Досрочная пенсия не для всех

(Гончарова М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 44)

ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

М. ГОНЧАРОВА

Марина Гончарова, адвокат адвокатской палаты Тамбовской области.

Датой 1 января 2001 года Правительство РФ разделило педагогов на тех, кто имеет право на досрочную пенсию, и тех, кому она не может быть назначена. Не все педагоги согласились с таким подходом и обратились за правдой в суд. Но у судей возникли сложности…

Пенсия педагогу со стажем

Преподавательская работа является важной учебно-воспитательной функцией, в связи с чем имеет особое значение для государства и общества. Прежде всего это работа с детьми, и сопряжена она с повышенными психофизиологическими нагрузками, что приводит к риску утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Сложность преподавательской работы была учтена в Законе РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст. 80 Закона N 340-1 пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, предоставлялась при выслуге не менее 25 лет.

Однако эта норма утратила силу со дня введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который изменил принципы пенсионного обеспечения граждан. Такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, им не предусмотрен. Вместе с тем ст. 27 Закона N 173-ФЗ сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в числе которых указаны лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Возникает вопрос: как определить категории граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение?

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включалась работа во внешкольных учреждениях, в том числе в детско-юношеских спортивных школах в должности преподавателя, воспитателя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и др. Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования. К таковым согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее — Список учреждений и должностей), в настоящее время относятся следующие внешкольные учреждения: детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств, в том числе по видам искусств, дворцы или дома детского (юношеского) творчества и т. д.

Новации 2001 года

С принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 подход к назначению пенсии по выслуге лет работникам системы дополнительного образования изменился. Периоды преподавательской работы в учреждениях дополнительного образования детей начиная с 1 января 2001 года стали засчитываться в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин имел стаж педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР N 463. Но эпопея с назначением досрочной пенсии этим Постановлением не закончилась.

Правительство РФ 29 октября 2002 года Постановлением N 781 утвердило вышеупомянутый Список учреждений и должностей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Отдельные категории работников были исключены из числа лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, появилось требование о выполнении нормы рабочего времени. Работа в периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года стала включаться в специальный стаж без ограничений, а трудовая деятельность с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина сразу двух обязательных критериев: выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в требуемой должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Тем самым право на досрочное назначение пенсии имели те лица, которые отработали 2/3 от необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности по состоянию на 1 января 2001 года. Остальные лица, не имеющие по состоянию на 1 января 2001 года соответствующего стажа работы в учреждениях для детей, право на досрочное назначение пенсии утратили.

Не все педагоги согласились с подобным подходом к праву на досрочное назначение пенсии. Многие обратились в суд с исками об оспаривании решений пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, а также о признании неконституционными некоторых положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Суды сказали педагогам нет

Опираясь на ряд постановлений КС РФ, заявители считали, что правительственными актами было нарушено их конституционное право на пенсионное обеспечение по возрасту с соблюдением принципа равенства.

Согласно правовой позиции КС РФ дифференциация в праве на пенсионное обеспечение «должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)» (Постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, предполагают правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы «участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано» (Постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

При решении споров данной категории дел у судов возникли определенные сложности по вопросам включения того или иного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и применения ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым более широкий круг лиц имел право претендовать на досрочное назначение пенсии в связи с профессиональной деятельностью.

В 2006 году спорный вопрос был рассмотрен КС РФ по жалобе гражданки З. Чеховой о признании не соответствующим Конституции РФ положения п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. История дела такова. Решением районного суда Воронежской области, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда, З. Чеховой было отказано в удовлетворении ее требования о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ, отказавшего педагогу в назначении досрочной трудовой пенсии. По мнению заявительницы, оспариваемая норма, ограничивая право педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей, не работавших в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в этой должности в названных учреждениях, на досрочное пенсионное обеспечение, ставит их в неравное положение с другими педагогами, работавшими в указанный период.

КС РФ не согласился с доводами заявительницы, указав, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, основанное на учете профиля выполняемой ими работы, не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. И не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение и изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в том случае, когда оно «сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям» (Определение КС РФ от 16.11.2006 N 512-О).

Все тот же спорный п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, стал предметом рассмотрения и высшего судебного органа страны по заявлению гражданки Е. По мнению заявительницы, оспариваемый пункт неправомерно ограничивает право педагогов на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку устанавливает обязательным условием наличие работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей (решение ВС РФ от 12.03.2007 N ГКПИ07-4).

Не согласившись с доводами заявительницы, ВС РФ указал, что Правительство РФ установило специальную гарантию для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, и тем самым обеспечило требуемую стабильность в правовом регулировании и создало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Печальный итог

В установлении одним из условий для назначения досрочной пенсии факта работы в должности педагога дополнительного образования в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года судебные органы не усмотрели неправомерной дифференциации в праве на пенсионное обеспечение и признали данное условие признаком стабильности в правовом регулировании пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

Несмотря на изложенную ВС РФ и КС РФ единую правовую позицию по данному вопросу, жалобы граждан о признании неконституционным п. 12 Правил продолжают поступать и влекут за собой отказ в принятии к рассмотрению КС РФ по аналогичным вышеизложенному основаниям (Определения КС РФ от 16.02.2012 N 237-О-О, от 25.12.2008 N 978-О-О, от 29.09.2011 N 1279-О-О). Педагоги учреждений дополнительного образования, чьи интересы затронуты принятыми правительственными актами, продолжают настаивать на нарушении своих конституционных прав. Однако, исходя из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти РФ и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения. Но педагоги не сдаются, и судебные споры продолжаются…

——————————————————————