Проблемные вопросы закона

(Молотников А.)

(«ЭЖ-Юрист», N 8, 2004)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНА

А. МОЛОТНИКОВ

Александр Молотников, юрист.

В этом году исполняется два года с того момента, как в России начал действовать качественно новый порядок регистрации юридических лиц. За это время накопилось множество вопросов, связанных с практическим применением новаторского нормативного акта. Кроме того, с 1 января 2004 года вступили в силу поправки к действующим законодательным актам, что существенно изменяет многие регистрационные процедуры.

Исторический экскурс

Около двенадцати лет базовыми нормативными актами, регулирующими государственную регистрацию коммерческих организаций, оставались Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ».

Наиболее пагубной особенностью указанных нормативных актов было то, что они отдали право государственной регистрации предпринимательской деятельности в руки местных органов власти, что привело к тому, что процедура регистрации в различных уголках нашей страны существенно отличалась. Довольно часто возникали конфликты по поводу сроков регистрации коммерческих организаций. Помимо этого, властные структуры могли произвольно отказать в регистрации компании, ссылаясь на то, что некоторые положения уставов не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В некоторых городах было практически невозможно самостоятельно, в короткий срок и с первого раза зарегистрировать организацию или изменения, вносимые в ее учредительные документы. Занимающиеся регистрацией сотрудники муниципалитета вежливо советовали предпринимателям воспользоваться услугами некой фирмы (недешевыми, кстати говоря), которая без проблем оформит и подаст на регистрацию все необходимые документы. При этом стыдливо умалчивалось, что владельцами этих фирм выступали близкие к городским чиновникам лица.

Таким образом, установление нового порядка регистрации юридических лиц стало насущной потребностью прежде всего отечественных предпринимателей, в попытках учредить новую фирму теряющих и время, и деньги.

В результате титанических усилий правительству удалось не только разработать, но и провести через Государственную Думу Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон о регистрации), коренным образом меняющий всю систему государственной регистрации.

К сожалению, на первоначальном этапе не удалось претворить в жизнь широко разрекламированный принцип «одного окна». Тем не менее с учетом последующих изменений и дополнений в данный Закон результаты реформы государственной регистрации юридических лиц носят просто революционный характер. Во многом благодаря этому у предпринимателей появилось множество вопросов. Именно поэтому целесообразно последовательно рассмотреть различные положения Закона, разбирая и возникающие в практике их применения вопросы.

Государственный реестр

Как известно, подавляющее большинство юридических лиц было создано до введения в действие Закона о регистрации. Однако государственный реестр должен содержать сведения о них, в противном случае была бы поставлена под вопрос реализация нового механизма регистрации. Вот почему законодатель предусмотрел, что все юридические лица в обязательном порядке должны пройти процедуру перерегистрации, подав нужные сведения в налоговые инспекции по месту своего нахождения. Данная мера преследовала и побочную цель — избавиться от так называемых мертвых фирм.

Подавляющее большинство организаций заявили о себе в регистрирующие органы. В отношении тех же из них, кто этого не сделал, возникла угроза ликвидации, ведь налоговые органы должны инициировать данную процедуру путем направления исковых заявлений в суд.

Необходимо особо подчеркнуть, что пропуск указанного срока еще не означает автоматическую ликвидацию компании. В соответствии со сложившейся практикой и разъяснениями ВАС РФ (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» и Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах») при рассмотрении дел о принудительной ликвидации суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству должен предложить ликвидируемой организации принять меры по устранению нарушений законодательства (в данном случае — представить информацию о себе в налоговые органы).

Рассмотрим случай, имевший место в ноябре прошлого года в Воронеже. Некое небольшое предприятие занималось изготовлением мебели. Штатный юрист в компании отсутствовал, поэтому о перерегистрации никто из руководителей компании не задумывался. Каково же было удивление директора, когда один его приятель, работающий в налоговой инспекции, сообщил ему пренеприятнейшее известие: предприятие собираются ликвидировать — уже готовится исковое заявление. Первым желанием владельцев бизнеса было вывести активы и продолжить деятельность под другой вывеской, однако приглашенный для «разруливания» ситуации юрист убедил руководителя компании в том, что налоговая инспекция обязана принять сведения об организации даже с нарушением срока их подачи и не вправе отказывать в их приеме до момента ее ликвидации. Таким образом, предприятие еще не потеряло шанс на выживание. В скором времени документы были поданы, и компания избежала принудительной ликвидации. Правда, директору компании за несвоевременное представление сведений пришлось заплатить штраф — пять тысяч рублей. Разумеется, его размер не шел ни в какое сравнение с возможными расходами, связанными с предполагаемым выводом активов компании.

Индивидуальные предприниматели так же, как прежде и юридические лица, обязаны до 01.01.2005 представить в налоговые органы по месту своего жительства документы, подтверждающие факт их регистрации в этом качестве. Если же указанные документы не будут представлены, то государственная регистрация предпринимателя утратит силу с начала 2005 года, следовательно, любая деятельность физического лица по истечении этого срока будет рассматриваться как незаконная, что может повлечь за собой даже уголовную ответственность.

