Защищать права детей на охрану здоровья
(Качанова О.)
(«Законность», 2008, N 9)
ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
О. КАЧАНОВА
Качанова О., старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга.
Один из факторов, определяющих состояние здоровья детей и подростков, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, — здоровое и полноценное питание.
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Обеспечение учащихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям, принципам рационального и сбалансированного питания, гарантированное качество и безопасность питания, продовольственных товаров и сырья — основные задачи при организации питания школьников в государственных общеобразовательных учреждениях и учащихся учреждений начального профессионального образования.
В 2007 г. вопросам организации, безопасности и качества питания детей в государственных образовательных учреждениях уделялось постоянное внимание.
Так, в первом полугодии 2007 г. была проведена проверка соблюдения органами исполнительной власти Санкт-Петербурга законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в части организации питания школьников в государственных общеобразовательных учреждениях, результаты которой, в частности, свидетельствовали о том, что районные прокуроры этим вопросам не уделяют надлежащего внимания. По собственной инициативе не проводятся проверки исполнения требований ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающего размещение государственных заказов, в том числе на поставку пищевых продуктов в государственные образовательные учреждения и организацию питания в государственных общеобразовательных учреждениях, на конкурсной основе. Вне поля зрения прокуроров районов остаются и организации — поставщики услуг питания. При том, что они допускают нарушения ФЗ от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также требований конкурсной документации: транспортные средства по перевозке молочных продуктов не имеют санитарного паспорта, шоферы-экспедиторы не имеют при себе личных медицинских книжек, на складах нарушается температурный режим хранения продуктов, товарное соседство и т. д.
В адрес районных прокуроров были направлены информационное письмо и методические рекомендации по проверке соблюдения законодательства при организации питания детей в детских садах и школах, в которых указано на необходимость выполнения действовавшего в тот период Приказа Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. N 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», обязывающего прокуроров осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на организацию питания в образовательных учреждениях.
Во втором полугодии 2007 г. проверке были подвергнуты собственно образовательные учреждения, в которых выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, педагогические работники учреждения обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования за счет средств учредителя.
Согласно ст. 34 ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. При этом данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Перечень профессий, должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением пищевых продуктов, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, утвержден Приказом Минздрава России от 14 апреля 2000 г. N 122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов» (в настоящий момент не применяется). К ним, в частности, отнесены должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие в общеобразовательных школах, детских домах.
В ходе проверки у работников 8 государственных дошкольных и общеобразовательных учреждений не было медицинских книжек, в некоторых детских садах выявлены работники, чьи медицинские книжки не содержали записей о прохождении очередного медицинского осмотра в кожно-венерологическом диспансере, а также осмотра врача-фтизиатра.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиеническое воспитание и обучение осуществляется при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей.
Несоблюдение этого требования закона также распространено в образовательных учреждениях.
В соответствии с п. п. 23 и 24 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196, в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи. Администрация и педагогические работники несут ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.
На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшемся 9 октября 2007 г., первым вице-премьером Правительства РФ ситуация с организацией школьного питания была охарактеризована неудовлетворительно.
Актуален этот вывод и для отдельных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, в которых отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его несвоевременный ремонт и замена.
Так, прокурор Невского района при проверке ГОУ N 14 установил, что столовая школы в период с 1 сентября 2007 г. по 8 октября 2007 г. осуществляла свою деятельность с нарушением законодательства: в неисправном состоянии находилось все холодильное оборудование и посудомоечная машина, что могло создать угрозу здоровью учащихся и спровоцировать возникновение и распространение инфекционных заболеваний.
Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Санкт-Петербурге деятельность столовой была приостановлена до устранения выявленных нарушений.
В ходе контрольной проверки, проведенной прокуратурой района 12 октября 2007 г., установлено, что столовая работает, холодильное оборудование исправно, однако старая посудомоечная машина не демонтирована, новая — не установлена.
Во многих образовательных учреждениях несвоевременно и некачественно проводится уборка помещений: мухи, паутина, пыль на подоконниках, оконных рамах, на полу у плинтусов, осыпание штукатурки и побелки с потолка, немытые холодильники обнаружены при проверке в детских садах Пушкинского и Василеостровского районов, насекомые (тараканы) обнаружены в горячем цехе ГДОУ N 11 Петродворцового района.
В соответствии с требованиями ст. ст. 11, 17, 32 ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил.
Однако в большинстве из проверенных образовательных учреждений прокурорами районов установлены факты несоблюдения требований санитарного законодательства: допускается использование алюминиевых приборов, столовой и чайной посуды с трещинами, сколами, поврежденной эмалью, не производится ежедневная уборка помещений пищеблоков, не соблюдается маркировочный режим, порядок обработки яиц, мытья столовой посуды, раздельного хранения продуктов, в том числе скоропортящихся, сырых и готовых блюд, 10-дневное меню не согласуется с Роспотребнадзором и т. д.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, у которых нет установленных сроков годности или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными, не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Однако факты хранения на пищеблоках образовательных учреждений продуктов с истекшими сроками хранения были установлены в образовательных учреждениях Красногвардейского, Адмиралтейского, Красносельского, Московского, Невского, Петродворцового, Петроградского и Центрального районов.
