Особенности исполнения судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

(Акбашева З. М.) («Новый юридический журнал», 2013, N 2)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

З. М. АКБАШЕВА

Акбашева З. М., главный специалист-эксперт отдела координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Как показывает практика, порядок исполнения судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не является достаточно эффективным и требует дальнейшего совершенствования, что в первую очередь связано с необходимостью более четкого определения соответствующих функций и обязанностей всех органов власти, участвующих в процессе исполнения судебных решений на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставление жилья, суды Российской Федерации, судебное решение, исполнительное производство, Правительство Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов, Правительство Свердловской области, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Features of execution of judgments on granting housing to children — to orphans and children without parental support Z. M. Akbasheva

Akbasheva Z. M., the chief specialist expert of department of coordination of activity of territorial bodies of the Ministry of Justice of the Russian Federation, subordinated federal services and federal state institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation of Head department of the Ministry of Justice of the Russian Federation in Sverdlovsk region.

As practice shows, an order of execution of judgments on granting housing to orphan children and children without parental support, isn’t rather effective and demands further improvement that first of all is connected with need of more accurate definition of the corresponding functions and obligations of all authorities participating in process of execution of judgments at regional and local levels.

Key words: orphan children, children without parental support, granting housing, courts of the Russian Federation, judgment, executive production, Government of the Russian Federation, Federal Bailiff Service, Government of Sverdlovsk region, executive authorities of subjects of the Russian Federation.

Современная общественно-политическая ситуация в России потребовала пристального внимания к проблемам семьи и детства. Соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет приоритетное значение, поскольку лица этой категории по достижении 18 лет либо по окончании учебного заведения, не имея места для проживания, оказываются на улице. Отсутствие жилья влечет нарушение и иных прав гражданина Российской Федерации, в том числе на труд, на медицинское обслуживание, на социальную помощь. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон N 159-ФЗ). В соответствии со статьей 8 Закона N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем расходы на предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203. Несмотря на законодательное закрепление прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, год за годом наблюдается увеличение количества исков в суды, поданных органами прокуратуры в интересах данной категории лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. В ходе судебного разбирательства ответчиками — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления нередко приводятся доводы о том, что в связи с отсутствием у них свободного жилья, строительства нового жилищного фонда, денежных средств на приобретение жилых помещений требования прокуратуры изначально не исполнимы. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе <1>. ——————————— <1> Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 10).

Однако даже получение на руки судебного решения по предоставлению жилья, выдача исполнительного листа и возбуждение по нему исполнительного производства не решают жилищной проблемы. При этом, как показывает практика, в Уральском федеральном округе происходит ежегодное увеличение количества предъявляемых на принудительное исполнение исполнительных документов данной категории. Так, по информации, представленной территориальными органами ФССП России, действующими на территории Уральского федерального округа, только в 1 полугодии 2011 года по сравнению с 2010 годом наблюдался значительный (в 1,8 раза) рост количества поступивших на принудительное исполнение исполнительных документов о предоставлении жилья детям-сиротам. Исполнительные производства данной категории являются одним из сложнейших направлений работы судебных приставов-исполнителей, при этом их исполнение вызывает большие затруднения, в том числе не связанные с деятельностью судебных приставов-исполнителей. В качестве основных причин неисполнения судебных решений о предоставлении жилья органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления указываются отсутствие в собственности свободного жилищного фонда, а также недостаточность либо отсутствие финансирования на эти цели. Наличие указанных причин в значительной степени затрудняет возможность применения к должнику мер принудительного исполнения, административного и уголовно-правового воздействия, так как суды нередко при оспаривании должниками решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств указанной категории, встают на сторону должника. Как указывалось выше, обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм законодательством Российской Федерации возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления. Постоянное изменение порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, изменение полномочий областных органов влекут отсутствие единообразия и при исполнении указанных судебных решений, что в значительной степени усложняет процедуру принудительного исполнения указанных судебных актов. Так, в настоящее время на территории Свердловской области действует Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 — 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которому главным распорядителем целевых средств областного бюджета в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее — Фонд), которое размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений в пределах лимитов бюджетных обязательств и заключает государственные контракты. Далее средства областного бюджет перечисляются на расчетные (текущие) счета застройщиков (продавцов), открытые в кредитных организациях. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В соответствии с областным законодательством по одному судебному решению о предоставлении жилья в пользу одного взыскателя на исполнение в Управление ФССП России по Свердловской области поступают 3 исполнительных документа: в отношении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области; в отношении Фонда и в отношении администрации муниципального образования. Соответственно, судебное решение исполняется после поэтапного исполнения требований 3-х исполнительных документов, при этом исполнение решения суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам возможно только при выполнении государственного контракта, заключенного со строительными организациями — застройщиками, которые не являются должниками по исполнительным производствам и, соответственно, применить меры принудительного исполнения к которым не представляется возможным. Нередко должниками по судебным решениям о предоставлении жилья детям-сиротам выступают и органы местного самоуправления, но при этом соответствующие государственные полномочия субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья детям-сиротам с предоставлением субвенций на осуществление этих полномочий региональным законодательством органам местного самоуправления не переданы. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости скорейшего совершенствования процедур, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон N 15-ФЗ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, который начинает действовать с 1 января 2013 года. Законом предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда; назначения этого вида специализированного жилищного фонда; предоставления жилых помещений названным категориям лиц; невозможности выселения детей-сирот из специализированного жилого помещения без предоставления другого благоустроенного жилого помещения. Изменения претерпела и статья 8 Закона N 159-ФЗ, изложенная законодателем в новой редакции, которая устанавливает основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно указанной норме жилые помещения в специализированном жилищном фонде лицам данной категории по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия предоставляются однократно по договору найма специализированного жилого помещения сроком до пяти лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанной категории лиц содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более чем один раз. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами указанной категории договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. В целях реализации норм Закона N 15-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также перечень и порядок формирования документов, представляемых для включения в список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Разработать перечень дополнительных обстоятельств, при которых признается невозможность проживания детей указанной категории в ранее занимаемых ими жилых помещениях, а также обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в трудной жизненной ситуации, и порядок выявления этих обстоятельств.

——————————————————————