Внешнеторговое посредничество в предпринимательской деятельности
(Николюкин С. В.) («Внешнеторговое право», 2010, N 1)
ВНЕШНЕТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. В. НИКОЛЮКИН
Николюкин С. В., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», кандидат юридических наук, судья Федерального третейского суда, член Ассоциации юристов России.
В международной торговле с участием посредников осуществляется более половины международного товарообмена. С их помощью иностранные предприниматели выходят на российский рынок, а также все больше российских предприятий и фирм становятся представителями и посредниками для иностранных фирм в России. Существует два метода выхода предприятия со своей продукцией на внешний рынок: — прямой, который предполагает установление непосредственных связей между предприятием — производителем товара и конечным потребителем его продукции: заключение договора купли-продажи между ними и поставка товара производителем непосредственно конечному потребителю; — косвенный, который предполагает покупку (продажу) товаров через торгово-посредническое звено и реализуется через заключение с производителем или покупателем товара и торговым посредником специального договора на оказание торговым посредником определенного набора посреднических услуг, связанных с куплей-продажей товара. Как отмечается в литературе, оба метода имеют свои достоинства и недостатки и используются на определенных товарных рынках <1>. ——————————— <1> См.: Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник / Под ред. И. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 90 — 92.
Торговое посредничество представляет собой правовой институт, регулирующий отношения в сфере оказания торговых услуг, направленный на содействие в установлении правовых связей между клиентами путем совершения посредником правомерных действий юридического и фактического характера. Выделим характерные признаки торговых услуг как объектов торгового посредничества: 1) услуги в современных условиях являются одним из основных видов деятельности посреднических фирм; 2) оказываемые услуги реализуются в соответствии с материальными и трудовыми затратами конкретной фирмы; 3) услуги основываются на прямых, непосредственных связях между фирмой и потребителями, оформленных в виде контракта, договора или заказа, в связи с чем они приобретают адресный характер; 4) оказание услуг производственного характера осуществляется в отношении товаров, которые предназначены конкретному потребителю; 5) оказание услуг носит возмездный характер в соответствии с произведенными затратами <2>. ——————————— <2> См.: Дородников В. Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 44 — 45.
К посредническим услугам относятся: а) услуги по поиску иностранного контрагента <3>. ——————————— <3> Контрагентами во внешней торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.
При выборе страны продажи экспортного товара учитываются многие факторы: — текущий и потенциальный спрос на данный товар в той или иной стране; — уровень внутренних цен; — емкость данного рынка и условия сбыта товара; — фирменная структура рынка; — сложившаяся система продвижения товара к потребителям; — существующие в стране торгово-политические, валютно-финансовые, таможенно-тарифные условия, официальные технические требования; — специфические запросы потребителей в отношении качества товара, его упаковки, оформления технической документации и т. д. <4>. ——————————— <4> См.: Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. С. 130 — 131.
При изучении фирм-партнеров используется несколько источников информации: 1) личная информация, которая может быть получена напрямую от представителей интересующей фирмы в процессе деловых контактов и переговоров и косвенно — от представителей деловых кругов, органов власти, средств массовой информации, имевших дело с интересующей фирмой; 2) информация, публикуемая самими фирмами в отчетах, проспектах, информационно-рекламных материалах, каталогах, предоставляемых бесплатно заинтересованным фирмам и организациям; 3) периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах; 4) справочники по фирмам, которые ежегодно издаются информационно-справочными агентствами и специализированными издательствами; 5) информация о фирмах, предоставляемая специализированными банками данных, создаваемыми с коммерческими целями консультативными издательскими, а также крупными компьютерными фирмами; 6) информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями (к таковым относятся кредитно-справочные бюро, консультационные фирмы, банки, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные организации); 7) информация о фирмах, предоставляемая международными организациями системы ООН, поступает из досье, формируемых на базе компьютерной техники — ростеров <5>; ——————————— <5> См.: Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономистъ, 2008. С. 169 — 174.
