Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 2011, N 7)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Вывод судебных инстанций о том, что учреждение не является субъектом правоотношений, регулируемых ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и ему не требуется получение лицензии, признан необоснованным.
Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области совместно с Государственной противопожарной службой по Тюменской области проведена проверка ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области». Установлено, что учреждение, имея в структуре подразделение вневедомственной пожарной охраны, осуществляет деятельность по тушению пожаров без специального разрешения (лицензии). Во внесудебном порядке нарушение действующего законодательства не устранено.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что ответчик субъектом правоотношений, регулируемых ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не является и для осуществления указанного вида деятельности ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» не требуется получение лицензии.
Судебная коллегия не согласилась с мнением судов первой и второй инстанций и указала, что суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора без учета положений законодательства о лицензировании и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявления прокурора.
Согласно ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности; соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензионный орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Подпунктом 38 п. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. N 625, деятельность по тушению пожаров — это деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
В соответствии с Положением о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 августа 2005 г. N 697, к числу основных функций ведомственной пожарной охраны относится организация и осуществление тушения пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также участие в установленном порядке в тушении пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, объектах и т. п., не входящих в уголовно-исполнительную систему.
Эти требования закона при разрешении дела суд не учел. Кроме того, не принято во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Тюменского района Тюменской области от 23 апреля 2009 г. установлен факт незаконного осуществления ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» деятельности по тушению пожаров без лицензии.
Доводы, изложенные в представлении заместителя Генерального прокурора РФ, приняты во внимание Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ. Ее Определением от 2 марта 2011 г. отменены решение Тюменского районного суда от 10 марта 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 апреля 2010 г. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
——————————————————————