Сведения в реестре

По сравнению с прежней редакцией Закона о регистрации был значительно расширен перечень сведений о юридическом лице, содержащийся в государственном реестре. В частности, регистрирующему органу должны быть известны держатели реестров акционеров акционерных обществ.

В соответствии с действующим Законом юридические лица обязаны информировать налоговые органы обо всех изменениях перечисленных выше сведений в течение трех дней с момента наступления соответствующих фактов. Следует признать, что данное требование является наиболее часто нарушаемым положением Закона о регистрации. Причина этого до банального проста — даже не все практикующие юристы знают об этом правиле, что уж говорить о директорах компаний и рядовых менеджерах. В то же время данное обстоятельство может оказать серьезное влияние на бизнес-процессы.

Летом прошлого года владелец одного нижегородского предприятия, занимающегося оптовой торговлей алкогольной продукцией, принял решение «отойти от дел». В скором времени был найден покупатель компании. Партнеры договорились, что продажа бизнеса пройдет в форме продажи долей в уставном капитале ООО, был заключен договор, продавец получил предоплату. Дело оставалось за малым — зарегистрировать изменения в учредительных документах компании. Однако налоговый орган отказался регистрировать изменения на том основании, что заявителем не были представлены все необходимые документы. Выяснилось, что директор компании (он же единственный владелец) получил новый паспорт, при этом его реквизиты в нарушение закона не были в установленный срок направлены в регистрирующий орган. Следовательно, налоговая инспекция не может осуществить регистрацию соответствующих изменений. Юристы обеих сторон сделки пришли к мнению, что налоговики не имели права отказывать в регистрации. Однако оспаривать отказ в суде было нецелесообразно — поджимали сроки. Пришлось известить налоговый орган об имевших место изменениях реквизитов, заплатить штраф за непредставление сведений, а уже потом регистрировать фактический переход бизнеса. Окончательный срок завершения сделки был превышен на десять дней. При этом покупатель бизнеса был вынужден вплоть до завершения процедуры неотлучно находиться в городе, из-за чего сорвалась его деловая поездка в Туркмению, что нанесло серьезный вред его деловой репутации.

Следует отметить, что иногда некоторые сотрудники налоговых органов под угрозой штрафов требуют извещать их даже о тех сведениях, которые не предусмотрены Законом. Например, в некоторых инспекциях бдительно следят за назначением новых главных бухгалтеров компаний. Разумеется, данные установки не должны соблюдаться, при этом наиболее эффективным средством борьбы с таким поведением государственных структур является жалоба в вышестоящие инстанции.

Особым вопросом в применении положений Закона об информировании налоговых органов является внесение изменений в учредительные документы. Практически повсеместной практикой стало наложение штрафов на директоров компаний за то, что они регистрировали изменения в учредительных документах позже, чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Возникала интересная ситуация: допустим, проводится общее собрание акционеров, на котором принимается решение внести изменения в устав компании. В соответствии со ст. 63 ФЗ «Об акционерных обществах» протокол общего собрания акционеров составляется не позднее 15 дней после ее закрытия. Компания оформляет соответствующий протокол за пять дней, после чего подает все необходимые документы для регистрации внесения изменений в свой устав. Однако руководитель налогового органа штрафует акционерное общество за то, что сведения не были представлены в срок. Справедливо ли это? Конечно, нет.

Необходимо особо подчеркнуть, что это к тому же противоречит действующему законодательству, что и было отмечено в специальном письме МНС РФ от 14 августа 2003 г.: установленный трехдневный срок не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы.

Ограниченная конфиденциальность

Как уже отмечалось выше, любое лицо вправе запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует учитывать, что некоторая информация не может быть сообщена заинтересованному лицу. В частности, паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть представлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. На практике указанное ограничение приводит к тому, что налоговые органы отказывали предоставлять заинтересованным лицам копии учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью на том основании, что в них содержатся паспортные данные учредителей.

Разумеется, это нарушало декларируемый принцип публичности и открытости государственного реестра. В изменениях Закона предусмотрено, что данные ограничения не применяются при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Порядок регистрации

Центральным моментом Закона о регистрации, несомненно, является сама регистрационная процедура. С нового года вступают в силу поправки к Закону, изменяющие ее отдельные элементы, при этом некоторые нововведения можно считать знаковыми для нашего времени.

Для регистрации нового юридического лица необходимо подать в налоговую инспекцию по месту нахождения исполнительного органа создаваемой организации целый комплекс документов, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, утвержденной Правительством РФ.

Необходимо подчеркнуть, что данное заявление могут подписать только указанные в Законе лица. Ранее в данный перечень входили «иные лица, действующие на основании доверенности», что существенно облегчало процедуру регистрации компании. Человек, непосредственно занимающийся этим, получал доверенность на регистрацию организации от его учредителей и направлялся к нотариусу, который и свидетельствовал его подпись на заявлении.

