Новеллы образования: предложения профсоюза
(Лазарева Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 34)
НОВЕЛЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗА
Н. ЛАЗАРЕВА
Надежда Лазарева, газета «ЭЖ-Юрист».
Межрегиональный профсоюз «Учитель» подготовил поправки в проект Федерального закона «Об образовании в РФ». В конце июня они были направлены в Правительство, предварительно пройдя обсуждение на Российской трехсторонней комиссии. Рассмотрим основные предложения по изменению положений законопроекта, к которым не смог остаться равнодушным профессиональный союз.
Дополнительное образование и ФГОС
В статье 5 законопроекта перечислены виды образования, общедоступность и бесплатность которых гарантируются государством. Среди них нет дополнительного образования. Таким образом, существование оставшихся на сегодняшний день бесплатных кружков и секций ставится в зависимость от решений региональной или муниципальной власти (п. 12 ст. 8). А это приводит к увеличению количества платных услуг.
Полагаем, что наряду с дошкольным, начальным общим, основным общим и средним общим образованием в абз. 1 п. 3 ст. 5 нужно включить и дополнительное образование.
Согласно п. 7 ст. 11 порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определяется Правительством РФ. Предлагаем для данного процесса предусмотреть процедуру независимой общественной экспертизы проектов федерального государственного образовательного стандарта ФГОС.
Эксперименты, ликвидация и религиозное образование
Статью 19 необходимо дополнить двумя пунктами:
1) о необходимости получения добровольного информированного согласия обучаемых и их законных представителей на участие в эксперименте;
2) об обязательной независимой оценке результатов эксперимента до его повсеместного внедрения.
Проект предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления не вправе принять решение о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации без предварительной экспертной оценки (п. 5 ст. 21). Оцениваться будут последствия такого решения для обеспечения прав граждан на образование в порядке, установленном ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Считаем, что нужно ввести еще одно условие — обязательность получения добровольного согласия на реорганизацию обучающихся и их законных представителей.
Из статьи 90 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» законопроекта предлагаем исключить п. 3. Данная норма предусматривает особенности получения теологического и религиозного образования и, на наш взгляд, противоречит принципу светского характера образования.
Возмещение расходов на методическую литературу
Пункт 6.2 ст. 48 предлагаем подкорректировать, то есть не просто предусмотреть право на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических изданий, а уточнить, что речь идет о полном возмещении таких расходов.
Полагаем, что в нынешнем варианте законопроекта заложена дискриминация учителей региональных и муниципальных образовательных организаций. Чтобы ликвидировать ее, п. 10 ст. 48 необходимо изложить в следующей редакции:
«Педагогическим работникам возмещаются расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий.
Документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий, педагогических работников федеральных государственных организаций, государственных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных организаций возмещаются в полном объеме.
Порядок возмещения расходов, связанных с приобретением печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий, а также размер указанных расходов, возмещаемых педагогическим работникам частных организаций, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Рабочее время
В законопроекте отсутствует верхняя граница рабочего времени педагогических работников, что противоречит международным нормам, Конституции РФ и ТК РФ. В частности, в п. 7 ст. 48 указано, что в зависимости от занимаемой должности педагогических работников в их рабочее время включаются учебная (преподавательская), воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом. Речь идет о методической, подготовительной, организационной, диагностической, мониторинговой работе, работе, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий. При этом конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и (или) должностными инструкциями.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Из этого следует, что администрация образовательной организации может локальным актом установить любое соотношение учебной (преподавательской) и другой работы в течение рабочей недели, в том числе свыше 36 часов (как в ныне действующем Законе об образовании) и даже свыше 40 часов (общая норма ст. 91 ТК РФ).
Нам представляется, что соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года не должно быть больше, чем 1:1. Общая продолжительность рабочего времени педагогического работника, включая учебную и иную работу, не должна превышать 36 часов в неделю. Работа свыше 36 часов должна расцениваться как сверхурочная и оплачиваться в соответствии с нормами ТК РФ.
Аттестация и оплата труда
Действующая с января 2011 года система аттестации педагогов вызывает настолько резкое неприятие, что самым популярным лозунгом сейчас является требование ее отмены. Но в законопроекте именно эта система аттестации закрепляется ст. ст. 49 и 50.
Мы предлагаем в ст. 49 перечислить основные обязанности педагогических работников по обучению и воспитанию обучаемых, по соблюдению норм трудового законодательства и законодательства в области образования.
Статья 50 гласит:
«Аттестация педагогических работников может проводиться с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию работника на установление квалификационной категории (за исключением научно-педагогических работников)».
Предлагаем включить в эту норму положение о том, что основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия работника занимаемой им должности являются обоснованные сомнения работодателя в профессионализме педагога. При этом проведение аттестации необходимо согласовать с профсоюзом.
Вышеуказанная статья определяет, что проведение аттестации педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся; государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных образовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Считаем, что нужно предусмотреть ограничения с тем, чтобы членами аттестационных комиссий не могли стать сотрудники органов управления образованием. Для защиты прав педагогического работника в аттестационную комиссию обязательно должен входить представитель его профсоюзной организации с правом решающего голоса. Не прошедший аттестацию педагогический работник должен иметь право на подачу апелляции в аттестационную комиссию высшего уровня.
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Полагаем, что этот порядок нужно согласовывать и с профсоюзом.
Для соблюдения прав педагогических работников на справедливую оплату труда и на 36-часовую рабочую неделю п. 9 ст. 48 необходимо изложить в следующей редакции:
«Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативных затрат на образовательную деятельность рассчитывают уровень базовой части заработной платы за ставку часов педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего образования не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере промышленности субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация (ее филиал)».
Финансирование
Из статьи 66 необходимо убрать право образовательной организации взимать плату за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня, поскольку отсутствие бесплатных групп продленного дня существенно затрудняет учебный процесс, особенно в начальной школе.
В пункте 1 ст. 6 сказано, что к полномочиям РФ в сфере образования относится кроме прочего установление нормативных затрат на образовательную деятельность за счет средств федерального бюджета. Этот пункт необходимо дополнить указанием на то, что эти нормативы должны быть едиными для всей страны.
Для ликвидации существующей сейчас дискриминации обучающихся по месту жительства (в каждом субъекте РФ — свои нормативы подушевого финансирования) предлагаем внести коррективы в п. п. 2 — 4 ст. 103. Так, в п. 2 предлагаем включить оговорку о том, что размер нормативных затрат на образовательную деятельность должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами равного уровня образования независимо от места жительства.
Пункт 3 содержит положение о том, что нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. Предлагаем уточнить, что нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств бюджетов субъектов РФ не могут быть ниже установленных Правительством РФ. Также необходимо предусмотреть условие, в соответствии с которым нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов, которые устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, не могли бы быть ниже, чем установленные органами государственной власти субъектов РФ.
——————————————————————