б) услуги по подготовке и совершению сделки. Совершению сделки должна предшествовать серьезная аналитическая проработка комплекса вопросов, касающихся хозяйственной деятельности на зарубежных рынках, а именно: — анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок вообще и на данный зарубежный рынок в частности; — изучение условий работы на зарубежном рынке; — изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; — оценка наличия компетентных кадров в области внешнеэкономических операций на соответствующих зарубежных рынках; — разработка долгосрочных и (или) среднесрочных рыночных стратегий проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов внешнеэкономических проектов. Примерная схема подготовки внешнеторговой сделки следующая: 1) выбор конкретного товара — объекта намечаемой экспортной или импортной сделки; 2) подыскание страны продажи (покупки) и выбор надежных иностранных контрагентов; 3) проработка возможных условий транспортировки товара, сдачи-приемки, платежа и др.; 4) определение оптимального уровня контрактной цены; 5) разработка тактики выступления с запродажей (закупкой) товара на внешнем рынке; 6) организация работы по внедрению товара и последующему закреплению на рынке; 7) проведение коммерческих переговоров с иностранными контрагентами в целях заключения сделки <6>; ——————————— <6> См.: Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Указ. соч. С. 116 — 117.
в) транспортно-экспедиторские услуги. Транспортно-экспедиторские услуги — это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. К наиболее распространенным транспортно-экспедиторским услугам относятся: — консультирование при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза; — консультирование по маршруту перевозки, виду сообщения, транспортным условиям контракта по базисам поставки товара; — организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, в порт, аэропорт (т. е. до магистрального транспорта) или со станции, из порта, аэропорта до склада получателя; — упаковка и переупаковка, маркировка и перемаркировка; — комплектация грузовых партий, т. е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) с целью наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев; — посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и вообще с любыми предприятиями, участвующими в процессе доставки товара; — оказание помощи грузовладельцам или выполнение по поручению грузовладельцев таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других операций, связанных с доставкой товаров; — передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемосдаточной, перевозочной и прочей необходимой документации; — организация хранения груза на складах (возможно, на собственном складе); — организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ при погрузке, выгрузке или перевалке груза; — содействие в расчетах за товар и за выполнение операций, связанных с доставкой товара; — прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента. Проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров); — оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т. д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами; — производство расчетов за перевозку и погрузочно-разгрузочные работы в пунктах отправления и назначения груза; — рассортировка крупных партий груза по партиям, сортам и размерам; — организация личного сопровождения груза в процессе доставки <7>; ——————————— <7> См.: Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. 7-е изд. М.: Дело, 2008. С. 262 — 263.
г) услуги по страхованию, кредитно-финансовому обслуживанию. Стабильный коммерческий оборот невозможен без страхования, поскольку все виды объектов, обращающихся в нем (товары, работы, услуги), подвергаются воздействию многочисленных факторов, приводящих к утрате или повреждению связанных с ними имущества либо жизни и здоровья людей. События, в результате действия которых возможно возникновение неблагоприятных последствий, в том числе имущественных, которые сами субъекты, как правило, не могут предотвратить, именуются рисками. Понятие риска складывается из следующих основных элементов: 1) возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива. Результат выбранного варианта поведения может оказаться совершенно не таким, какой предполагается; 2) достижение желаемой цели имеет определенную вероятность, т. е. цель в конечном итоге может быть достигнута; 3) отсутствие уверенности в достижении поставленной цели, когда заранее неизвестно, будет ли достигнута эта цель; 4) возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением избранного варианта <8>. ——————————— <8> См.: Денисова Н. И., Диянова С. Н., Штессель Э. М. Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С. 310.
По своей сущности риск — гипотетическая возможность наступления ущерба. Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда имеет место отклонение (положительное или отрицательное) между плановыми и фактическими результатами. Если отклонение положительное — страховщик имеет возможность получить какую-либо прибыль, если отрицательное — он несет ущерб <9>. ——————————— <9> См.: Страхование: Учебник / Под ред. В. В. Шахова, Ю. Т. Ахвледиани. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 82.
Следует отметить, что основной причиной возникновения рисков в предпринимательской деятельности является системная многоуровневая неопределенность, которая порождается: — трудно поддающейся реальному прогнозированию нестабильностью экономических процессов как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне мировой экономики; — противодействиями, возникающими в случаях нарушения договорных обязательств иностранными партнерами; — изменчивостью спора и трудностями сбыта товаров в условиях расширенных пространственных и временных рамок; — вероятностным характером научно-технического прогресса и его неоднозначными последствиями для мирохозяйственных связей; — случайностью многих социально-экономических, технологических и природных процессов в условиях растущей глобализации; — ограниченностью и неполнотой информации о мировых экономических процессах, а также трудностями получения информации об иностранном контрагенте; — столкновением противоречивых экономических интересов в условиях целевой интернационализации деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; — отсутствием комплексного и дифференцированного подхода к управлению рисками в условиях перехода на иностранную целевую группу производителей и потребителей <10>. ——————————— <10> См.: Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Указ. соч. С. 140 — 141.
