Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 1995, N 5)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
По требованию прокуратуры Республики Марий-Эл Республиканским центром санэпиднадзора приняты меры для устранения нарушений Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Проведенными прокуратурой Республики Марий-Эл проверками в центрах санитарно-эпидемиологического надзора районов, города и республики установлено, что деятельность органов санитарно-эпидемиологической службы не во всех случаях отвечает Положению о санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации, должностные лица санэпиднадзора допускают нарушения законов. В ряде случаев руководители районных органов санэпиднадзора не используют полномочия, предоставленные им законом для пресечения санитарных правонарушений и привлечения к ответственности виновных лиц.
27 мая 1993 г. при проверке столовой ТОО «Путь Ленина» в с. Мари-Белямор Мари-Турекского района работники санэпиднадзора района выявили грубые нарушения санитарных правил. Постановлением главного врача работа столовой была приостановлена до устранения нарушений, однако вскоре постановление было отозвано.
При повторной проверке 16 июня 1993 г. установлено, что санитарные правила, как и раньше, не соблюдаются. В ходе третьей проверки 5 августа того же года вновь выявлено, что нарушения санитарных правил не устранены. Только после этого работа столовой была приостановлена. Однако за систематические нарушения санитарных правил и игнорирование предписаний виновные к ответственности не были привлечены.
Проявляется либерализм в отношении нарушителей санитарного законодательства. В ноябре 1993 г. главный врач санэпидслужбы Горномарийского района Ефремова по семи из четырнадцати административных дел объявила виновным предупреждения. К примеру, 18 ноября 1993 г. при проверке колбасного цеха пищекомбината выявлены грубейшие нарушения санитарных правил: рабочие не соблюдали правила личной гигиены, помещение было в антисанитарном состоянии, рабочий при разделке мяса курил, у составителя фарша на руке была гнойная рана. Виновный в этом мастер колбасного цеха Джабишвили лишь предупрежден.
Аналогичные факты установлены в Моркинской и Юринской районных санэпидслужбах.
При выявлении повторных правонарушений после предписаний зачастую применяются не штрафы, а предупреждения. Такие факты установлены по делам на директора КДП «Прожектор» Оршанского района Лукоянова, на председателя КДП «Лужбеляк» Сернурского района Крылова, главного инженера ТЭЦ-1 Овчинникова, директора АО «Железобетон» Репина, главного врача Волжской ЦРБ Куршакова и др.
Изучение административных дел в районных и республиканском центрах санэпиднадзора показало, что порой допускаются нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Так, ст. 234 КоАП РФ предусматривает, что административное производство заводится и дело рассматривается только при наличии составленного уполномоченным лицом протокола о правонарушении. Вопреки этому главный врач санэпидслужбы Юринского района Степанова оштрафовала граждан Рукомойникова и Андрееву без составления протоколов.
Часто не соблюдается ст. 235 КоАП РФ. В составленных протоколах иногда не указывается нарушенный закон, нет объяснений правонарушителей, их подписей; нарушителю в соответствии с ст. 247 КоАП РФ не разъясняются его права и обязанности, нет подписей работников санэпиднадзора, составляющих протоколы. Например, в 18 протоколах, составленных инспекторами Юринского центра санэпиднадзора, нет объяснений нарушителей и отметок о том, что они отказались от дачи объяснений.
Такие же нарушения допускались инспекторами санэпидемслужбы Волжского, Советского и других районов, республиканского центра.
Еще более грубые нарушения прав привлекаемых к ответственности граждан допущены в Горномарийском и Моркинском районах, где протоколы о нарушениях санитарных правил на Фазылзянова и Иванова составлены без их присутствия, протоколы ими не подписаны, объяснения у них не взяты.
Несоблюдение требований закона о порядке составления протоколов нарушало права и интересы граждан и должностных лиц. В результате некоторые постановления признаны судами незаконными.
Во многих случаях нарушается ст. 257 КоАП РФ о сроках рассмотрения административных дел (15 дней со дня составления протокола). Однако постановление в отношении главного инженера обувной фабрики Деминой вынесено через 30 дней, как и в отношении повара Елембаевской школы Ново-Торъяльского района Поляниной, заведующей столовой пос. Руэм Токаревой, продавца кафе «Молодежное» из пос. Юрино Пеньковой. С нарушением срока рассматривались дела в санэпидслужбах Горномарийского, Мари-Турекского, Советского и других районов.
Довольно часто нарушаются требования ст. 247 КоАП в части рассмотрения дел в присутствии правонарушителей. В республиканском центре санэпиднадзора дела, как правило, рассматриваются без вызова нарушителей, чем ущемляется их право на защиту.
