Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции)
(Багова А.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, N 1)
ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ) <1>
А. БАГОВА
——————————— <1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.
Багова А., студентка Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина <2>. ——————————— <2> Научные консультанты — д. ю.н., проф. И. В. Ершова, к. ю.н., доц. А. А. Спектор.
Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70 — 90% от общего числа предприятий, например, в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Опыт развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах показал, что данный субъект играет огромную роль в становлении экономики страны, создавая конкуренцию на рынке и стимулируя крупные предприятия внедрять новые технологии, инновационные разработки и иными способами улучшать качество производства. Сектор малого и среднего бизнеса отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Поэтому государства стремятся повышать уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, улучшать условия для предпринимательской деятельности и на уровне государства поддерживать малый и средний бизнес. Материальная поддержка малого предпринимательства включает финансово-кредитную, имущественную и ресурсную помощь предприятиям. Ядром такой помощи, по зарубежному опыту, является финансовая поддержка. Именно финансовые операции в пользу малых предприятий позволяют скоординировать усилия банков, крупных предприятий и государственных органов по помощи малому бизнесу. В странах с развитой экономикой государственные органы редко выходят на прямой контакт с малым бизнесом. Их дело — поддерживать и стимулировать те рыночные структуры, которые непосредственно связаны с малыми предприятиями. Так, в ФРГ существуют программы, стимулирующие развитие малого бизнеса путем предоставления ему возможности накопления необходимых для этого средств, а также предоставления долгосрочных кредитов на щадящих условиях на 20 лет, причем два первых года — без процентов, а возврат денег — только через 10 лет. Во Франции и Италии для финансирования малого бизнеса созданы специальные банки, которые кредитуют закупки оборудования, предоставляют на выгодных условиях займы и т. д. В Испании при Министерстве промышленности и энергетики создана специальная организация, курирующая государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются: развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий; создание новых рабочих мест, экономический рост малых предприятий; привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность; трансферт (передача) технологий <3>. ——————————— <3> Елисева Т. Ф., Сенашов С. И., Куимов В. В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза // URL: http://e-negotiant. ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small-business. html.
В основном политика и система поддержки малого предпринимательства в странах — членах ЕС определяются федеральными властями, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Как правило, министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли в странах ЕС занимаются делами малого и среднего бизнеса. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности <4>. ——————————— <4> См.: Елисева Т. Ф., Сенашов С. И., Куимов В. В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза // URL: http://e-negotiant. ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small-business. html.
Франция
Для Франции поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из главных задач правительства. Оно совместно с министерствами разрабатывает программы помощи, тем самым стимулируя малые и средние предприятия улучшать производство, вводить инновации, создавать новые рабочие места. Эффективность данной политики подтверждена достигнутыми результатами, а именно в малый бизнес Франции вовлечено более половины от общего числа занятого населения. Свое развитие малое предпринимательство во Франции получило во многом благодаря крупным компаниям. Буквально двадцать лет назад малые предприятия могли работать на устаревшем оборудовании. Сейчас ситуация качественно изменилась в связи с тем, что гигантам невыгодно производить все самостоятельно и они привлекают малые предприятия для производства отдельных элементов для производства. Малое предпринимательство выступает в качестве подрядчиков или субподрядчиков, обеспечивая крупные компании комплектующими материалами, осуществляя ремонтные работы, некоторые технические услуги. В свою очередь, крупные компании помогают малым, передавая технологии, инновации, сырье, материалы и так далее. Данный тандем качественно улучшил состояние малого и среднего предпринимательства на французском рынке. Также малые предприятия активно проявляются в сфере сервиса. Широко распространены кафе, табачные лавки, небольшие магазины и закусочные. Встречаются комбинированные предприятия, например кафе и табачная лавка, как правило, принадлежащие одному хозяину. Все это показывает, что сегодня малые и средние предприятия все стабильнее чувствуют себя на рынке. Но им сложно конкурировать с крупными предприятиями, развиваться на их фоне. В связи с этим необходима поддержка и на государственном уровне. Государственная политика Франции, финансируемая совместно из государственного бюджета, бюджета ЕС и частных источников, в области содействия малому и среднему предпринимательству согласуется с регионами и ставит своей целью: создание и рост новых малых и средних предприятий; экономическое развитие регионов и увеличение занятости населения, стимулирование инновационной деятельности; совершенствование системы предоставления услуг по развитию бизнеса малых и средних предприятий для повышения их конкурентоспособности. Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. Во Франции работают гарантийные фонды, которые оказывают помощь в поиске источников финансирования начинающим предпринимателям. Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенного налогообложения для малых предприятий. К примеру, вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых двух лет работы полностью освобождаются от налога на доходы и только начиная с шестого года существования выплачивают этот налог в полной мере <5>. ——————————— <5> Международная практика: французские предприниматели стремятся к объединению, во Франции от государства сложно добиться чего-то в одиночку // Опора-кредит. Все о финансах для малого бизнеса. URL: http://www. ccifr. ru/uploaded/100125_1.pdf.
Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 г. объединившая Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. Поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации, французское государство не может оказывать поддержку малым предприятиям в форме прямых субсидий и вынуждено прибегать к косвенным методам. Для этих целей были созданы две организации: OSEO и Coface. Миссия OSEO заключается в оказании помощи и финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. Деля риск, компания облегчает доступ МСП к финансированию через партнерство с банками и инвесторами. Основными направлениями деятельности OSEO являются: поддержка и финансирование инноваций, трансферт технологий и развитие инновационных проектов с реальными перспективами, гарантирование, финансирование инвестиций в технологии и рабочий цикл наряду с банками. OSEO действует в трех направлениях: поддержка инноваций; финансирование инвестиций и эксплуатационного цикла (совместно с банковскими учреждениями; гарантии банковского финансирования <6>. ——————————— <6> Малюгина А. А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: Автореф. дис. … к. э.н. М., 2012.
Через свою региональную сеть OSEO охватывает все регионы Франции. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть — около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет о самом рискованном этапе жизни малого предприятия — моменте его создания. Система государственной поддержки МСП эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими <7>. ——————————— <7> URL: http://bizhelp. damu. kz/articles/?ID=20130.
Основной компанией, гарантирующей экспортные риски во Франции, является Coface (Compagnie francaise d’assurance pour le commerce exterieur — Французская компания по гарантиям для международной торговли), созданная в 1946 г. Coface занимается в основном страхованием кредитов, которое предупреждает и покрывает неплатежи любых предприятий-экспортеров (малых и средних) <8>. ——————————— <8> Малюгина А. А. Указ. соч.
Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротства является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение — Национальное агентство по созданию предприятий (AHCE), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные варианты скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства. Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления — региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими, в свою очередь, целевые налоговые льготы. Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды <9>. ——————————— <9> URL: http://bizhelp. damu. kz/articles/?ID=20130.
В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений <10>. ——————————— <10> Малый бизнес по-французски // URL: http://www. openbusiness. ru/html_euro/france_open11.htm.
Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). В отдельных случаях предпринимателям выплачиваются подъемные. Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т. п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий. Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано французское общество по страхованию капиталов от риска «Софарис», которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие этому обществу, то оно дает банку гарантию на 50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию «Софарис», разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает данное страховое общество из собственных фондов, которые образуются на акционерной основе с участием частного и, в основном, государственного (более 1 млрд. франков) капитала <11>. ——————————— <11> Калинин А. В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. 2011. N 4. С. 3 // http://epp. enjournal. net/article/313/.
Германия
Малый бизнес в Германии имеет очень важное экономическое значение, свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма с появлением первых крупных предпринимателей начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами. Ассоциация германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации — сотрудничество, тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества. В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат — оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии. По мнению экспертов, из всех европейских стран наиболее эффективные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса действуют в Германии. Сегодня там функционирует около 3,3 млн. малых и средних предприятий, создающих до 57% добавленной стоимости в частном секторе и привлекающих 46% инвестиций <12>. ——————————— <12> Давыдова Р. Т. Развитие малого предпринимательства в условиях реформирования промышленного комплекса страны в новых экономических условиях (на примере г. Москвы): Монография. М.: НИА-Природа, 2003.
