Правовое регулирование международного сотрудничества в расследовании уголовных правонарушений по законодательству Украины
(Лешукова И. В.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2013, N 5)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ
И. В. ЛЕШУКОВА
Лешукова Ирина Владимировна, доцент кафедры уголовного процесса факультета подготовки следователей Харьковского национального университета внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматриваются направления международно-правового регулирования сотрудничества в расследовании уголовных правонарушений (преступлений, уголовных проступков) по действующему законодательству Украины.
Ключевые слова: международные договоры, международные соглашения, сотрудничество, правовое регулирование.
Legal regulation of the international cooperation in investigation of criminal offences by the legislation of Ukraine I. V. Leshukova
In this article the author analyzed the areas of international legal regulation of cooperation in crime investigation are contemplated.
Key words: international treaties, international compacts, cooperation, legal regulation.
Особенность правового регулирования международного сотрудничества в расследовании уголовных правонарушений (преступлений, уголовных проступков) состоит в том, что эта деятельность регламентируется как национальными (внутригосударственными) нормативными правовыми актами, так и актами международными. К внутригосударственным правовым основам международного сотрудничества относятся прежде всего Конституция Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, законы Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета министров Украины, а также межведомственные и ведомственные правовые акты, которые разъясняют и детализируют положения законодательства. Важно, что сегодня наблюдается направленность действующего законодательства в сторону установления приоритета норм международного права над нормами права внутригосударственного. Это открывает возможность применения международно-правовых норм правоохранительными органами Украины при расследовании уголовных правонарушений. Полагаем целесообразным остановиться на выяснении направлений международно-правового регулирования сотрудничества в расследовании уголовных правонарушений: во-первых, путем определения соответствующих международно-правовых актов, их классификации; во-вторых, посредством исследования их содержания, значения и соотношения. Международно-правовую основу составляют все заключенные и ратифицированные Украиной, уполномоченными ею органами международно-правовые акты, которые полностью или частично посвящены вопросам сотрудничества в деятельности по расследованию уголовных правонарушений. При этом согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Украины и ч. 1 ст. 19 Закона Украины от 29 июня 2004 г. «О международных договорах Украины» ратифицированные международные договоры являются неотъемлемой частью национального законодательства Украины, в системе которого занимают главенствующее место. На сегодняшний день основным регулятором правоотношений, которые возникают в связи с международным сотрудничеством по расследованию уголовных правонарушений, является международный договор. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Значение международных договоров для регулирования международного сотрудничества неоднократно подчеркивалось учеными. По мнению А. И. Бастрыкина, правовой основной сотрудничества государств в борьбе с преступностью являются соответствующие международные договоры о правовой помощи <1>. ——————————— <1> Бастрыкин А. И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального права и международного права. Л.: ЛГУ, 1986. С. 27.
А. Г. Волеводз полагает, что правовое регулирование международного сотрудничества в уголовном процессе определяется обязательствами государства (России), принятыми ею при подписании международных договоров. Многие из них содержат, с одной стороны, нормы уголовно-процессуального характера, с другой — нормы, которые имеют предписания государствам-участникам применять меры по включению в национальное законодательство процессуальных правил для максимально широкого сотрудничества в уголовном процессе <2>. ——————————— <2> Волеводз А. Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2002. С. 21.
А. И. Дмитриев, А. С. Мацько и В. И. Муравьев выделяют в качестве международно-правовых основ международного сотрудничества в борьбе с преступностью соглашения между государствами: универсальные конвенции, региональные конвенции, двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, а также деятельность международных организаций <3>. ——————————— <3> , Мацко А. С., Муравйов В. I. Мiжнародне публiчне право: Практикум / Вiдп. ред. Ю. С. Шемшученко, А. В. Губерський. К.: Юрiнком Iнтер, 2001. С. 235.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. <4> под международным договором следует понимать международное соглашение, которое заключено между государствами в письменной форме и регулируется международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. ——————————— <4> Конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 // в мiжнародно-правових вiдносинах: збiрник документiв. К.: Юрiнком, 1996. Кн. 1: Боротьба зi злочиннiстю та правова допомога. С. 20.
Закон Украины от 29 июня 2004 г. N 1906-IX «О международных договорах» <5> в ст. 2 толкует международный договор Украины как заключенное в письменной форме с иностранным государством или иным субъектом международного права соглашение независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т. п.). ——————————— <5> URL: http://zakon4.rada. gov. ua/laws/show/1906-15.
