Правовые особенности договора автомобильной перевозки грузов
(Лончакова Ю. А.) («Юридический мир», 2009, N 3)
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Ю. А. ЛОНЧАКОВА
Лончакова Ю. А., аспирант кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии.
В данной статье рассматривается вопрос о правовой природе договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, являющегося разновидностью договора перевозки грузов и вместе с тем занимающего самостоятельное место в системе транспортных договоров РФ. При этом особое внимание уделено дискуссионному положению относительно реального или консенсуального характера данного договора, в связи с чем показана специфика таких разновидностей договора автомобильной перевозки грузов, как «разовые» и «годовые» договоры.
The article considers the issue of legal nature of delivery by truck contract which is a sort of contract for carriage of cargo and at the same time holds separate position in the system of transport contracts of the RE The author draws special attention to the controversial provision with regard to real or consensual character of the said contract. Therefore the author shows such sorts of delivery by truck contract as «onetime» and «yearly» contracts <*>. ——————————— <*> Lonchakova Iu. A. Legal peculiarities of contract of delivery by truck.
Договор автомобильной перевозки грузов является одной из разновидностей транспортных договоров РФ, среди которых ведущее место занимает договор перевозки грузов. В доктрине гражданского права договору перевозки уделяется достаточно пристальное внимание. При этом в системе договоров, регулирующих перевозку, именно договору перевозки грузов многие российские ученые, к примеру В. В. Лаптев [1], А. Н. Романович [2], отводят особую роль. А. И. Хаснутдинов называет этот договор «стержневым обязательством на транспорте» <1>, А. Г. Гусаков считает его «основной транспортной операцией» <2>. Некоторые авторы характеризуют данный договор как договор перевозки конкретного груза (А. Г. Быков, Д. И. Половинчик, Г. П. Савичев, Б. И. Пугинский) [3]. ——————————— <1> Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск, 1994. С. 63. <2> Гусаков А. Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. М., 1929. С. 207.
Поэтому считаем необходимым прежде всего исследовать предмет договора перевозки грузов, поскольку его четкое определение позволит выявить «место договора перевозки грузов в системе договоров российского обязательственного права» <3> и тем самым определить особенности такой его разновидности, как перевозка грузов автомобильным транспортом. ——————————— <3> Припузова О. Н. Гражданско-правовое регулирование договора перевозки грузов внутренним водным транспортом: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2006. С. 15.
В Гражданском кодексе РФ [4] (далее — ГК РФ) не содержится специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, следовательно, изначально принципиально важен анализ правовой природы рассматриваемого договора с позиции общих положений, свойственных любому договору, относящемуся к числу перевозочных. В гл. 40 ГК РФ договор перевозки понимается прежде всего как родовое понятие. Если конкретизировать положения п. 1 ст. 785 ГК РФ, где приводится законодательное определение договора перевозки, то следует отметить, что в соответствии с данным договором перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как отмечает В. А. Егиазаров: «Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т. к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров» <4>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова «Транспортное право» включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <4> Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2002. С. 43 — 47.
Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. И один из таких случаев касается сферы перевозок грузов автомобильным транспортом, который мы рассмотрим далее более детально. Помимо обозначенных выше особенностей, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако, по справедливому замечанию Г. А. Елдашова: «Для признания договора грузовой перевозки публичным договором требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию» <5>. ——————————— <5> Елдашов Г. А. Гражданско-правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом: Дис. … к. ю.н. М., 2006. С. 17.
Заметим, что к числу признаков, характеризующих правовую природу договора перевозки, относится вопрос, касающийся статуса третьей стороны договора — получателя груза. По этому поводу О. Н. Садиков подчеркивает, что важной правовой особенностью договора перевозки груза обычно является наличие в договоре третьего лица — получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза и производит с ним окончательные расчеты по доставке груза. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица [5]. В юридических публикациях выделяют и иные признаки договора автомобильной перевозки грузов. В частности, Н. Ю. Ерпылева говорит о том, что по российскому праву к числу особенностей договора перевозки грузов относятся также следующие: «ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств носит ограниченный характер; <…> претензионный порядок урегулирования споров и сокращенные сроки исковой давности» <6>. ——————————— <6> Ерпылева Н. Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат. 2003. N 2. С. 33 — 54.
Детализировав общие особенности гражданско-правового договора перевозки грузов, перейдем к раскрытию особенностей договора перевозки грузов автомобильным транспортом, которому присущи все из рассмотренных выше признаков договора перевозки (однако с некоторыми изъятиями, которые мы постараемся разъяснить). Ставя вопрос о видовых особенностях правовой природы договора автомобильной перевозки грузов, необходимо отметить, что наибольшие дискуссии в науке гражданского права возникают относительно реального или консенсуального характера рассматриваемого договора. Широко признанным среди цивилистов стало положение о том, что на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя [6]. В пользу консенсуального характера договора автомобильной перевозки грузов высказывался советский правовед Х. И. Шварц, который, помимо прочего, указывал на то, что «при автомобильных перевозках заключению договора не предшествует обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность отправителя загрузить их. На автотранспорте указанные обязанности проистекают для сторон из договора, а не непосредственно из плана» <7>. ——————————— <7> Шварц Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 55.
По мнению современного исследователя проблем договора перевозки грузов Н. Н. Тютриной, «что касается отношений, складывающихся по поводу предъявления груза к перевозке и подачи автомобилей под погрузку, то они действительно являются договорными, ибо регулируются годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом. Однако последний договор не является консенсуальным договором перевозки, что отражено уже в самом его названии, это договор об организации перевозок, предусмотренный ст. 798 ГК РФ» <8>. ——————————— <8> Тютрина Н. Н. Понятие договора перевозки грузов // Транспортное право. 2005. N 2. С. 20 — 22.
