Роль официальных формирований в развитии института гражданского брака в дореволюционной России
(Александрова А. Ю.) («История государства и права», 2007, N 15)
РОЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО БРАКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
А. Ю. АЛЕКСАНДРОВА
Александрова А. Ю., аспирант кафедры теории и истории права и государства; истории правовых учений Северо-Западной академии государственной службы.
Становление института гражданского брака в России прошло достаточно сложный путь. Понятие «брак» столетиями связывалось с церковным благословением, а юридические последствия брака основывались на государственных законодательных актах. Гражданский брак (Civil-Ehe) появился в Европе как следствие воззрений периода Новой истории. Созданный в XVI в. в Голландии, институт гражданского брака получил распространение в Европе и США в XIX в. Возникновение такой формы заключения брачных уз было вызвано противоречием между государством и господствующей религией из-за возросшего вмешательства представителей церкви в государственные дела. Вопросы заключения брака, его условий и ограничений, в особенности у представителей разных конфессий, и стали предметом этого противоречия. Гражданский брак по своему содержанию представлял контракт между лицами, вступающими в брак, по форме — документальное оформление при участии светской власти, то есть в государственном учреждении и в присутствии государственного чиновника. В России интерес к институту гражданского брака проявился во второй половине XIX в., и отношение к гражданской форме заключения брака было противоречивым, так как существовавшие вероисповедания поддерживали форму заключения брака, признанную их религиозной организацией. Понятие «гражданский брак» имело, да и сейчас имеет, двоякое толкование. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1903 г.) говорится, что «многие даже образованные люди называют гражданским браком простое незаконное сожитие или вообще союз, не освященный Церковью или не заключенный на срок» <1>. В. И. Даль обращал внимание на то, что «в России по недоразумению и злоупотреблению» гражданским браком считают «внебрачное сожительство мужчины и женщины, конкубинат» <2>. По определению Г. Ф. Шершеневича, «гражданский брак — это также формальный брак, только лишенный церковного освящения и совершаемый перед гражданской, а не духовной властью, — только глубокое невежество могло использовать этот термин для обозначения внебрачного сожительства». Такой брак «явился следствием реформации, создавшей небывалое до того различие вероисповеданий, взаимную религиозную нетерпимость и, с другой стороны, отвергшей за браком значение таинства» <3>. ——————————— <1> Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. IX. СПб., 1903. С. 504. <2> Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб, 1912. С. 962. <3> Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. 2001.
Следует отметить, что в энциклопедической литературе советского и постсоветского времени понятие «гражданский брак» иногда трактовалось как «фактическое супружество», не оформленное в установленном законом порядке и не имеющее супружеских прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством <4>. ——————————— <4> Большой энциклопедический словарь. М., 2006. С. 795.
Существует три формы гражданского брака: вынужденный или необходимый, факультативный и обязательный. Существование вынужденного гражданского брака было обусловлено наличием среди жителей данной страны иноверцев и диссидентов, не имеющих своей церковной организации, узаконением смешанных браков, недопустимых с точки зрения господствующей церкви. Факультативный гражданский брак предполагал юридическую равноценность как гражданского, так и церковного брака. Гражданам предоставлялась свобода выбора той или иной формы заключения брачных отношений. Устанавливая обязательный гражданский брак, государство ставило все религиозные конфессии в равное положение, не оказывая никому привилегий, это единственная форма заключения брачного союза для всех граждан без исключения, как выражение идеи равенства всех граждан перед законом государства. По вопросу введения гражданского брака в России велись диспуты. Такая форма заключения брака имела своих сторонников и противников. Сторонники введения гражданского брака выстраивали аргументацию на том, что русский народ не знает разницы между браком и другими имущественными договорами; что воззрение на брак как на таинство чуждо ему; что среди крестьянства практиковались свободные разводы, продолжал существовать сговор, имеющий форму чисто гражданской сделки. Идеал брака — это введение института гражданского брака согласно Кодексу Наполеона. Противники гражданского брака, понимая необходимость в реформировании брачного права, облегчении процедуры расторжения брака, настаивали на том, что церковная форма брака импонирует духу русского народа. По их убеждению, простолюдины хоть и руководствовались экономическими соображениями при заключении брака, но они были далеки от мысли, что, вступая в брак, они тоже заключают обыкновенную сделку. Правительство Российской империи не признавало гражданские браки, заключенные в странах, где гражданский брак был юридически правомочен, и отказалось в 1902 г. подписать Гаагскую конвенцию, согласно которой предусматривалось взаимное признание браков, заключенных в иностранных государствах по их законам <5>. В апреле 1902 г. Норвежская миссия обратилась с просьбой в Министерство иностранных дел Российской империи сообщить ей о возможности заключения гражданских браков между норвежскими подданными чиновниками и консулами Норвегии на территории России <6>. На это обращение из Первого Департамента Министерства юстиции последовало разъяснение о том, что на территории России по действующему законодательству брак должен соответствовать правилам того вероисповедания, к которому принадлежат жених и невеста, иная форма заключения брака недопустима. Указанная точка зрения соответствует нормам действующего международного частного права и соответствующим статьям Гаагской конвенции. Следовательно, гражданский брак, заключенный дипломатическими и консульскими представителями иностранной державы, не считается действительным на территории Российской империи <7>. ——————————— <5> Антокольская М. В. Семейное право. М., 2001. С. 59. <6> РГИА. Ф. 921. Оп. 10. Д. 707. Брачные принципиальные. Переписка по вопросу заключения чинами Норвежской миссии и норвежскими консулами в России гражданских браков между норвежскими подданными. 1912. <7> Там же.