Исходя из вышеизложенного следует пояснить, положения каких именно международных договоров следует учитывать во время сотрудничества в сфере расследования уголовных правонарушений. Для систематичности изложения информации их целесообразно классифицировать. Классификация исследуемых объектов при помощи логического расчленения является традиционным методом познания. Классификации присуща функция ее постоянного использования в любой науке или отрасли практической деятельности. В качестве основания для подразделения в классификации выбирают признак, который является сущностным для этих предметов, явлений и т. п. Доступ к информации о международных договорах Украины осложнен отсутствием обобщенных сведений о действующих международных договорах Украины, поэтому классификация международных договоров Украины и их упорядочение в современных условиях является делом нелегким. Учитывая научные наработки в этом направлении, попытаемся сформулировать свою позицию по этому вопросу, беря за основу классификации объем регулирования вопросов международного сотрудничества по расследованию уголовных правонарушений в тех либо иных международно-правовых документах. 1. Многосторонние межгосударственные договоры и документы недоговорного характера (многосторонние конвенции), которые закрепляют международные стандарты прав и свобод человека в деятельности по расследованию преступлений: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Первый протокол и протоколы N 2, 4, 7 и 11 к Конвенции, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и иных жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения и наказаний 1984 г. и др. 2. Многосторонние межгосударственные договоры, которые регламентируют различные виды международного сотрудничества в сфере раскрытия и расследования преступлений: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Дополнительным протоколом 1997 г., Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с двумя Дополнительными протоколами 1975, 1978 гг., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с Дополнительным протоколом 1978 г., Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам 1972 г. 3. Международные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений. Такими являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Монреальская конвенция 1971 г., Гаагская конвенция 1970 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского пароходства 1988 г., Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, 1990 г. 4. Двусторонние международные договоры, которые регулируют международное сотрудничество Украины в расследовании преступлений с отдельными государствами. Сейчас в Украине действуют около тридцати двусторонних договоров о правовой помощи со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Они устанавливают объем и виды правовой помощи при расследовании преступлений, возможность использования процессуального законодательства запрашивающей стороны во время выполнения поручения, условия, основания и порядок выдачи лица для уголовного преследования и т. п. Например, Договор между Украиной и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 9 января 1995 г., ратифицированный Законом Украины от 22 ноября 1995 г., Договор между Украиной и Федеративной Республикой Бразилия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 16 января 2002 г., ратифицированный Законом Украины от 6 марта 2003 г. 5. Частью правовой системы Украины также являются двусторонние договоры бывшего СССР о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в отношении которых в соответствии с Законом Украины от 12 ноября 1991 г. «О правопреемстве Украины» (ст. 7), Венской конвенцией о правопреемстве государств относительно договоров от 23 августа 1978 г., нотами Украины, направленными посольствам иностранных государств, Украина является правопреемником и в ней применяются положения этих международных договоров СССР. 6. Для успешного сотрудничества в борьбе с преступностью заключаются соглашения между правительствами государств (межгосударственные соглашения). Ряд важных соглашений заключен Кабинетом министров Украины. Например, Соглашение между Кабинетом министров Украины и Правительством Республики Мальта о сотрудничестве в сфере правоохранительной деятельности от 9 июля 2008 г., утвержденное Постановлением Кабинета министров Украины N 64 от 4 февраля 2009 г., Соглашение между Кабинетом министров Украины и Правительством Республики Кипр о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 16 февраля 2006 г., утвержденное Постановлением Кабинета министров Украины N 1256 от 24 октября 2007 г. 7. Международные договоры межведомственного характера. Важная роль отводится межведомственным соглашениям Министерства внутренних дел Украины (например, Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Украины и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 28 февраля 1992 г., утвержденное Постановлением Кабинета министров Украины N 167 от 31 марта 1992 г., Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Украины и Министерством внутренних дел Республики Польша, Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Украины и Министерством внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные Постановлением Кабинета министров Украины N 196 от 15 апреля 1992 г.), а также межведомственным соглашениям Генеральной прокуратуры Украины (Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Литовской Республики от 8 декабря 1992 г., Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Республики Молдова от 6 мая 1993 г. и др.). Кроме того, МВД Украины заключило ряд многосторонних соглашений о взаимодействии. Так, 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ата подписано Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. Документ устанавливает основные направления сотрудничества, среди которых борьба с преступлениями в сфере экономики, с бандитизмом, терроризмом, международной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т. п. Целесообразно