Объем и состав информации, не подлежащей общественному доступу, должны быть четко и однозначно определены. Процедура получения информации должна быть максимально четкой, простой и эффективной. Запросы на представление информации должны рассматриваться в установленные сроки. Срок рассмотрения запроса должен быть определен временем, необходимым для подбора необходимых сведений или подготовки аргументированного отказа в представлении информации.
Библиографический список
1. Лебедева Н. Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. 2. Мартиросян Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 3. Кисляковский А. В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 4. Курушин В. Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. 5. Судоргин О. А. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 6. Федотова О. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 7. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998.
References (transliteration)
1. Lebedeva N. N. Dostup grazhdan k informatsii o deyatel’nosti organov gosudarstvennoy vlasti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2005. N 5. 2. Martirosyan T. A. Pravovoe obespechenie informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2005. 3. Kislyakovskiy A. V. Administrativno-pravovoe obespechenie informatsionnoy bezopasnosti: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 4. Kurushin V. D., Minaev V. A. Komp’yuternye prestupleniya i informatsionnaya bezopasnost’. M., 1998. 5. Sudorgin O. A. Imperativy i prioritety politiki obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2005. 6. Fedotova O. A. Administrativnaya otvetstvennost’ za pravonarusheniya v sfere obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 7. Yuridicheskaya entsiklopediya / Pod red. M. Yu. Tikhomirova. M., 1998.
——————————————————————