Многие правоведы относились к гражданскому браку как к государственной необходимости, даже представители православного вероисповедания отмечали, что «в недалеком будущем предстоит пересмотреть заново свое отношение к институту гражданского брака». Г. Ф. Шершеневич, К. П. Победоносцев писали по вопросу заключения брака у раскольников и старообрядцев, что до 17 апреля 1905 г. эти браки «не имели в глазах правительства религиозного характера… Выходом из этого затруднительного положения послужил гражданский брак» <8>. Но браки старообрядцев не должны были совершаться в присутствии представителя государственной власти. Полицейский чиновник не спрашивал о согласии вступающих в брак, не провозглашал их законными супругами, он только регистрировал уже свершившиеся браки по обряду старообрядческого вероучения. Именно в этом Г. Ф. Шершеневич видел «существенное отличие от настоящего гражданского брака» <9>. Прототипом законопроекта о гражданском браке в России ряд ученых-юристов считали нормативный акт от 19 апреля 1874 г., относящийся к раскольникам. Браки раскольников имели законную силу, если они были записаны в метрические книги, ведение которых было возложено на органы полиции, а именно: в столицах — на участковых приставов, в городах и уездах — на исправников, в крупных городах — на полицмейстеров. Раскольники, пожелавшие, чтобы их брак был записан в метрическую книгу, должны были известить о своем решении местное полицейское или волостное управление, которое обязано было составить особое объявление и разместить его на видном месте в течение семи дней. По истечении этого срока выдавалось свидетельство о выполненном объявлении. ——————————— <8> Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. 2001. <9> Там же.
Революционные события 1905 — 1906 гг. внесли коррективы в сферу межличностных, в том числе и брачных, отношений. Семья представляла ту область, в которой нравственные интересы церкви в укреплении духовных ценностей соседствовали с политическими интересами государства, защищавшего патриархальные формы власти в обществе. Интересы церкви и государства не всегда совпадали с взглядами своих подданных. Семья являлась краеугольным камнем гражданского общества и зеркалом, отражавшим те принципы, на которых строилась жизнь государства. В ограниченную категорию лиц, на которых распространялось законодательство о браке, входили последователи официально признанных религиозных конфессий (православные, протестанты, католики, мусульмане и иудеи), специфические ритуальные нужды которых были отражены в статутном праве. Регистрация брака в отношении каждого вероисповедания была четко регламентирована. В этом законодательстве не упоминался гражданский брак. Брак раскольнических религиозных сект считался незаконным. В соответствии с законодательным актом от 12 апреля 1874 г. совершение брака не признавалось юридически законным, не все старообрядцы получили возможность фиксировать свои браки в государственных регистрационных книгах, их дети не признавались законнорожденными. Таким образом, отсутствие возможности соблюдать нормы брачного права или пользоваться преимуществами судебной защиты укрепляло статус раскольников и старообрядцев не только как «брачных изгоев», но и изгоев общества. Согласно Постановлению Государственной Думы от 29 апреля 1911 г. в комиссии по вероисповеданию рассматривался новый брачный законопроект. Результатом обсуждений стало издание 16 июня 1913 г. Закона «Об узаконении не внесенных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, а также браков, заключенных по правилам инославных и иноверных исповеданий и вероучений лицами, числившимися православными до обнародования Высочайшего указа 17 апреля 1905 года об укреплении начал веротерпимости». 1 января 1917 г. на территории княжества Финляндского, входящего в состав Российской империи, вступило в силу «Высочайшее постановление о заключении брака перед гражданскими властями» за подписью императора Николая II <10>. В отечественной историографии этот документ мало известен. ——————————— <10> РГИА. Ф. 1276. Оп. 18. Дело 289. Л. 64 — 66.