В контексте настоящей работы речь идет прежде всего о страховании предпринимательских рисков, под которым понимается страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами и (или) изменения условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (ст. 929 ГК РФ). В связи с тем что риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел. Трудно установить приоритетность этих факторов, поскольку они взаимосвязаны друг с другом, в связи с чем изменение одного фактора может вызвать изменение других, следовательно, и взаимосвязано их влияние на уровень риска. Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению. К внутренним факторам предпринимательского риска можно отнести следующие: — самого предпринимателя, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний; — личностные характеристики предпринимателя как собственника фирмы; — состав партнеров, создающих собственное дело, их деловую активность, преданность общему бизнесу; — состав наемных работников, их квалификацию, материальное стимулирование работников; — уровень предпринимательской культуры; — организацию управления и производства; — проведение маркетинговых исследований и изучение рынка; — уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней; — качество продукции (работ, услуг); — строгое соблюдение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и др. <11>. ——————————— <11> См.: Калапуц П. А. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГОУ, 2008. С. 57 — 59.
Разновидности страхования предпринимательских рисков выделяют в зависимости от стадий кругооборота средств в процессе товарного производства: — денежной, связанной с вложениями капитала (страхование инвестиций и финансовых гарантий); — производственной, связанной с созданием новой продукции (страхование различного имущества и личное страхование персонала, страхование гражданской ответственности, страхование убытков от перерывов в производстве); — товарной, выражающейся в реализации готовой продукции и ее оплате (страхование ответственности по договорам, в том числе за некачественную продукцию, рисков неплатежа по экспортным или товарным кредитам) <12>; ——————————— <12> См.: Биушкин В. А. Страхование: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. С. 113 — 114.
д) услуги по выполнению таможенных формальностей. Как известно, товары, перемещаемые через таможенную границу, подвергаются определенным таможенным операциям и процедурам. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от следующего: а) вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров); б) вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи); в) категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физические лица, перемещающие товары не для коммерческих целей, — гл. 23 ТК РФ, отдельные категории иностранных лиц — гл. 25 ТК РФ). Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ). Важно отметить, что все таможенные операции условно могут быть разделены на группы, получившие название таможенных процедур. Согласно п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Виды таможенных процедур: — таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации: а) прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т. е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений); б) внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита); в) помещение товаров на временное хранение; — предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ); — таможенное декларирование товаров; — таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования: 1) при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит — п. 2 ст. 79 ТК РФ); 2) при условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей — п. 4 ст. 151 ТК РФ); — оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение и приостановление действия режима временного ввоза — ст. 214 ТК РФ, таможенного склада — ст. 223 ТК РФ). Кроме указанных существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Например, получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ); е) услуги по осуществлению мероприятий по продвижению товара на внешний рынок (сбор, анализ и предоставление информации о рынках сбыта, реклама и т. д.). Для того чтобы избежать ошибок или просчетов в выборе посредника и вида посреднической операции, российским предпринимателям предлагается руководствоваться следующим: 1) выбрать своим контрагентом такую фирму, которая зарекомендовала себя на рынке по соответствующему виду посредничества как надежная и компетентная во всех отношениях <13>; ——————————— <13> См.: Николюкин С. В. Внешнеторговые сделки и обычаи в международном коммерческом обороте. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 15 — 19.
2) при выборе посредника обратить серьезное внимание на следующие факторы: а) организационно-правовая форма. Под организационно-правовой формой понимаются способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Исходя из приведенного определения, выделим следующие две группы признаков организационно-правовой формы. I группа отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством: — юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законодательством; — любое юридическое лицо может образовываться только в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом; — юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех пределах, которые определены законом для того вида организационно-правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо; — на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность. II группа отражает главное в характеристике юридического лица, его имущественный статус: — каждый вид организационно-правовой формы дает четкий ответ на вопрос о происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо, и, соответственно, об основании владения этим имуществом; — организационно-правовая форма раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц: состав имущества, отношение к нему учредителей юридического лица, каким образом осуществляется распоряжение имуществом; — организационно-правовая форма четко определяет, каким имуществом отвечает юридическое лицо по своим обязательствам. Следует подчеркнуть, что критериями выбора организационно-правовой формы являются: — цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли; — распределение прибыли; — ответственность учредителей (участников) <14>; ——————————— <14> См.: Николюкин С. В. Гражданско-правовая ответственность предпринимателей во внешнеторговом обороте. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 25 — 29.