Во многих дошкольных учреждениях выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: оборудование буфета не соответствует предъявляемым требованиям, двухнедельное меню не согласовано со специалистами Роспотребнадзора, не соблюдается температурный режим холодильных шкафов, где хранятся скоропортящиеся продукты, в накладных нет сертификатов и ветеринарных справок, не соблюдается товарное соседство, нет маркировочных ярлычков на мешках с крупой, не промаркирована посуда и т. д. В некоторых ГДОУ не проводится обработка яиц, так как нет дезинфицирующих средств.
Выявлены также факты невыполнения норм питания по отдельным продуктам.
В дошкольных образовательных учреждениях не проводится коррекция питания, не ведется подсчет основных пищевых ингредиентов.
Законом Санкт-Петербурга «Об обеспечении питания школьников и учащихся профессиональных училищ в Санкт-Петербурге» установлен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатного питания.
По поручению прокуратуры Пушкинского района управлением по Пушкинскому району комитета финансов Санкт-Петербурга проведена выборочная документальная проверка расходования бюджетных средств, использованных на организацию питания в 2006/2007 учебном году в ГОУ N 459 Пушкинского района, в ходе которой выявлены нарушения при организации питания, в том числе необоснованное расходование 123,7 тыс. руб. бюджетных средств, обусловленные невыполнением основных требований нормативно-правовых актов и отсутствием контроля за организацией питания школьников как со стороны директора ГОУ и ответственного за питание, так и со стороны отдела образования администрации Пушкинского района.
В соответствии с п. 2.14 Постановления правительства Санкт-Петербурга от 22 апреля 2006 г. N 1127 «Об организации питания школьников и требованиях к ассортименту и качеству продуктов» режим работы школьной столовой должен соответствовать режиму работы государственного образовательного учреждения (5 или 6 дней).
Распоряжением комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 июля 2004 г. N 335-р (п. 3.3) утверждено Положение о порядке организации питания школьников на бесплатной основе и выплате денежной компенсации вместо питания, предоставляемого на бесплатной основе, которым предусмотрено, что бесплатное питание предоставляется школьникам в дни посещения образовательного учреждения, в том числе во время проведения мероприятий за пределами образовательного учреждения в рамках образовательного процесса.
Несоблюдение норм Положения выявлено в школах Выборгского района, учащиеся которых, имеющие право на предоставление бесплатного питания, по субботним (учебным) дням им не обеспечиваются.
Результаты прокурорских проверок, а также многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ежегодно выявляемые в деятельности государственных образовательных учреждений специалистами Роспотребнадзора и управления социального питания Санкт-Петербурга, свидетельствуют о пренебрежительном, халатном отношении руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений к соблюдению установленных санитарных правил и норм, о невыполнении должностных обязанностей, возложенных на них законом.
Несоблюдение требований законодательства, обязательных для руководителей детских учреждений, влечет за собой нарушение прав детей на жизнедеятельность в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
В октябре 2006 г. прокуратурой Фрунзенского района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ, по факту заражения сальмонеллезом 39 воспитанников и 4 сотрудников ГДОУ N 103. В ходе предварительного следствия установлено, что в детском саду нарушался санитарно-эпидемиологический режим, в том числе при обработке и приготовлении яиц.
В защиту пострадавших несовершеннолетних воспитанников детского сада к ГДОУ N 103 в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор района во Фрунзенский районный суд предъявил 28 исковых заявлений о возмещении морального и материального вреда, причиненного их здоровью.
Факт массового инфекционного заболевания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, не единичен.
Так, в период с 14 по 16 сентября 2007 г. зарегистрировано 15 случаев острой кишечной инфекции среди детей, обучающихся в ГОУ N 38 Приморского района, трое из которых были госпитализированы. Проверка состояния санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенная прокурором района, вскрыла многочисленные нарушения: несоблюдение режима маркировки разделочного и уборочного инвентаря, хранения продуктов, обработки яиц, несоблюдение поточности технологических процессов при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий и т. д. К работе с продуктами питания были допущены работники пищеблока без прохождения полного медицинского обследования при отсутствии сведений о профилактических прививках.
Бактерии группы кишечной палочки, способные вызвать массовые кишечные заболевания, обнаружены на предметах, используемых для готовой продукции, в ГОУ N 530 и N 403 Пушкинского района.
Проведенная проверка показала, что распространенность и длящийся характер нарушений при организации питания детей в государственных образовательных учреждениях стали возможны вследствие ненадлежащего контроля за работой сотрудников пищеблоков со стороны руководителей образовательных учреждений, медицинских работников, а также со стороны администраций районов, которые в нарушение Постановления правительства Санкт-Петербурга от 23 декабря 2003 г. N 128 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» не в полной мере обеспечивают содержание и развитие подведомственных учреждений образования, не осуществляют контроль за организацией питания в учреждениях образования, расположенных на территории районов.
Всего по результатам проведенной проверки принято 118 мер реагирования, в том числе возбуждено 64 административных производства по ст. ст. 6.3, 6.6, 6.7 КоАП РФ, внесено 51 представление, в том числе в адрес вице-губернатора города.
По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 26 руководителей и работников образовательных учреждений, двое заведующих детскими садами освобождены от занимаемой должности.
В ноябре 2007 г. на заседании правительства Санкт-Петербурга рассмотрено и принято Постановление N 1482 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении питанием школьников и учащихся профессиональных училищ в Санкт-Петербурге», которым не только приведены в соответствие с действующим законодательством требования к организации питания учащихся, но и установлены более жесткие условия организации питания детей в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
——————————————————————