В советский период было принято считать, что гражданский брак впервые введен на территории России 18 декабря 1917 г. Декретом «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», подписанным В. И. Ульяновым (Лениным) и Я. М. Свердловым <11>, устанавливалась единственная форма заключения брака для всех граждан России независимо от вероисповедания. Это — регистрация брака в государственных органах: «Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной, или волостной земской) управе… Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся» <12>. Заявление о желании вступить в брак не принимали у лиц, состоящих в браке; от родственников по прямой линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, от внебрачного ребенка и его потомства, с одной стороны, его отца и его родственников, с другой; от «умалишенных». Возраст вступления в брак был установлен для мужчин — не ранее 18 лет, для женщин — не ранее 16 лет. Возможность вступления в брак для «туземных жителей Закавказья» определялась шестнадцатилетним возрастом жениха и тринадцатилетним возрастом невесты <13>. Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», во-первых, ввел на территории России «обязательный гражданский брак»; во-вторых, в определении условий вступления в брак повторил нормы права Свода законов Российской империи. Большинство авторов учебных пособий по семейному праву не акцентируют на этом внимание. Что же касается советского периода, то в некоторых изданиях по идеологическим причинам писали, что первым декретом был Декрет о браке, а вторым — о разводе. ——————————— <11> СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160. <12> Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 171. <13> Там же.
В отечественной юриспруденции конца XIX — начала XX в. остро стояли вопросы упрощения процедуры развода, введения гражданской формы заключения брака, а также правовое равенство внебрачных и законнорожденных детей. Для решения этих вопросов, как отмечает М. В. Антокольская, Временное правительство в мае 1917 г. создало особое совещание, в которое были включены крупнейшие юристы, в том числе и профессор Л. И. Петражицкий <14>. А в июле 1917 г. на заседании Временного правительства после утверждения законопроекта о свободе совести было принято решение направить министру внутренних дел И. Н. Ефремову письмо о необходимости введения в России института гражданского брака. «Принимая во внимание, что гражданский брак — институт общего гражданского права, не признаете ли Вы своевременным поручить вверенному Вам ведомству озаботиться разработкой соответствующего законопроекта и к обсуждению привлечь заинтересованные ведомства и в том числе МВД», — говорилось в письме <15>. «Высочайшее Постановление о заключении брака перед гражданскими властями» рассматривалось как аналог будущего законопроекта. Вопрос о гражданском браке в Финляндии возник в 1899 г., когда Сейм предложил земским чинам Финляндии совершать брак перед гражданской властью. «Высочайшее Постановление о заключении брака перед гражданскими властями» 1917 г. было предназначено только для жителей княжества Финляндского и не относилось к лицам православного вероисповедания, «а также к лицам, приписанным к Империи» <16>. Согласно Постановлению вступающие в брак сами выбирали форму заключения брака — путем венчания или регистрации брака на основании действующего законодательства Российской империи. Представителями гражданской власти для заключения брака являлись в сельских местностях — судья, председатель уездного суда или «особое лицо, по назначению Судебного департамента Императорского сената», а в городах — председатель магистрата или кто-либо из государственных юристов по назначению магистрата. В тех городах, где не было магистрата, гражданский брак заключался перед председателем местного суда. Заключению брака предшествовало оглашение. Его могло и не быть, если один из вступающих в брак был опасно болен или на то была воля императора или великого князя. Перед оглашением жених и невеста предоставляли должностному лицу свидетельство об отсутствии препятствий к заключению брака, которое выдавалось представителями духовной или гражданской власти, ведущими реестр гражданского состояния. ——————————— <14> Антокольская М. В. Семейное право. М., 2001. С. 62 — 63. <15> РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 713. <16> РГИА. Ф. 1276. Оп. 18. Д. 289. Л. 64 — 66.
Оглашение брака представляло собой объявление, которое в течение четырнадцати дней размещалось на доске объявлений в той общине, где проживали жених или невеста. В нем указывались данные о вступающих в брак: фамилия, имя, их состояние, род занятий, местожительство. В заключение составлялось свидетельство о производстве оглашения, что сведений, препятствующих к заключению брака, не имеется. Если отсутствие препятствий к заключению брака не могло быть удостоверено, то требования к оглашению были такие же, как в случае венчания. Гражданский брак заключался в присутствии родственников или других свидетелей. Представитель гражданских властей, получив утвердительный ответ на вопрос о том, желают ли жених и невеста вступить в брак, объявлял их супругами и составлял протокол, в который заносил имена и фамилии свидетелей и данные предбрачного договора, если он был составлен. Где велся реестр гражданского состояния (у духовных властей или гражданских), туда в течение тридцати дней сообщали о заключенном браке. Таким образом, даже на этих примерах мы можем составить представление о становлении института гражданского брака в России задолго до появления Декрета ВЦИК и СНК о гражданском браке 1917 г. — первоначально по отношению к раскольникам, а затем — по отношению к гражданам Финляндии, входившей в состав Российской империи. Из вышеуказанных фактов видно, как сложно и неоднозначно решался государством вопрос о правовом закреплении брачных отношений в России.
——————————————————————