Малый бизнес Германии — один из самых активно развивающихся секторов экономики, которому оказывается поддержка на всех уровнях ветвей власти. Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления: кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность; кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды; кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства. Правительственным органом, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства в Германии, является директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. Среди его программ — «Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса» и «Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса». Первая программа обеспечивает финансирование малого и среднего предпринимательства, а вторая способствует запуску стартапов. Контролирует реализацию этих программ специальный государственный орган — Кредитный совет по восстановлению <13>. Специальный государственный орган — Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству, — призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5 — 8%) и длительные сроки кредитования (5 — 15 лет) <14>. ——————————— <13> Горькаева О. Господдержка для самых маленьких. Изд. дом Коммерсантъ. Business Guide (Финансирование среднего и малого бизнеса). Приложение. 2012. N 7(138). 10.04.2012. URL: http://www. kommersant. ru/doc/1906270/print. <14> Там же.
В июле 2006 г. германским правительством была принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства (Mittelstandsinitiative), которая включает в себя следующие направления (приведены с учетом изменений на январь 2010 г.): а) расширение финансовых возможностей, создание кредитного посредника; б) мобилизация венчурного капитала для инноваций; в) развитие предпринимательской культуры и преемственности ведения бизнеса; г) усиление инновационной составляющей; д) поддержка начинающих предпринимателей, модернизация профессионального образования и формирование кадрового резерва; е) усиленная поддержка на внешних рынках; ж) реформирование налоговой системы для малого и среднего предпринимательства, создание дополнительных условий развития; з) устранение бюрократических ограничений. В Германии для обеспечения кредитования малого и среднего предпринимательства по поручению федерального правительства были запущены программы государственным банком KfW Mittelstandsbank. Для долгосрочного финансирования исследования рынка товаров и услуг и проектирования новых видов услуг, продуктов и производственных процессов, а также для освоения этого рынка малыми и средними предприятиями Германии Государственный банк реконструкции и развития экономики KfW предоставляет им кредиты в рамках программы ERP-Innovationsprogramm на льготных условиях и процентах. Программа предназначена для тех предприятий, которые уже действуют на рынке более двух лет. При этом для малых предприятий (согласно критериям ЕС KMU-Definition) дополнительно предлагаются особо выгодные проценты по кредитам. С помощью данной программы финансирования банк KfW оказывает помощь для осуществления проектов исследования, проектирования и инноваций (подпрограмма 1) или помощь для осуществления инвестиций и обеспечения трудовой занятости, а также для оказания консультационных услуг (подпрограмма 2), согласно ст. 15 и 26 Положения Европейского сообщества N 800/2008 Европейской комиссии (Allgemeine Gruppenfreistellungs-verordnung), опубликованного в служебном вестнике ЕС N L214/3 от 09.08.2008. Это обязывает банк KfW и заявителей соблюдать специфические правовые условия для своих проектов <15>. ——————————— <15> Малый бизнес в Германии // URL: http://www. kreditbusiness. ru/germany. html.
Федеральное министерство экономики и технологий 1 июля 2008 г. объявило о начале реализации Центральной инновационной программы для малых и средних предприятий (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM), рассчитанной на период до конца 2013 г. <16>. В ее рамках малым и средним предприятиям будет оказываться поддержка при реализации инновационных проектов путем создания отраслевых сетей предприятий и научных организаций с целью их успешной кооперации, а также государственной поддержки отдельных инновационных проектов. ——————————— <16> Федеральное министерство экономики и технологий. Программа финансирования малых и средних предприятий Германии // Архив полиграфии / EXRUS. eu. N 692.
В заключение отметим следующее. В европейских странах большое значение приобретает малое и среднее предпринимательство, где оно представлено совокупностью многочисленных малых, средних предприятий. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.
——————————————————————