О вопросах, связанных с несвоевременным перерасчетом пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (по материалам судебной практики)
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 11)
О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С НЕСВОЕВРЕМЕННЫМ ПЕРЕРАСЧЕТОМ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА РОДИТЕЛЯМ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: — пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 200% размера социальной пенсии, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 18 названного Закона (2562 руб. x коэффициент индексации x 200%). Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы; — пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 150% размера социальной пенсии, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 18 названного Закона. Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Размеры пенсии по случаю потери кормильца для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 указанного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 указанного Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 этого Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Для назначения пенсии родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, достаточно представления документа, выданного военным комиссариатом, воинской частью, госпиталем и иным военным учреждением, удостоверяющего факт смерти (гибели), дату и причину смерти военнослужащего, или документа о безвестном отсутствии, а также документа, подтверждающего прохождение военной службы по призыву. Документ о гибели военнослужащего, выданный на имя родителя, если в нем указаны родственные отношения, является основанием для назначения пенсии без дополнительного подтверждения факта родственных отношений. Если смерть военнослужащего наступила после увольнения с военной службы, факт смерти подтверждается свидетельством о смерти. Причинная связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой подтверждается заключением медико-социальной экспертной комиссии, за исключением случаев, когда из свидетельства усматривается, что смерть бывшего военнослужащего явилась следствием военной травмы. В тех случаях, когда в документах о смерти (гибели) военнослужащего указана связь смерти с прохождением военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается без истребования каких-либо дополнительных документов. Если в документах отсутствуют сведения о том, что смерть (гибель) военнослужащего связана с прохождением военной службы, причину смерти следует уточнять в военных комиссариатах <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации — «За права военнослужащих», 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 668.
Таким образом, родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеют право на две пенсии: — государственную пенсию по случаю потери кормильца; — трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, либо социальную пенсию (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо военную пенсию за выслугу лет (по инвалидности). Названные лица приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца по нормам п. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в двух случаях: — во-первых, если смерть военнослужащего произошла в период прохождения военной службы по призыву. Пенсия в данном случае устанавливается независимо от причины смерти, которая может быть и не связана с исполнением обязанностей военной службы (за исключением ситуаций, когда смерть произошла в результате противоправных действий военнослужащего); — во-вторых, если смерть бывшего военнослужащего наступила после увольнения с военной службы вследствие военной травмы. Родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву либо умерших после увольнения с нее вследствие военной травмы, право на пенсию по случаю потери кормильца приобретают по достижении отцом и матерью соответственно возраста 55 и 50 лет. Факт нахождения их на иждивении кормильца на день его смерти не является обязательным условием. Пунктом 9.1 Перечня документов… утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, предусмотрен перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, прилагаемых к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания: документы, предусмотренные п. 9 указанного Перечня, а также следующие документы: — подтверждающие факт и причину гибели (смерти) военнослужащего; — удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы; — подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; — подтверждающие, что вдова военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступила в новый брак. Нередко указанные категории граждан, получающие две пенсии, сталкиваются с несвоевременным их перерасчетом, выплатой полагающихся по перерасчету сумм со значительной задержкой. В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) убытки, причиненные гражданину в результате нарушения его прав, подлежат возмещению лицом, причинившим вред. Если выплата недополученной части пенсии осуществлена с большим опозданием и задержкой по вине пенсионных органов, то такой задержкой выплаты гражданам, являющимся пенсионерами, получающими пенсию по случаю потери кормильца, причинены убытки, поскольку вследствие процесса инфляции недополученные