Действительно, в рамках договоров автомобильной перевозки грузов выделяются две основные разновидности исходя из того, на какой основе строятся отношения между отправителями и перевозчиками, — либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки. Это «разовые» договоры о доставке конкретного груза и договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). Последние договоры принято именовать «годовыми». Как верно отмечал А. И. Хаснутдинов, характеризуя правовую природу годового договора автомобильной перевозки грузов и его отличие от разового договора перевозки, квалификация годового договора как договора перевозки ошибочна и ввиду несовпадения экономической природы отношений, регулируемых рассматриваемыми договорами. То есть если квалифицирующим признаком договора перевозки является перемещение груза в пространстве, то аналогичным признаком годового договора нужно считать совокупность действий, охватываемых понятием организации перевозок грузов [7]. Исходя из сказанного, нам представляется справедливым положение, согласно которому договор автомобильной перевозки конкретных грузов следует признать скорее реальным, что же касается годовых договоров, то они являются организационными, т. е. к договору перевозки не относятся. Поэтому не вполне корректно говорить о консенсуальном характере договора автомобильной перевозки грузов. Именно это обстоятельство является наиболее характерным свойством правовой природы договора автомобильной перевозки грузов. Иные особенности рассматриваемого договора заключены в его специфической природе, что особенно заметно при отделении данного договора от иных сходных договоров (например, от договора подряда, хранения, аренды и др.). Как отмечает в связи с этим профессор В. П. Мозолин, отграничение договора перевозки от ряда смежных гражданско-правовых договоров осуществляется согласно особенностям предмета правоотношения по перевозке [8]. По мнению Ю. В. Романца, главная специфика перевозки, требующая установления специального правового режима, заключается в характере выполняемой работы: пространственное перемещение грузов или пассажиров осуществляется с использованием транспортных средств. Особенности перевозки, обусловленные использованием в процессе работы транспортных средств, настолько серьезны, что не позволяют применять к ней нормы, установленные для договоров подряда и возмездного оказания услуг [9]. На основании изложенных выше позиций можно заключить, что основное отличие перевозки грузов автомобильным транспортом от других договоров состоит в том, что договор автомобильной перевозки направлен на выполнение работы по пространственному перемещению груза при помощи автотранспортного средства. Наконец, еще одной особенностью договора автомобильной перевозки грузов следует признать, на наш взгляд, степень его обязательности для участников правоотношений, что вытекает из существа транспортных обязательств. Так, условия договора автомобильной перевозки груза, обязательные для сторон в этом договоре, закреплены императивными нормами транспортного законодательства. Обусловлено это спецификой транспортных правоотношений и, соответственно, норм транспортного права, проявляющихся в том, что по сравнению с другими гражданско-правовыми нормами они предоставляют сторонам договора гораздо меньшую свободу, которая в данном случае является ограниченной в силу соответствующих положений международных соглашений и национального законодательства. В то же время нельзя говорить, что здесь вообще отсутствует автономия воли сторон. Как неотъемлемый атрибут договорных отношений в рыночной экономике она присутствует и у сторон договора перевозки груза автомобильным транспортом, хотя и со своими особенностями. На основании вышесказанного понятно, что договор автомобильной перевозки грузов является разновидностью транспортных договоров и при этом занимает самостоятельное положение в их системе, в связи с чем не может быть отождествлен со смежными гражданско-правовыми договорами, так как ключевое отличие договора автомобильной перевозки грузов состоит в цели деятельности, что связано с направленностью договора на пространственное перемещение грузов при помощи автотранспортных средств. Одновременно договор автомобильной перевозки грузов выступает разновидностью договора перевозки груза, поэтому обладает такими основными юридическими характеристиками, присущими последнему, как возмездность, взаимность, публичность (при соблюдении определенных условий), заключение в пользу третьего лица, реальность. Последнее обстоятельство в науке гражданского права является спорным, что определяется наличием двух основных разновидностей договора автомобильной перевозки грузов — разового договора, который носит базовый характер и смоделирован по образцу реального договора перевозки, и годового договора, который как таковой не является разновидностью договора перевозки грузов, а относится к договорам по организации перевозки грузов. Основным отличительным признаком разового договора автомобильной перевозки выступает перемещение грузов в пространстве, а основным признаком годового договора следует признать совокупность действий, направленных на организацию перевозки грузов. Наконец, помимо сказанного, отличительной особенностью, раскрывающей правовую природу договора перевозки грузов автомобильным транспортом, является ограниченная свобода данного договора, что связано с императивным характером норм автотранспортного права, которые предоставляют меньшую свободу сторонам.
Литература
1. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. В. Лаптева. М., 1983. С. 478. 2. Романович А. Н. Транспортные правоотношения. Мн., 1984. С. 6. 3. Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М., 1978. С. 51; Пугинский Б. И. Коммерческое право. М., 2000. С. 250. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2007. N 50. Ст. 6247. 5. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / М. И. Брагинский, Н. И. Клейн, Т. Л. Левшина и др.; Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2004. С. 251. 6. Быков А. Г., Половинчик Д. И. Основы автотранспортного права. М., 1974. С. 86 — 87. 7. Хаснутдинов А. И. Годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом // Правоведение. 1976. N 1. С. 42 — 50. 8. Мозолин В. П. Гражданское право: Учебник для юрид. вузов. Ч. 2. М., 2007. 9. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001.
——————————————————————