Утверждено Положение, регламентирующее порядок использования электронной подписи участниками ВЭД
(Тимошин С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
УТВЕРЖДЕНО ПОЛОЖЕНИЕ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ПОРЯДОК
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ УЧАСТНИКАМИ ВЭД
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 20 января 2012 года
С. ТИМОШИН
ФТС России определила условия и единый порядок использования средств электронной подписи участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, при информационном взаимодействии с таможенными органами.
ФТС России выпустила Приказ от 25.10.2011 N 2187 (далее — Приказ) [1], которым утверждено Положение об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации (далее — Положение).
Положение регламентирует использование средств электронной подписи (далее — СЭП) участниками ВЭД и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (далее — заинтересованные лица), при обмене информацией с таможенными органами. Принятие этого документа в первую очередь связано со вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).
Каждой информационной технологии, используемой в таможенных органах и предусматривающей взаимодействие заинтересованных лиц с таможенными органами с применением электронной подписи, присваивается соответствующий идентификатор. Создание информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется по заказу таможенных органов (ч. 2 ст. 97 Закона о таможенном регулировании в РФ [2]).
При рассмотрении электронных документов и направлении ответов таможенный орган должен убедиться в том, что информация о лице, имеющая ограниченный доступ, передается именно тому лицу, к которому она относится. Для подтверждения принадлежности и неизменности электронных документов в информационной системе таможенных органов применяется квалифицированная электронная подпись.
Информация в электронной форме, передаваемая в процессе информационного обмена и подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом. Он равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Владельцем квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат ключа [3]) и соответствующего ему ключевого носителя является уполномоченный представитель заинтересованного лица.
Система удостоверяющих центров
Необходимо напомнить, что собой представляют удостоверяющие центры. В соответствии с Законом N 63-ФЗ это юридические лица или индивидуальные предприниматели, основными функциями которых является создание и выдача сертификатов ключей проверки электронных подписей. Заинтересованным лицам при взаимодействии с информационной системой таможенных органов необходимо будет получать квалифицированные сертификаты ключей только в тех удостоверяющих центрах, которые входят в систему удостоверяющих центров таможенных органов (далее — система УЦ).
В систему УЦ входит удостоверяющий центр таможенных органов (далее — УЦ ТО) и доверенные удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России [4]. При этом доверенные удостоверяющие центры должны быть уполномочены ФТС России и должны взаимодействовать с УЦ ТО на основании соглашений.
Взаимоотношения удостоверяющих центров с заинтересованными лицами осуществляются в соответствии с договором оказания услуг.
Создание и выдача квалифицированных сертификатов ключей
Удостоверяющий центр создает квалифицированные сертификаты ключей по заявке заинтересованных лиц. Заявку рекомендуется подать по образцу, который приведен в приложении N 1 к Положению.
К заявке необходимо приложить заверенные копии:
— основного документа, удостоверяющего личность пользователя СЭП, а также его страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (для физлица);
— учредительных документов, документа, подтверждающего факт внесения записи о юрлице в ЕГРЮЛ, и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для юрлица);
— надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юрлица в соответствии с законодательством иностранного государства (для иностранных юрлиц);
— доверенности, подтверждающей право заявителя действовать от имени других лиц.
Кроме того, следует приложить необходимое количество носителей ключевой информации. В противном случае удостоверяющий центр выдаст квалифицированный сертификат ключа на дискете.
Заявка подается не менее чем за месяц до предполагаемого начала использования квалификационных сертификатов ключей или до окончания их действия.
Получают ключевые носители непосредственно владельцы квалификационного сертификата ключа или их представители в удостоверяющем центре, в который подавалась заявка. В Положении подробно разъяснено, что следует делать заинтересованным лицам при получении ключевого носителя и что предпринять в случае, если он выдан в поврежденной упаковке.
Сертификат ключа проверки электронной подписи прекращает свое действие:
— в связи с истечением установленного срока его действия;
— на основании заявления владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
— на основании заявки на отзыв квалифицированного сертификата ключа;
— в случае прекращения деятельности удостоверяющего центра без перехода его функций другим лицам;
— при получении информации об обстоятельствах, которые могут привести к негативным последствиям для таможенных органов или заинтересованного лица либо повлиять на достоверность информации, направляемой в таможенные органы;
— в иных случаях, установленных соглашением между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи.
Заявка на отзыв квалифицированного сертификата ключа направляется не позднее чем на следующий день после возникновения необходимости отзыва сертификата ключа проверки подписи.
Контролировать соблюдение требований к использованию участниками ВЭД и другими заинтересованными лицами СЭП и иных средств защиты информации при информационном взаимодействии с таможенными органами будет ФТС России.
Приказ вступит в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. На дату подготовки материала сведения об опубликовании отсутствовали.
[1] Приказ ФТС России от 25.10.2011 N 2187 «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
[3] Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи — сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или его доверенным лицом либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи. Сертификат ключа проверки электронной подписи — электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо его доверенным лицом и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи (п. 2, 3 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
[4] Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 N 976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи».
——————————————————————