— налогообложение; — учет и отчетность; — минимальный размер имущества организации; — передача имущества организации ее учредителям (участникам); — возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации; — управление <15>; ——————————— <15> См.: Денисова Н. И., Диянова С. Н., Штессель Э. М. Указ. соч. С. 227.
б) время и место регистрации; в) сколько времени занимается фирма соответствующей посреднической деятельностью; 3) прежде чем остановиться на каком-либо виде посредничества, следует изучить законодательство, регулирующее разные виды посредничества, т. е. изучить соответствующее применимое право, и при возможности включить в договор пункт, позволяющий в случае споров сторон избежать негативных последствий при определении прав и обязанностей сторон; 4) при формулировании условий посреднических договоров давать определение терминов и понятий, используемых в договоре, четко сформулировать права и обязанности сторон; 5) следить за тем, чтобы условия договоров не находились в противоречии с нормативными предписаниями законов, а также с антимонопольным законодательством страны исполнения договора, если договор касается предоставления исключительных прав <16>. ——————————— <16> См.: Белов А. П. Международное предпринимательское право: практическое пособие. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001. С. 163.
Виды внешнеторговых посреднических операций. Внешнеторговые посреднические операции — это сделки, совершаемые за определенное вознаграждение независимой фирмой или физическим лицом, по продаже товара предприятия на внешнем рынке или иностранного товара на внутреннем рынке <17>. ——————————— <17> См.: Коровкин В. П., Незадоров А. Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. М.: ЭЛИТ, 2003. С. 358 — 360.
I. В зависимости от объема прав и обязанностей, которыми наделяется посредник, посредничество можно разделить на два вида: 1) юридическое посредничество представляет собой деятельность посредника от имени и за счет другого лица (поручение) или от собственного имени, но за счет другого лица (комиссионные отношения). К юридическим посредникам относятся торговые представители, агенты, брокеры, комиссионеры, консигнаторы, факторы, франчайзи и др.; 2) фактическое посредничество представляет собой деятельность, осуществляемую посредником от своего имени и за свой счет. К фактическим посредникам относятся дилеры, дистрибьюторы, покупатели и продавцы товара, которым предоставлено исключительное право продажи (покупки) товара. II. В зависимости от характера взаимоотношений между организацией (продавцом или покупателем) и посредником посреднические операции подразделяются на: 1) операции по поиску торговых партнеров, когда через посредника устанавливается контакт между сторонами. К ним относятся маклерские операции (посредник при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и получающий вознаграждение в виде комиссионных); 2) операции по перепродаже, когда посредник действует от своего имени и за свой счет, т. е. он выступает стороной договора, как с производителем, так и с покупателем и после оплаты товара становится его собственником. К ним относятся такие операции, когда: — посредник выступает как покупатель товара у производителя, становится собственником товара и может продавать его на любом рынке и по любой цене. Отношения между экспортером и такого рода посредником прекращаются после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли-продажи; — производитель предоставляет посреднику право продажи своего товара на определенной территории в течение конкретного срока на основе договора о праве на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров на определенной территории. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются количество и качество поставляемого товара, цена, условия поставки, способ платежа и форма расчета, сроки платежа, условия гарантии качества, порядок предоставления рекламаций; 3) операции по купле-продаже, когда посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за счет производителя и за вознаграждение, размер которого обусловлен договором комиссии; 4) агентские операции, когда одна сторона (принципал) поручает другой стороне (агенту) совершать фактические и юридические действия, связанные с куплей-продажей товара на обусловленной территории за счет и от имени принципала; 5) брокерские операции, когда посредник осуществляет заключение контракта между продавцом и покупателем; такие операции, как правило, осуществляются на биржах и аукционах; 6) операции по оказанию научно-консультационных услуг, так называемые консалтинговые услуги. Они заключаются в проведении научных консультаций, оказании услуг по разработке методических рекомендаций, созданию и оформлению новых фирм, их ликвидации, подготовке кадров и т. п. Итак, торговое посредничество осуществляется посредством совершения внешнеторговых посреднических операций, которые представляют собой операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера (покупателя-импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними договора или отдельного поручения.
——————————————————————