«Фирмы-однодневки» исключат из ЕГРЮЛ
(Погуляев В.)
(«Бизнес-адвокат», 2005, N 18)
«ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ» ИСКЛЮЧАТ ИЗ ЕГРЮЛ
В. ПОГУЛЯЕВ
Вадим Погуляев, юрист.
Уже не первый десяток лет излюбленным методом ухода от кредиторов у российских недобросовестных предпринимателей служит создание так называемых «фирм-однодневок», которые успешно принимают на себя все долги хозяев, а потом тонут в пучине бизнеса. Причем установленную законодательством процедуру ликвидации они, естественно, не проходят, — их просто бросают на произвол судьбы. Другими словами, организация юридически существует, но не осуществляет никакой деятельности, не сдает отчетность, не платит налоги и т. д. До недавнего времени государство не имело реальных законодательных рычагов воздействия на такие фирмы.
Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ (далее — Закон N 83-ФЗ) внесены важные изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) и Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), которые призваны способствовать государственным органам вершить судьбы подобных фирм.
Подпункт «и» п. 1 ст. 5 «Содержание государственных реестров» Закона N 129-ФЗ дополнился третьим способом прекращения деятельности юридического лица (ранее были предусмотрены только реорганизация и ликвидация) — исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), которое осуществляется по решению регистрирующего органа.
В Закон N 129-ФЗ введена ст. 21.1 «Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа», п. 1 которой содержит новое понятие — «юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность» (в качестве более короткого синонима законодатель в тексте Закона использует термин «недействующее юридическое лицо»). Таковым признается юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения:
а) не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
б) не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Указанный 12-месячный срок применяется и в случае, если он истек до вступления в силу Закона N 83-ФЗ или в течение года со дня вступления его в силу, то есть с 6 июля 2005 г.
При наличии одновременно обоих названных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Данное решение подлежит опубликованию в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3 дней с момента его принятия.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. При этом заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1).
Порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, предусмотренный ст. 21.1, распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона N 129-ФЗ или до вступления в силу Закона N 83-ФЗ (ст. 3 Закона N 83-ФЗ).
В ст. 22 (которая теперь называется «Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц») введены пункты 7, 8 и 9.
В соответствии с п. 7 регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ (путем внесения в него соответствующей записи), если заявления не были направлены в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1.
Пункт 8 устанавливает срок, в течение которого может быть обжаловано исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, — 1 год. Правом на обжалование обладают кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Годичный срок для обжалования начинает течь со дня, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Пункт 9 относит рассмотрение споров, возникающих в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к компетенции арбитражных судов.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Закона, обязано в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу представить в регистрирующий орган сведения, которые названы в пп. «а» — «д», «л» п. 1 ст. 5. Новая редакция абз. 2 п. 3 ст. 26 устанавливает, что невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Изменения, внесенные Законом N 89-ФЗ в законодательные акты РФ, коснулись также абз. 1 п. 3 ст. 49 части первой ГК РФ.
В соответствии с ранее действующей редакцией указанной нормы правоспособность юридического лица прекращалась в момент завершения его ликвидации. При этом законодатель делал ссылку на п. 8 ст. 63 ГК РФ, согласно которому ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Теперь в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ прямо говорится, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ; ссылка на п. 8 ст. 63 ГК РФ исключена.
——————————————————————