суммы пенсии утратили свою покупательную способность. Понесенные убытки должны быть компенсированы на основании ст. ст. 15, 1064 ГК РФ путем применения индекса потребительских цен исходя из продолжительности задержки выплаты недополученной части пенсии за соответствующий период. В качестве наглядного примера можно привести Определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда, которая, рассмотрев 21 мая 2012 г. гражданское дело N 11-2352/2012 по апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области на решение Варненского районного суда Челябинской области от 6 февраля 2012 г., установила следующее: гр. К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе об обязании выплатить индексацию недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 января 2002 г. по 30 ноября 2009 г. к октябрю 2011 г. В обоснование исковых требований истица указала, что она является матерью гр. К., погибшего 15 марта 1987 г. при исполнении обязанностей военной службы по призыву в войсковой части, входившей в состав Вооруженных Сил СССР. Из справки Варненского районного военного комиссариата, выданной в октябре 1993 г., следует, что гр. К. погиб 15 марта 1987 г. при прохождении действительной срочной службы. Обстоятельства гибели сына изложены в выписке из приказа командира войсковой части от 15 марта 1987 г. N 51. В извещении от 17 марта 1987 г. командиром войсковой части указано, что гибель ее сына произошла при исполнении им обязанностей военной службы. В мае 1993 г. ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца как родителю погибшего военнослужащего. Выплата данной пенсии осуществляется пожизненно. ГУ УПФР в Варненском районе в период с 1 января 2002 г. по 30 ноября 2009 г. производило начисление и выплату пенсии истице по случаю потери кормильца исходя из размера в 150% размера базовой части трудовой пенсии по старости, а начиная с 1 января 2010 г. — в размере 150% упомянутой социальной пенсии. Поскольку с момента вступления в силу Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельными федеральными законами, а также нормативными актами Правительства Российской Федерации неоднократно устанавливались увеличение и индексация указанных видов пенсий, ответчик, осуществляя такие увеличение либо индексацию, применял размер в 150%, а не 200% размера соответствующей пенсии, что привело к существенным нарушениям ее пенсионных прав. В соответствии с решением комиссии ГУ УПФР в Варненском районе по рассмотрению вопросов реализации прав граждан от 8 сентября 2011 г. произведен перерасчет причитающейся истице пенсии по случаю потери кормильца. Перерасчет связан с неправильным исчислением вышеуказанных базовых размеров. Последующим распоряжением пенсионного органа произведено начисление недополученной в период с 1 января 2002 г. по 30 ноября 2009 г. пенсии данного вида. Выплата недополученной части пенсии осуществлена в ноябре текущего года. Истица полагает, что несвоевременной выплатой пенсии ей причинены убытки в виде реального ущерба, поскольку вследствие процесса инфляции недополученные суммы пенсии утратили свою покупательную способность. Понесенные убытки должны быть компенсированы на основании ст. ст. 15, 1064 ГК РФ путем применения индекса потребительских цен исходя из продолжительности задержки недополученной части пенсии соответствующего периода. Размер индексации недополученной пенсии, рассчитанный с января 2002 г. по ноябрь 2009 г., к октябрю 2011 г. в соответствии с показателями инфляции, содержащимися в справке Челябинскстата от 7 ноября 2011 г. N 5-3/630, составляет 34172 руб. 88 коп. В судебном заседании представитель истца гр. С. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе с иском не согласился по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии от 8 сентября 2011 г. Суд постановил решение, которым обязал ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе выплатить гр. К. индексацию недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 января 2002 года по 30 ноября 2009 г. В апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области полагает, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, поскольку действующим законодательством не предусмотрена индексация суммы задолженности пенсии с учетом индекса потребительских цен. Полагает, что суд фактически обязал ответчика произвести повторно индексацию пенсии. Считает, что истицей не представлен полный пакет документов, на основании которых назначается пенсия по случаю потери кормильца. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения, постановленного судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: 1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 200% размера социальной пенсии, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 18 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), или 200% базовой части трудовой пенсии в редакции Закона, действовавшей до 1 января 2010 г. Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 15 названного Федерального закона; 2) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 150% размера социальной пенсии, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 18 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 15 названного Федерального закона. Согласно ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда. Согласно ст. 36 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 под исполнением обязанностей военной службы понимается, в частности, участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой службы). Материалами дела установлено, что смерть военнослужащего по призыву гр. К. наступила вследствие военной травмы. Его матери, истице гр. К., назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ответчиком ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области признан факт ошибочного назначения истице пенсии из расчета 150% социальной (ранее — базовой части трудовой пенсии) пенсии, принято решение о перерасчете и доплате сумм пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 января 2002 г. по 30 ноября 2009 г. (протокол заседания комиссии ГУ УПФ в Варненском районе Челябинской области от 8 сентября 2011 г. N 167) и произведена выплата задолженности в ноябре 2011 г. Поскольку перерасчет пенсии по случаю потери кормильца произведен ответчиком несвоевременно, вследствие чего причитающаяся истице сумма пенсии в связи с инфляцией утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное получение пенсии и, как следствие, к причинению имущественного вреда, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика убытки с применением индекса роста потребительских цен. В апелляционной жалобе представитель ответчика не согласился с данным выводом суда первой инстанции, указал, что пенсионное законодательство не предусматривает индексацию с учетом уровня инфляции несвоевременно выплаченной пенсии. Между тем с приведенным доводом жалобы согласиться нельзя. Статья 318 ГК РФ закрепляет возможность увеличения суммы денежного обязательства в связи с повышением стоимости жизни. В качестве варианта законодателем избрана индексация по уровню инфляции. Факт несвоевременно полученной выплаты пенсии не оспорен. Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по перерасчету истице пенсии по случаю потери кормильца с момента возникновения у нее такого права и за истекшее время произошло обесценивание суммы долга, то оснований для отказа в удовлетворении указанных исковых требований у суда первой инстанции не имелось. Оснований полагать, что в данном случае имеет место двойная индексация, судебная коллегия не усматривает. Судебная коллегия не может согласиться и с доводом заявителя апелляционной жалобы о том, что индексация недополученной пенсии с учетом роста потребительских цен невозможна, поскольку выплата пенсии в меньшем размере осуществлялась по причине отсутствия документов, подтверждающих факт наступления гибели гр. К. в связи исполнением им обязанностей военной службы. Как усматривается из материалов дела, гр. К. пенсия по потере кормильца была назначена впервые в мае 1993 г. Пунктом 9.1 приложения к Постановлению Министерства труда Российской Федерации N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 19ПА «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 12 марта 2010 г.) предусмотрен перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву, должны быть приложены документы, подтверждающие фактическую причину гибели (смерти военнослужащего). В материалах пенсионного дела гр. К. находились документы о назначении и выплате ей пенсии по потере кормильца с 28 августа 1995 г., в том числе приведенные выше документы с указанием причины смерти кормильца — военная травма. Также в материалах дела находилась копия свидетельства о смерти с указанием причины смерти: острая кровопотеря, ранение аорты, огнестрельное пулевое ранение живота. Указанными документами установлено, что смерть рядового гр. К. произошла в результате несения им военной службы. Впоследствии по запросу пенсионного органа была представлена уточняющая справка воинской части о гибели рядового гр. К. (л. д. 16, 17). Таким образом, указанные документы в их совокупности и взаимосвязи изначально позволили ответчику сделать вывод о том, что смерть военнослужащего наступила вследствие военной травмы. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области не вправе было начислять пенсию по случаю потери кормильца в меньшем размере, чем это предусмотрено пенсионным законодательством, как утверждает заявитель апелляционной жалобы. В силу ст. 15 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате нарушения его прав, подлежат возмещению лицом, причинившим вред. В суде первой инстанции нашел подтверждение факт причинения гр. К. убытков в виде несвоевременного перерасчета пенсии по случаю потери кормильца, которые суд обоснованно взыскал с ответчика в порядке, предусмотренном ГК РФ. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истицей не представлено доказательств о причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и причиненными истице убытками, является несостоятельной, поскольку не опровергает выводов суда и не изменяет существа постановленного по делу решения. По существу, доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, основаны на ином толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения по делу, не установлено. При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Варненского районного суда Челябинской области от 6 февраля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области — без удовлетворения.
——————————————————————