Коммерческая тайна как фактор сохранения бизнеса
(Дерюга Н. Н.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 4)
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ БИЗНЕСА <*>
Н. Н. ДЕРЮГА
——————————— <*> Deryuga N. N. Commercial secret as the factor of preservation of business.
Дерюга Николай Николаевич, профессор кафедры гражданского права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», доктор юридических наук.
В статье анализируется правовое регулирование коммерческой тайны как фактора сохранения бизнеса.
Ключевые слова: коммерческая тайна, безопасность бизнеса.
The article analyzes legal regulation of commercial secret as the factor of preservation of business.
Key words: commercial secret, safety of business.
Действующий Федеральный закон «О коммерческой тайне» дает следующее определение коммерческой тайны: «1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду…» <1>. ——————————— <1> Статья 10.
Важнейшей чертой коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности является фактическая монополия субъекта предпринимательской деятельности на информацию. Коммерческая тайна не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации, уплаты пошлин, сборов, иных обязательных платежей. Это важный позитивный фактор, позволяющий предпринимателям беспрепятственно осуществлять меры по ее сохранению; «2) информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». В большинстве случаев к таким сведениям относятся: — информация о рынке — цены, скидки, надбавки, спецификация товара (его номенклатура и ассортимент); — сведения о стратегических планах развития и реорганизации производства (ожидаемая прибыль, финансово-кредитная политика и пр.); — информация о структуре управленческой формулы, применяемых приемах и методах управления; — финансово-бухгалтерские документы, финансовые отчеты, бухгалтерские балансы; — техническая документация, маркетинговая информация, компьютерное программное обеспечение и пр. Что представляет собой коммерческая ценность коммерческой тайны? Одни виды информации могут не представлять никакой ценности, другие могут иметь ценность, но некоммерческого характера. Основная цель определения коммерческой ценности информации состоит в том, чтобы выйти за пределы ранее существовавшего положения, в котором упор делался на специфический характер видов секретности. Согласно действующему Закону режим коммерческой информации и меры по охране конфиденциальности информации включают в себя: — определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну. В этом смысле обладатели информации должны проявить осмотрительность и ответственность при составлении перечня информации, которой будет присвоен режим коммерческой тайны. Всякого рода упущения в этой сфере позволят конкурентам на законном основании использовать необходимую им информацию, в т. ч. в ходе конкурентной борьбы; — ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка. Механизм такого обращения с информацией должен основываться на недопустимости раскрытия коммерческой тайны; — учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. Следовательно, приглашая работника на соответствующую должность, необходимо тщательно изучить его деловые качества и быть уверенным в том, что коммерческая тайна им не будет разглашена. В противном случае это может повлечь серьезные экономические потери, связанные с необеспечением сохранности закрытой коммерческой информации. В полной мере это относится к лицам, которым предоставлена коммерческая информация на основании гражданско-правовых договоров. Вступая в гражданско-правовой договор, обладателю коммерческой тайны следует убедиться, что коммерческая информация его будущим контрагентом будет сохранена. Следует заметить, что режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, предусмотренных в п. 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне». Реализация субъективных прав обладателя коммерческой тайны может включать следующие компоненты: 1) возможность правообладателя предпринимать собственные действия для сохранения конфиденциальности информации и извлечения из этого пользы для себя, использовать незапрещенные средства и механизмы для обеспечения сохранности информации. Например, устанавливать видеонаблюдение и другие охранные системы, устанавливать пропускной режим, принимать меры организационного характера и пр.; 2) требовать от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, например запрет на пользование другими лицами результатом интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, возможность обладателя исключительного права по своему усмотрению разрешить либо запретить другим лицам использовать принадлежащую ему информацию. Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя факторами, а именно утратой фактической монополии на сведения, которые стали доступными третьим лицам, а также отчуждением исключительного права в порядке ст. 1468 ГК РФ; 3) изменять и отменять режим коммерческой тайны. Нельзя обязать обладателя какой-либо информации устанавливать, изменять или отменять режим коммерческой тайны. Это может быть сделано исключительно на основании добровольного волеизъявления правообладателя информации. Право на коммерческую тайну может быть отменено на основании решения суда вследствие незаконного отнесения сведений к коммерческой тайне либо установления режима охраны с нарушением закона; 4) к числу важных юридических возможностей обладателя коммерческой тайны необходимо отнести его права по распоряжению принадлежащим ему объектом интеллектуальной собственности: возможность передать его полностью или частично по лицензионному договору другим лицам либо сделать его открытым для любого лица. В ст. 1229 ГК РФ устанавливается, что лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом; 5) статья 1468 ГК РФ фиксирует возможность лица, обладающего исключительным правом на секрет производства, передавать его в полном объеме другому лицу — приобретателю такого права, при этом устанавливается обязанность лица, отчуждающего свое исключительное право, сохранять конфиденциальность секрета производства вплоть до прекращения действия исключительного права на секрет производства (т. е. до того момента, когда конфиденциальность сведений прекратится у их правообладателя). Заметим, что здесь речь идет именно о полном отчуждении исключительного права, без возможности его первоначального носителя оставить за собой какой-либо объем полномочий в отношении него. Однако законодательство не устанавливает каких-то конкретных условий данного вида договора, а также норм, помогающих сторонам договорного правоотношения более надежно установить правовые связи. Так, нелишне было бы установить способ описания объекта, исключительное право на который передается по договору, а также его передачи контрагенту <2>; ——————————— <2> Комментарий к части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под. ред. В. В. Погуляева. М., 2008. С. 472.
6) в ст. 1469 ГК РФ законодатель устанавливает возможность предоставления права на использование секрета производства по лицензионному соглашению в устанавливаемых этим договором пределах. Такой договор может быть заключен как с указанием срока, так и без указания срока действия. В отличие от договора об отчуждении исключительного права на секрет производства, лицензионный договор позволяет использовать «ноу-хау» в определенных его сторонами пределах (ст. 1235 ГК РФ). Право использования, прямо не предусмотренное лицензионным договором, считается непредоставленным. Данная статья ограничивает право обладателя «ноу-хау» прекратить принятие превентивных мер охраны его конфиденциальности и, следовательно, действие его исключительного права на него до истечения срока действия заключенного лицензионного договора. В противном случае лицензиар обязан возместить лицензиату убытки, которые возникли у него вследствие потери «ноу-хау» его коммерческой ценности. Данное условие носит императивный характер; 7) требовать от физических и юридических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности; 8) защищать в установленном порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в т. ч. требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав <3>. ——————————— <3> Долгополов Ю. Б. Предпринимательство и безопасность. М., 1991.
В заключение следует отметить, что ответственность за разглашение коммерческой тайны установлена гражданским, трудовым, уголовным законодательством. Однако для защиты коммерческой тайны от несанкционированного использования требуется осведомленность контрагента о введенном режиме коммерческой тайны. К ответственности за разглашение коммерческой тайны можно привлечь лиц, которые знали или должны были знать в силу исполнения служебных обязанностей либо по договору о том, что представляемые ими сведения являются коммерческой тайной.
——————————————————————