ФТС России дала разъяснения по вопросам применения главы 21 Закона о таможенном регулировании в РФ

(Тимошин С.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ФТС РОССИИ ДАЛА РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ

ГЛАВЫ 21 ЗАКОНА О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 24 января 2012 года

С. ТИМОШИН

В отношении товаров, сроки хранения и (или) востребования которых истекли, таможенному органу необходимо обращаться в суд с заявлением о признании такого имущества бесхозяйным. Внесудебный порядок реализации задержанных товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, начнет действовать в полной мере только с 1 января 2013 г.

ФТС России выпустила письмо от 29.12.2011 N 01-11/64965 (далее — письмо) [1], в котором разъяснила вопросы применения гл. 21 Закона о таможенном регулировании в РФ (далее — Закон) [2].

Напомним, что согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (далее — ТК ТС) при проведении таможенного контроля таможенным органам предоставлены полномочия по задержанию товаров, не являющихся предметами совершения административных правонарушений или преступлений (далее — задержанные товары). Такие товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом.

Главой 21 ТК ТС установлены основания для задержания товаров, сроки их хранения, условия возврата задержанных товаров и документов на них, действия с задержанными товарами, сроки востребования которых истекли, а также порядок распоряжения суммами, вырученными от их реализации. С указанными положениями корреспондируют нормы, закрепленные в положениях гл. 21 Закона (ст. 189 — 191 Закона).

Перечисленные нормы ТК ТС и гл. 21 Закона в совокупности устанавливают внесудебный порядок реализации задержанных товаров, не востребованных владельцами в пределах срока их хранения. Реализуются такие товары с целью перечисления в федеральный бюджет сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Распоряжение задержанными товарами должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства (ч. 1 ст. 190 Закона). Государственную функцию по реализации такого имущества осуществляет Росимущество [3]. Однако согласно письму ни данный орган, ни какой-либо иной не были наделены полномочиями по распоряжению задержанными товарами. Следовательно, распоряжение ими не представляется возможным.

В связи с этим вступление в действие ст. 189, 190 и ч. 2 — 10 ст. 191 Закона было отложено до 1 января 2013 г. Соответствующие изменения были внесены ст. 24 Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно предыдущей редакции Закона указанные статьи должны были вступить в силу уже с 1 января 2012 г.

Таким образом, ФТС России делает вывод о том, что применение отдельных статей гл. 21 ТК ТС без соотнесения их с нормами законодательства РФ может повлечь нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц. Следовательно, в отношении товаров, сроки хранения и (или) востребования которых истекли, таможенным органам необходимо формировать комплект документов и обращаться в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным. Данное право закреплено за таможенными органами пп. «в» п. 12 ч. 1 ст. 19 Закона.

[1] Письмо ФТС России от 29.12.2011 N 01-11/64965 «О реализации главы 21 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ».

[2] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

[3] Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.

——————————————————————