Правовые аспекты реализации профилактических программ по раннему выявлению злокачественных новообразований
(Котельников А. А.)
(«Медицинское право», 2007, N 3)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ
А. А. КОТЕЛЬНИКОВ
Котельников А. А., заведующий онкологическим отделением ГП N 107, г. Москва.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Статья 2 закрепляет основополагающие признаки охраны здоровья:
— приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
— доступность медико-социальной помощи;
— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Законодатель определяет в полномочиях федеральных органов власти разработку и реализацию федеральных программ по профилактике заболеваний (ст. 5 Основ законодательства и РФ об охране здоровья граждан), и аналогичная задача определена в полномочиях органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6).
Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливает виды, объемы медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и т. д., в том числе и на профилактику.
К сожалению, законодатель не прописывает четко ответственность граждан в выполнении программ профилактической направленности, хотя во многом принимаемые меры в данном направлении способствуют обеспечению безопасности для всего населения (например, профилактическая программа по выявлению туберкулеза) либо способствуют снижению уровня заболеваемости таких нозологических форм, которые приобретают черты эпидемии (например, профилактическая программа по поводу раннего выявления сердечно-сосудистых заболеваний, рака молочной железы и т. п.), а это, в свою очередь, негативно может сказываться на экономическом и социальном состоянии государства.
Учитывая, что обеспечение медицинской помощью находится в непосредственной связи с такими благами, как жизнь и здоровье, требуется не только гражданско-правовое регулирование, которое основано на равенстве субъектов, но и специальное правовое регулирование (включая публично-правовые и административные нормы). Законодатель должен учесть данную точку зрения и более комплексно прописывать права и обязанности государства, граждан, медицинских учреждений и медицинских работников в сфере реализации государственных профилактических программ медицинской помощи.
В данной статье также приводится практический опыт одной из городских поликлиник г. Москвы по реализации государственной профилактической программы по раннему выявлению злокачественных новообразований.
Приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 6 февраля 2002 г. N 50 была утверждена Программа «Целевая диспансеризация населения Москвы на 2002 — 2004 гг.» и последующие годы, имеющая несколько подпрограмм: «Целевая диспансеризация мужского населения по выявлению заболеваний предстательной железы», «Целевая диспансеризация женского населения по выявлению заболеваний молочных желез», «Целевая диспансеризация женского населения по выявлению заболеваний шейки матки».
Анализируя результаты диспансеризации мужского населения, можно сделать следующие выводы. В 2003 г. в скрининговое исследование было включено 28,4% населения Северо-Восточного округа, из них рак простаты установлен у 0,7% обследованных; в 2004 г. обследовано 19,4%, диагноз рака подтвержден у 0,8%; в 2005 г. обследовано 18,9%, диагноз рака установлен у 0,9%, в 2006 г. обследовано 22,2%, диагноз рака установлен у 1,0%. Отмечается явная нарастающая динамика выявления больных раком предстательной железы в процессе активной диспансеризации. Следует отметить, что у большого числа больных выявлены запущенные стадии (III — IV) онкологического процесса. Кроме того, в процессе диспансеризации у больных были выявлены другие серьезные заболевания предстательной железы (в 2003 г. — у 41,6%, в 2004 г. — у 56,2%, в 2005 г. — у 57,7%, в 2006 г. — у 55,8%), своевременное лечение которых в дальнейшем может предотвратить их перерождение.
В рамках реализации подпрограммы «Целевая диспансеризация женского населения по выявлению заболеваний молочных желез» число женщин, подлежащих скрининговому исследованию, составляло 50% от числа женщин 40 — 60 лет, проживающих в округе. Число женщин, обратившихся в маммографические кабинеты из числа направленных, составляло в 2004 г. 63,1%, в 2005 г. — 62,7%, в 2006 г. — 70,2%. Число женщин, у которых при маммографии была выявлена патология, составило в 2004 г. 46,2%, в 2005 г. — 42,6%, в 2006 г. — 50,9%. Выявление рака до 2,5% обследованных женщин, а также у остальных (более 90%) заболеваний молочных желез, представляющих опасность в плане перерождения, является основанием для высокой оценки эффективности диспансеризации женщин.
В рамках подпрограммы «Целевая диспансеризация женского населения по выявлению заболеваний шейки матки» были обследованы женщины в возрасте 35 — 69 лет, проживающие в округе (в 2003 г. — 159986 человек, в 2004 г. — 232290, в 2005 г. — 232290, в 2006 г. — 66900 человек). При этом были выявлены различные заболевания, в том числе карцинома у 0,03 — 0,2%, рак — у 0,3 — 1,2% женщин, различной степени дисплазии эпителия у 5,0 — 10,2%, что в совокупности позволит предотвратить неблагоприятный исход у 11,4% обследованных женщин в 2003 г., 6,9% — в 2004 г., 10,0% — в 2005 г. и 8,3% — в 2006 г.
Обобщая результаты целевой диспансеризации по выявлению онкологических заболеваний шейки матки, следует отметить, что за четыре года выявленная патология: карцинома у 55 женщин, рак у 89 женщин, предрак (дисплазии эпителия) у 1853 женщин — характеризует эффективность целевой диспансеризации.
Результаты деятельности городской поликлиники (являющейся типичным звеном амбулаторной сети крупного города) дают основания сделать следующие выводы:
во-первых, профилактическая работа действительно должна являться приоритетным направлением охраны здоровья населения на амбулаторном уровне;
во-вторых, повышение уровня государственного регулирования на всех этапах проведения профилактической работы способствует активному выявлению заболеваний на самой ранней стадии, что позволяет проводить более эффективные лечебные мероприятия при более низких экономических затратах. С юридической точки зрения это и есть один из важнейших факторов повышения правовой защищенности граждан в сфере охраны здоровья;
в-третьих, результативность профилактики во многом зависит от четкости взаимодействия всех звеньев системы здравоохранения (органов управления, учреждений здравоохранения, медицинских работников) между собой и одновременно заинтересованности населения в результатах программы. Это должно стимулировать государственные органы разрабатывать и внедрять современные методы соответствующего воздействия на население для повышения его уровня культуры, в том числе и правовой, отношения к собственному здоровью.
Литература
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ).
2. Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. N 1499-1.
3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год».
4. Основы медицинского права России / Под ред. чл.-корр. РАМН, профессора Ю. Д. Сергеева. М., 2007.
5. Найговзина Н. Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2004.
——————————————————————