обратить внимание на особенности правового регулирования международного сотрудничества в межведомственных соглашениях. Среди ученых и практиков на сегодня нет единства в разрешении этого вопроса, поскольку одни полагают возможным отнести их к международным договорам Украины, на основе которых осуществляется международное сотрудничество, а иные придерживаются противоположной позиции. В соответствии с Положением о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Украины межведомственного характера (утверждено Постановлением Кабинета министров Украины N 422 от 17 июня 1994 г.) международные договоры Украины межведомственного характера заключаются от имени министерств и иных центральных органов исполнительной власти с соответствующими государственными органами иностранных государств и международными организациями, в компетенцию которых входят вопросы, которые регулируются договорами… Министерства и иные центральные органы исполнительной власти, которые заключили международные договоры Украины межведомственного характера, обеспечивают исполнение обязательств украинской стороны, контролируют соблюдение прав, которые вытекают из таких договоров для украинской стороны, и исполнение иными участниками договора их обязательств. Согласно п. 2.1 Инструкции о порядке заключения международных договоров по вопросам деятельности органов внутренних дел Украины, утвержденной Приказом МВД Украины от 24 мая 2011 г. N 233, «международный договор межведомственного характера — это документ, составленный в письменной форме с компетентным органом иностранного государства, международной организацией или иным субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол, меморандум, коммюнике и т. п.)». Также в п. 2.2 Инструкции указано, что «международные договоры Украины межведомственного характера заключаются от имени МВД Украины с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам, которые относятся к его компетенции». Следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера, которые регулируют вопросы сотрудничества в деятельности по расследованию преступлений, заключаются, как правило, для непосредственной реализации положений ратифицированного международного договора Украины. Поэтому необходимо отграничивать международные договоры Украины по вопросам борьбы с преступностью от межведомственных соглашений по этим же вопросам. Первые заключаются от имени государства и подлежат ратификации законодательной властью, а вторые — центральными правоохранительными органами по поручению своих правительств или без такого поручения. Ратификации органами законодательной власти такие акты не подлежат. В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О международных договорах Украины» международные договоры Украины, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, подлежат ратификации. Поскольку международное сотрудничество в расследовании уголовных правонарушений затрагивает основные права и свободы человека и гражданина, а заданием уголовного производства согласно ст. 2 УПК Украины является «…охрана прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства…», можно сделать вывод, что международные договоры, на основе которых реализуется международное сотрудничество в расследовании уголовных правонарушений, должны быть вовлечены во внутреннее законодательство Украины путем ратификации, т. е. принятием соответствующего закона. Выходит, что иные международные договоры, на обязательность которых дано согласие Украины путем подписания, утверждения, принятия договора, присоединения к договору и иным путем, о котором договорились стороны, не имеют приоритета перед положениями национального законодательства и могут использоваться тогда, когда они не противоречат его нормам. Это же касается и международных договоров межведомственного характера: регулируя вопросы международного сотрудничества при расследовании уголовных правонарушений, они заключаются для усовершенствования непосредственной реализации положений ратифицированного международного договора Украины. Наряду с изложенным, в специальной литературе высказывается мысль о том, что межведомственные соглашения носят временный характер <6>. Однако с такой позицией согласиться нельзя, поскольку международные межведомственные соглашения хотя и являются особым видом нормативных документов, но прежде всего представляют собой подзаконные акты, которые принимаются на основе актов органов высшей государственной власти, а также общепризнанных принципов и норм международного права. ——————————— <6> См.: Виноградов С. В., Забарин С. П. Правовые вопросы взаимодействия следователя с зарубежными правоохранительными органами при расследовании преступлений // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1993. С. 45.
Таким образом, заключение межведомственных соглашений является важным звеном в создании новых правовых механизмов сотрудничества правоохранительных органов. Положения, которые содержатся в международных соглашениях Министерства внутренних дел Украины, учитывают политические, экономические, социальные изменения и предусматривают формирование сотрудничества между правоохранительными органами различных стран в соответствии с принципом взаимности. В имеющихся условиях международные договоры Министерства иностранных дел Украины будут содействовать налаживанию информационных и оперативных связей при раскрытии и расследовании уголовных правонарушений между подразделениями органов внутренних дел, прежде всего следственными. Это, в свою очередь, позволит консолидировать усилия правоохранительных органов в борьбе с международной преступностью, которая не признает границ. Соглашения, заключенные руководителями прокуратуры, также служат правовой основой для международного сотрудничества при расследовании уголовных правонарушений и направлены на повышение его эффективности, на сохранение и улучшение имеющихся связей и отношений.
——————————————————————