По вопросу о выплате подъемного пособия военнослужащим, проходящим военную службу на территории иностранного государства

(Шендяпин В. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 7, 2002)

ПО ВОПРОСУ О ВЫПЛАТЕ ПОДЪЕМНОГО ПОСОБИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

В. В. ШЕНДЯПИН

В. В. Шендяпин, полковник юстиции, начальник отдела военного законодательства Министерства обороны Российской Федерации.

В военные суды продолжают поступать многочисленные жалобы военнослужащих, проходящих либо проходивших военную службу в контингентах Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных для участия в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, а также международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия (далее, если не оговорено особо, — российские воинские контингенты), на действия командиров российских воинских контингентов и начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в выплате им подъемного пособия при переводе их для прохождения военной службы на новое место военной службы в российские воинские контингенты.

Основанием предъявления таких жалоб является двоякое толкование указанными должностными лицами, заявителями и судами нормы и порядка выплаты подъемного пособия военнослужащим, проходящим военную службу в российских воинских контингентах.

Выносимые же решения судов по данному вопросу весьма разнятся как по норме выплаты — от одного до двух окладов, причем либо денежного содержания в российских рублях, либо должностных окладов в иностранной валюте, так и по порядку выплаты — либо выплату производить всем военнослужащим, причем непосредственно после их переезда к новому месту военной службы, либо только военнослужащим, направленным за границу на один год и более.

Давайте попробуем разобраться с данной проблемой более подробно.

Итак, одно мнение в споре по вопросу о выплате подъемного пособия военнослужащим, проходящим военную службу на территории иностранного государства, следующее: необходимо осуществлять выплату военнослужащим российских воинских контингентов, предусмотренную п. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», где указано, что при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность им производятся выплаты подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания.

Казалось бы, прямая норма и никаких ограничений Законом в ее применении не установлено, хотя в последующем возникает трудность, связанная с трактованием понятия «оклад денежного содержания».

Одни трактуют данное понятие, как указано в п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», т. е. рассматривая «оклад денежного содержания» как состоящий из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, а поскольку Постановлениями Правительства Российской Федерации «Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине» от 26 июля 2001 г. N 553 (далее — Постановление от 26 июля N 553) и «Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия» от 26 июля 2001 г. N 554 (далее — Постановление от 26 июля N 554) в п. 4 сохранено положение о выплате в рублях в размере 100% окладов по воинскому званию и штатной воинской должности по последнему месту службы, то и оклад денежного содержания исчисляется в рублях.

Другие трактуют понятие «оклад денежного содержания» более просто, а именно: после слова «оклад» ставят точку и исчисляют должностные оклады в иностранной валюте, хотя в абз. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» есть прямое указание на то, что иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, но ни на одно такое решение Правительства Российской Федерации, где речь идет о выплате подъемного пособия в размере двух должностных окладов в иностранной валюте, ссылка не делается, поскольку такого нормативного правового акта не существует.

Причем во всех случаях момент выплаты пособия устанавливается в соответствии с п. 1 Инструкции о дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 355 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 сентября 1999 г., регистрационный N 1889), а именно по вступлении в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые назначены военнослужащие.

Однако никто не исследовал п. 15 указанной Инструкции, где сказано, что подъемное пособие не выплачивается военнослужащим, если в связи с переводом к новому месту военной службы и назначением на воинские должности их место жительства не изменилось.

Местом жительства согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии же с п. 2 Указа Президента Российской Федерации «О направлении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине» от 14 февраля 1996 г. N 195 (далее — Указ от 14 февраля 1996 г. N 195) Министерство обороны России должно производить замену личного состава российского воинского контингента (имеется в виду российский воинский контингент в Боснии и Герцеговине) каждые шесть месяцев, а в соответствии с решениями Комиссии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и в российский воинский контингент (имеется в виду российский воинский контингент в Косово) военнослужащие направляются, как правило, на срок до шести месяцев, а в исключительных случаях до года. Возникает вопрос, может ли указанный срок направления военнослужащих в российские воинские контингенты, ограниченный шестью месяцами, рассматриваться как их место жительства, а не как место пребывания? Но для разрешения рассматриваемого вопроса в поставленном контексте эта норма не является определяющей, и поэтому более детального его разбирательства здесь предпринято не будет.

Второе мнение, которое, на мой взгляд, является на данном этапе законным и обоснованным, состоит в следующем: военнослужащим, направляемым для дальнейшего прохождения службы в российские воинские контингенты, выплата подъемного пособия не предусмотрена.

На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат, причем выплата подъемного пособия входит в дополнительные выплаты (п. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В соответствии с п. 4 ст. 12 этого же Федерального закона особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании Указов Президента Российской Федерации от 14 февраля N 195 и от 27 ноября 2000 г. N 1939с, а также «Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия» от 25 июня 1999 г. N 822 издало следующие нормативные правовые акты: Постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине» от 3 апреля 1996 г. N 402, от 26 июля 2001 г. N 553 и от 26 июля 2001 г. N 554. В двух последних Постановлениях Правительства Российской Федерации п. 1 установлено, что материальное и денежное обеспечение военнослужащих российских воинских контингентов осуществляется в порядке, применяемом в отношении российских военных специалистов, направляемых за границу Министерством обороны России для оказания технического содействия и другой помощи, а в п. 4 установлен исчерпывающий перечень выплат в рублях, сохраненный военнослужащим, и такими выплатами являются: в размере 100% оклады по воинскому званию и штатной воинской должности по последнему месту службы, процентная надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия службы и ежемесячная надбавка военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет.

Таким образом, из вышеприведенного следует, что Правительство Российской Федерации, действуя строго в соответствии с федеральным законодательством, выделило военнослужащих российских воинских контингентов в отдельную категорию военнослужащих путем приравнивания их по порядку материального и денежного обеспечения к российским военным специалистам, направляемым Министерством обороны России для оказания технического содействия и другой помощи, и не включило дополнительную выплату — выплату подъемного пособия — в перечень выплат в рублях, сохраненный указанной отдельной категории военнослужащих, т. е. в денежное довольствие.

Что касается порядка материального и денежного обеспечения российских военных специалистов, направляемых Министерством обороны России для оказания технического содействия и другой помощи, то он установлен Правилами об условиях труда советских работников за границей, утвержденными Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 г. N 365 (с изменениями от 20 августа 1992 г.), и Положением о денежном и материальном обеспечении личного состава, направляемого Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР за границу для оказания технической помощи и выполнения иных обязанностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1988 г. N 223-57, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации.

Причем согласно п. 55 вышеуказанных Правил подъемное пособие выплачивается лишь специалистам, направленным на работу за границу на один год и более, а в соответствии с п. 7 вышеуказанного Положения подъемное пособие в рублях военнослужащим, направленным за границу на один год и более, выплачивается в размере месячного оклада, получаемого по основной штатной должности перед направлением за границу, и оклада по воинскому званию.

Указанные нормативные правовые акты бывших органов власти СССР хотя, на первый взгляд, и устарели, но продолжают действовать, поскольку в соответствии со ст. 2 разд. 2 Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Таким образом, как было выяснено ранее, в соответствии с Указом от 14 февраля 1996 г. N 195 и с решениями Комиссии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие российских воинских контингентов направляются за границу на срок, как правило, до шести месяцев и в исключительных случаях до одного года. Поскольку данные сроки меньше одного года, то и дополнительная выплата — выплата подъемного пособия — соответственно производиться не должна.

——————————————————————