Проблематика классификации товаров для таможенных целей на современном этапе развития Таможенного союза ЕврАзЭС
(Вахтерова И. Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ПРОБЛЕМАТИКА КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 2011 года
И. Л. ВАХТЕРОВА
Вахтерова И. Л. — руководитель группы правового консалтинга Коллегии адвокатов «Таможенный адвокат».
Тема классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) является, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Во-первых, отнесение товара к тому или иному классификационному коду ТН ВЭД требует зачастую наличия специальных технических знаний и проведения дополнительных экспертиз, связанных с определением технических характеристик товаров, способов его производства и т. д. Во-вторых, от того, к какому классификационному коду ТН ВЭД будет отнесен товар, зависит ставка пошлины и НДС и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Естественно, что большинство споров с таможенными органами возникает именно на этапе подтверждения заявленного декларантом классификационного кода товара.
Проблемы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД являются общими для всех видов продукции. Однако стоит отметить, что при отнесении определенных видов товаров высокотехнологичных отраслей промышленности (химическая продукция) к определенному коду ТН ВЭД у таможенных органов возникают дополнительные сложности в связи с необходимостью использования специальных технологических знаний, что приводит к многочисленным ошибкам в определении надлежащей субпозиции товара.
В большинстве стран существует единый подход к классификации товаров, так как классификация товаров в таможенных целях осуществляется на основании Гармонизированной системы в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983 (далее — Конвенция). Участниками Конвенции являются более 100 государств, в том числе государства — члены Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь).
В пункте «a» статьи 1 Конвенции указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обязуется, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления Конвенции в силу по отношению к этой Договаривающейся Стороне. Тем самым Договаривающиеся Стороны обязуются:
— использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
— применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;
— соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
Гармонизированная система предусматривает кодирование товаров шестизначными цифровыми кодами. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона может создавать в своих таможенно-тарифной или статистической номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
ТН ВЭД ТС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 296 утверждено Положение о порядке принятия комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров. В соответствии с названным Положением уполномоченные таможенные органы при различных подходах при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и в случае недостижения согласия по вопросу классификации отдельного вида товара обращаются в Комиссию Таможенного союза с предложением о рассмотрении вопроса о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
При этом, как следует из Положения, разногласия между таможенными органами государств — членов Таможенного союза по вопросам классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС могут возникнуть на основании:
решения о классификации товара, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС, то есть в случае выявления неверной классификации;
предварительного решения о классификации товара, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 52 ТК ТС;
решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС.
Однако не совсем ясны причины возникновения таких разногласий, так как предварительные решения о классификации в соответствии с пунктом 3 статьи 53 ТК ТС являются обязательными только при декларировании товаров на территории государства — члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
Решения и разъяснения по классификации, предусмотренные пунктом 6 статьи 52 ТК ТС, также обязательны только при декларировании товаров на территории государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
Иными словами, принятые в Российской Федерации предварительные классификационные решения не будут применяться, например, в Казахстане или Беларуси. Соответственно, ни у одной из сторон нет заинтересованности в едином подходе к классификации одного и того же товара.
При этом инициировать обращение в Секретариат Комиссии Таможенного союза с просьбой принять решение или разъяснение по классификации товаров может только таможенный орган, участник ВЭД лишен такой возможности.
На сайте Комиссии Таможенного союза опубликован Сборник принятых предварительных решений таможенных органов государств — членов Таможенного союза по классификации товаров по состоянию на октябрь 2010 года. Указанный Сборник постоянно обновляется. Однако, как уже отмечалось, предварительное решение в отношении какого-либо конкретного товара, выданное уполномоченным таможенным органом Казахстана и размещенное в указанном Сборнике, не будет являться безусловным основанием для аналогичной классификации этого же товара в России.
Таким образом, на практике вполне допустима ситуация, когда один и тот же товар будет классифицирован таможенными органами государств — членов Таможенного союза по разным классификационным кодам. А если при этом имеется и различие в применяемых к данным кодам ставках таможенных пошлин, то может произойти существенное перераспределение товаропотоков по отдельным категориям товаров.
С практической точки зрения интересен пункт 4 статьи 52 ТК ТС. В соответствии с названным пунктом коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Так, возможна ситуация, когда в стране отправления, которая является участницей Конвенции, товар был классифицирован, например, в позиции 5903 (текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные пластмассами). При этом данный код указан во всех товаросопроводительных документах, в контракте, в экспортной декларации и т. д. При ввозе товара на территорию Таможенного союза товар был отнесен таможенным органом государства — члена Таможенного союза к позиции 3921 (плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, прочие). При этом ставки таможенных пошлин по товарам, классифицируемым в соответствии с позицией 3921, выше, чем ставки таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с позицией 5903.
На первый взгляд, действия таможенного органа, принявшего решение об отнесении товара к позиции 3921 ТН ВЭД ТС, не противоречат законодательству, так как в соответствии со статьей 52 ТК ТС таможенный орган имеет право принимать решение о классификации ввозимых товаров.
В рассматриваемом случае возникает следующая ситуация. Таможенный орган страны — участницы Конвенции принял решение о классификации товара в позиции 5903, а таможенный орган государства — члена Таможенного союза принял решение о классификации этого же товара в позиции 3921, то есть в каком-то случае произошла ошибка при классификации товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. При этом таможенный орган государства — члена Таможенного союза не принимает во внимание документы страны экспортера на основании пункта 4 статьи 52 ТК ТС. Таким образом, нормы Конвенции, в соответствии с которой Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе, по сути, не соблюдаются, так как на основании Конвенции классификационные коды в странах — участницах Конвенции должны совпадать на уровне первых шести знаков, а в рассматриваемом случае отличаются даже группы классификационного кода.
Такая ситуация, к сожалению, на практике возникает крайне часто. Однако участники ВЭД не имеют возможности обратиться в Секретариат ВТО для получения разъяснений, так же как и в Секретариат Комиссии Таможенного союза.
В результате, как и раньше, единственным возможным способом участника ВЭД доказать правомерность заявленного им классификационного кода и защитить свои интересы, является обращение в арбитражный суд. В соответствии со статьей 52 ТК ТС решения таможенного органа о классификации могут быть обжалованы в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства — члена Таможенного союза, решения которого обжалуются. При этом, например, в России при вынесении решений арбитражные суды принимают во внимание заключения, акты экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, а также руководствуются положениями Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
——————————————————————