ФТС России будет запрашивать документы у госорганов, а не требовать их от «бизнеса»
(Тимошин С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ФТС РОССИИ БУДЕТ ЗАПРАШИВАТЬ ДОКУМЕНТЫ У ГОСОРГАНОВ,
А НЕ ТРЕБОВАТЬ ИХ ОТ «БИЗНЕСА»
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 7 марта 2012 года
С. ТИМОШИН
ФТС России на своем сайте разместила проект закона [1] (далее — законопроект), которым планируется внести изменения в Закон о таможенном регулировании в РФ [2]. Изменения главным образом призваны сократить количество документов, которые организации должны представлять при включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также в реестр уполномоченных экономических операторов (далее — реестры).
Согласно законопроекту при включении юрлиц в такие реестры таможенные органы смогут получать некоторые документы в порядке межведомственного запроса у других госорганов, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций.
Предлагаемые изменения позволят привести положения Закона о таможенном регулировании в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2011 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ). Дело в том, что по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие госуслуги и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые находятся в распоряжении других госорганов, органов местного самоуправления, уполномоченных организаций. Однако на сегодняшний день Законом о таможенном регулировании установлено, что основанием для отказа в предоставлении госуслуги может являться непредставление полного комплекта документов. А в его состав входят и те, которые, как представляется, могут быть получены таможенными органами самостоятельно в других ведомствах. Законопроект призван устранить это несоответствие.
Еще одна поправка, которую содержит законопроект, предоставит право обращаться с заявлением о включении в реестры не только в письменной, но и в электронной форме. Это позволит ускорить как непосредственно процедуру обращения, так и процесс обмена информацией между участником ВЭД и таможенными органами. Разумеется, документы, направляемые в электронном виде, должны быть заверены электронной подписью.
В то же время законопроект предполагает расширение перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр таможенных представителей. Если законопроект будет принят, список может быть дополнен документами:
— подтверждающими создание (закрытие) обособленного структурного подразделения организации;
— содержащими информацию, подтверждающую право страховой организации на осуществление страховой деятельности (это необходимо для того, чтобы подтвердить наличие у страховщика права заключать соответствующий договор страхования риска гражданской ответственности).
В настоящее время требование представлять перечисленные документы установлено Административным регламентом ФТС России [3], но не содержится в положениях Закона о таможенном регулировании.
Отметим, что согласно законопроекту указанные документы, в том числе сведения о наличии у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности, также могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.
[1] Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в части перехода на межведомственное взаимодействие)».
[2] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
[3] Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей, утв. Приказом ФТС России от 03.10.2011 N 2012.
——————————————————————