Гарантия на образование детям-сиротам
А. ГАРМАШ, Д. КОСИХИН
Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД России, г. Москва.
Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».
В настоящее время в российском государстве существует множество проблем, вызванных политическими, социально-экономическими и иными причинами, острейшей из которых является рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На законодательном уровне таким категориям россиян предоставлен достаточно широкий спектр прав, воспользоваться которыми без предварительного разъяснения и помощи у них вряд ли получится.
Суровые реалии
В большинстве случаев воспитанники детских домов и интернатов, и без того обделенные судьбой и обреченные на долготерпение в стенах различных казенных учреждений, после выпуска из них сталкиваются с еще более жестокой реальностью, когда рассчитывать не на кого, а положенные по закону права попираются. Это связано прежде всего с тем, что уровень правовых знаний у выпускников-детдомовцев крайне низок, а наше государство, к сожалению, особо не заинтересовано в его повышении.
Однако если молодые люди, вышедшие из-под опеки, не смогут влиться в общество, выучиться, найти достойную работу, не говоря уж о том, если им будет негде жить, в таком случае они попросту пополнят ряды преступников. Нравы, обычно царящие в детских домах и интернатах, и без того готовят почву для противоправной деятельности. Таким образом, основной задачей общественных и государственных структур должна стать забота о бывших детдомовцах и оказание им помощи в социальной адаптации.
Правовые нормы общего характера
Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ. Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка <1>, где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами. В частности, в ст. 3 Конвенции установлена необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, — и с этой целью должны приниматься все соответствующие законодательные и административные меры.
———————————
<1> Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989). Опубликована в издании Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992).
Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными, что видно и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.
К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся также Семейный кодекс РФ, Федеральные законы от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011) и от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 21.11.2011). Данные законы объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка, а также в закреплении соответствующих гарантий со стороны государства.
Конкретика определений
Вместе с тем права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детально прописаны именно в Законе N 159-ФЗ <2>.
———————————
<2> С изменениями, вступившими в силу с 01.02.2012.
В соответствии с этим Законом:
— дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
— дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
— лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;
— полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Право на обучение
Вся будущая жизнь выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от социальной реабилитации таких подростков и прежде всего от полученного образования как залога высоко оплачиваемой работы (или хотя бы такой, на которую можно достойно существовать) в будущем. Но не секрет, что в условиях капиталистического общества получить качественное образование удается далеко не всем детям даже из благополучных семей, которых с любовью опекают мамы, папы, бабушки и дедушки. Что уж говорить о рассматриваемой нами категории юных российских граждан? Именно поэтому одной из основных гарантий со стороны государства для обездоленных детей является право на образование.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полное гособеспечение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, указанные выше лица, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 01.01.2012), в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Также в период обучения по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Стипендия и зарплата
Следует отметить, что далеко не всегда учебные заведения, прежде всего высшего звена, стремятся выполнять норму о предоставлении бесплатного образования выпускникам детдомов. Это было повсеместно распространено до принятия поправок в Закон N 159-ФЗ, вступивших в законную силу 01.02.2012. Администрации учебных заведений руководствовались тем, что полное государственное обеспечение указанных лиц прекращалось по достижении ими возраста 23 лет, независимо от того, закончили они учиться или нет. Это порождало массу проблем для учащегося, ведь дополнительного заработка у него не было, и спорные вопросы приходилось решать (далеко не всегда успешно) всеми возможными способами, в том числе и в суде. Об этом же свидетельствует и судебная практика <3>.
———————————
<3> Определение КС РФ от 10.10.2002 N 258-О.
Сегодня в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100-процентной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, что, безусловно, является жизненно необходимым для этих молодых людей.
Кроме того, при предоставлении обучающимся — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия, а образовательное учреждение обязано содействовать организации их лечения.
Вещи или денежная компенсация
Среди государственных гарантий следует выделить право выпускников детских домов и интернатов на однократное обеспечение за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались, содержались и воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.
Немаловажным является право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, на обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок такого проезда определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 10 ст. 6 Закона N 159-ФЗ).
В законодательстве закреплены дополнительные гарантии государства для бывших детдомовцев на получение образования, в том числе и высшего, однако не всегда и не везде права этих детей соблюдаются неукоснительно. Задача государства состоит не только в том, чтобы продекларировать эти права, но, самое главное, обеспечить их реализацию. Это необходимо не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и для всего российского общества, взявшего устойчивый курс на гуманизацию и соблюдение прав человека.
Материал подготовили
Виктория Еремченко
Светлана Королева
газета «ЭЖ-Юрист»
——————————————————————