Разумеется, возникает вопрос: означает ли изменение порядка подписания заявления, что заявитель должен лично явиться в налоговый орган? Хороша картина: владелец заводов и пароходов томится в очереди, чтобы сдать на регистрацию документы учреждаемой фирмы. Как бы ни радовала подобная ситуация сторонников борьбы с олигархами, все-таки существующие нормы позволяют подать документы и получить свидетельство о регистрации на основании доверенности. Дело в том, что заявитель, лично подписав документы, может поручить их подачу третьему лицу, равно как и получение свидетельства.

Весьма распространена практика, когда только что назначенный директор создаваемого юридического лица выдает доверенность на право регистрации компании. Здесь нужно учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. При этом согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ организация считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно поэтому руководитель юридического лица до момента его создания неправомочен выдавать доверенность стороннему физическому лицу на право осуществления всех необходимых для регистрации организации действий.

В соответствии с действующим законодательством для подачи и получения документов достаточно доверенности, оформленной в простой письменной форме. Однако, исходя из недолгой практики применения новой редакции Закона о регистрации, с сожалением следует констатировать, что некоторые налоговые органы требуют именно нотариально заверенную доверенность. Их аргументация предельно проста: согласно ч. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена. По всей видимости, сотрудники налоговых органов полагают, что подписание заявителем заявления о регистрации и является той сделкой, которая требует нотариальной формы. В то же время представляется, что применительно к такой сделке, как создание юридического лица, понятие формы в принципе неприменимо.

Следует подчеркнуть, что налоговый орган не имеет права требовать никаких документов, помимо указанных в Законе. На деле же все обстоит иначе. В одном из районных городов Липецкой области ретивые сотрудники налоговой инспекции по старинке требовали от предпринимателей представлять гарантийные письма и иные документы, которые подтверждали бы местонахождение создаваемых компаний.

Неуловимый оригинал

Два года назад, когда новый Закон о регистрации только-только вступил в силу, у многих предприятий возникла следующая проблема: налоговый орган не выдавал зарегистрированные экземпляры учредительных документов компаний. Нотариусы отказывались удостоверять подлинность учредительных документов, мотивируя это тем, что на них отсутствует печать (штамп) регистрирующей организации. А в налоговых инспекциях копии предоставляются исключительно за плату — 200 рублей за один экземпляр. Таким образом, некоторым крупным компаниям приходилось тратить на получение копий порядка 10 тысяч рублей в месяц.

В конце концов чиновники МНС России вняли верным замечаниям предпринимателей и в одном из своих официальных писем разъяснили, что в случае государственной регистрации юридического лица при создании, а также при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель может представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов. В этом случае налоговый орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки специальный штамп.

Долгожданное «окно»

Ну а теперь настал черед сказать несколько слов о тех революционных изменениях в вопросах государственной регистрации и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. Меньше чем за десять дней до наступления нового года Президент подписал целый массив изменений в законодательную базу страны, которые призваны ввести в России принцип «одного окна», избавив предпринимателей от долгих хождений по внебюджетным фондам.

Во-первых, теперь при регистрации юридического лица его представителю будет выдаваться свидетельство не только о государственной регистрации, но и о постановке на налоговый учет. Это наиболее логичное нововведение. Ведь регистрирующее подразделение налоговых органов имеет всю необходимую информацию о постановке на налоговый учет, однако для получения налогового свидетельства компаниям до сих пор приходилось обращаться в соседний отдел в налоговой инспекции, представлять туда копии учредительных документов, отдельное заявление. Таким образом, это не только затягивало процедуру окончательной регистрации фирмы (попробуйте открыть расчетный счет без наличия ИНН), но и дублировало документы, собираемые двумя отделами в пределах одной налоговой инспекции.

Во-вторых, регистрирующий орган взял на себя обязанность регистрировать юридических лиц во внебюджетных фондах, самостоятельно направляя туда соответствующую информацию. Это касается органов медицинского, пенсионного и социального страхования.

В-третьих, налоговые органы теперь начнут самостоятельно присваивать коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Это наконец-то избавит организации от необходимости выстаивать многочасовые очереди в органах статистики. Следует отметить, что в отличие от внебюджетных фондов статистическое ведомство так и не научилось быстро и оперативно осуществлять взаимодействие с обращающимися в них гражданами и юридическими лицами. Среднее время, затрачиваемое на одного посетителя, желающего присвоить пресловутые коды, составляло в ряде ведомств порядка 30 минут.

В связи с принятыми изменениями вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган.

В настоящее время пока еще не ясно, каким образом будет непосредственно осуществляться извещение всех указанных органов, — соответствующее постановление Правительства пока еще не подготовлено. К тому же юридические лица не избавлены от обязанности обращения в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

***

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что реформа, направленная на усовершенствование процедуры государственной регистрации предпринимательской деятельности, подходит к своему логическому завершению. Если не произойдет никаких неожиданностей, уже через несколько лет в России может появиться стройная структура государственного реестра и довольно простая и доступная процедура государственной регистрации. Главным препятствием на пути осуществления реформы может стать неверное применение конкретных нормативных актов на местах.

——————————————————————