Согласно ст. 261 КоАП постановление по административному делу подписывается должностным лицом, рассматривавшим дело. Однако главный санитарный врач Юринского района Степанова не подписала семь постановлений, хотя штрафы по ним были взысканы. По протесту прокурора района постановления отменены, взысканные штрафы возвращены.
Та же Степанова в пяти постановлениях о наложении взысканий не указала законы, предусматривающие административную ответственность, хотя согласно ст. 261 КоАП это является обязательным.
Не во всех случаях руководители санэпидемслужб правильно определяют свои права на привлечение нарушителей к ответственности. В Мари-Турекском центре рассмотрено дело на гр-на Арсланова по ст. 102 КоАП РФ за нарушение правил содержания собак, хотя рассмотрение этого дела согласно ст. 199 КоАП относится к компетенции административной комиссии.
Многочисленны нарушения ст. 263 КоАП. Главные врачи санэпиднадзора зачастую не вручают нарушителям (или не высылают им в трехдневный срок) постановления о наложении административных взысканий (Волжский, Горномарийский, Мари-Турекский, Моркинский, Советский районы). В этих случаях заинтересованные граждане и должностные лица лишаются конституционного права на обжалование постановлений вышестоящему должностному лицу или в суд (ст. 266 КоАП).
Несвоевременная высылка копий постановлений о наложении штрафов, с одной стороны, лишает возможности правонарушителей уплатить штраф в добровольном порядке в 15-дневный срок со дня получения документов, как это предусмотрено в ст. 285 КоАП, а с другой — затрудняет органам санэпиднадзора принимать меры по принудительному взысканию штрафов, если они не уплачены добровольно (ст. 286). Но в ряде случаев постановления на принудительное взыскание штрафа направляются преждевременно. Так, главный санитарный врач Юринского района Степанова 14 апреля 1993 г. оштрафовала гражданина Балберова, а 15 апреля 1993 г., т. е. на следующий день, направила постановление для принудительного взыскания штрафа. С подобным нарушением закона она направила 31 постановление.
Нет надлежащего контроля за взысканием штрафов. В 1993 г. они взысканы только в 67% случаев, в 1 квартале 1994 г. — в 26,4%. Главный врач Сернурского центра Антропов за нарушение санитарного законодательства оштрафовал Трапезникова на 60 тыс., Пехметова — на 35 тыс., Шамова — на 10 тыс. руб. В добровольном порядке эти должностные лица штрафы не уплатили, но мер для принудительного взыскания главный врач не принял. В результате сроки для взыскания штрафов истекли, нарушители остались безнаказанными. Подобные нарушения допускались и в республиканском центре санэпиднадзора.
В ряде случаев постановления выносятся по недостаточно проверенным фактам правонарушений. Например, главный инженер обувной фабрики Демина в протоколе от 7 февраля 1994 г. указала, что медицинский осмотр рабочих по графику медицинского учреждения будет проведен в марте-апреле 1994 г. Однако она признана виновной в том, что на день проверки был проведен медосмотр не всех рабочих, и за это оштрафована. Объяснение Деминой не проверено и не опровергнуто.
По административному делу главного инженера АТП «Октябрьское» Григорьева допущено нарушение ст. 271 КоАП. Его жалоба на необоснованное наложение штрафа поступила в республиканский центр санэпиднадзора 21 января 1994 г. Вместо 10-дневного срока разрешения жалобы постановление о снижении размера штрафа принято только 28 февраля 1994 г., т. е. через 38 дней, а ответ заявителю по результатам рассмотрения жалобы отправлен 23 марта 1994 г., т. е. через 61 день со дня поступления жалобы.
Основная причина выявленных нарушений — слабое знание работниками санэпиднадзора действующего законодательства об охране окружающей природной среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об административных правонарушениях. Республиканский центр санэпиднадзора недостаточно внимания уделяет осуществлению контроля за соблюдением законодательства в подчиненных районных и городском центрах.
По результатам проверки Прокуратурой республики главному врачу Марийского республиканского центра санэпиднадзора внесено представление, в котором предложено принять реальные меры по устранению причин и условий, способствовавших указанным нарушениям закона. Кроме того, рекомендовано: повысить контроль за подчиненными центрами санэпиднадзора по исполнению ими Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Кодекса РФ об административных правонарушениях; организовать изучение Кодекса РФ об административных правонарушениях инспекторами санитарного надзора; обязать главных врачей санэпидемслужб районов тщательно проверять правильность составления протоколов о правонарушениях, своевременно рассматривать административные дела с выполнением требований ст. 247 КоАП РФ, своевременно вручать привлеченным к ответственности копии вынесенных постановлений, обеспечить взыскание наложенных штрафов.
Представление рассмотрено Республиканским центром санэпиднадзора. Намечены конкретные мероприятия по устранению выявленных нарушений.
——————————————————————