Принцип воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
(Ржевская Л. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2010, N 5)
ПРИНЦИП ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Л. В. РЖЕВСКАЯ
Ржевская Л. В., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД РФ.
Проблема роста преступлений в Российской Федерации, совершаемых несовершеннолетними, в последнее время приобретает все большую остроту и актуальность. По данным Министерства внутренних дел, ежегодно подростками или при их соучастии совершается более 150 тыс. преступлений. Особую тревогу вызывают многочисленные случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп. Преступность несовершеннолетних — комплексная проблема в обществе, требующая пристального внимания со стороны государства. Правовой статус несовершеннолетнего, гарантии его основных прав должны соответствовать принципам и нормам Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. К международно-правовым актам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными, относятся следующие: — Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, — Пекинские правила (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. N 40/33); — Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних — Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.); — Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г.); — Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (приложение к Резолюции 1997/30 Экономического и социального совета от 21 июля 1997 г.); — Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей — жертв и свидетелей преступлений (приняты Резолюцией ЭКОСОС от 22 июля 2005 г. N 2005/20, действуют с 22 июля 2005 г.) <1>. ——————————— <1> Сборник международных договоров. Женева, 2002. С. 337 — 353.
Нормы перечисленных международных актов фактически сформировали политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей, применение альтернативных лишению свободы мер, осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и на максимально короткий срок, отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения. Главная идея вышеуказанных международных актов заключается в том, что «в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является профилактика правонарушений» <2>. ——————————— <2> Папкова Т. П. Международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. 2004. N 10. С. 30.
28 сентября 2005 г. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел на своем заседании очередной (третий) периодический Доклад Российской Федерации «О мерах по выполнению Конвенции о правах ребенка». 30 сентября 2005 г. Комитет принял Заключительные замечания, в которых, в частности, «призывает государство-участник в приоритетном порядке гарантировать всем детям право на соответствующую правовую помощь и защиту» (п. 86) <3>. ——————————— <3> Заключительные замечания Комитета по правам ребенка. М., 2006. С. 39.
В настоящее время в нашей стране рассмотрением большинства дел о правонарушениях несовершеннолетних занимаются два органа: суд и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия). При этом к компетенции судов относятся дела несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, а в ведение комиссий входят дела об объективно противоправных общественно опасных деяниях неделиктоспособных подростков, а также о совершенных ими административных правонарушениях и антиобщественных поступках. Комиссия в силу организационных недостатков и дефектов ее правового статуса не в состоянии справиться с возложенными на нее обязанностями по ряду причин. По мнению кандидата педагогических наук Н. Н. Савиной (из ее личного опыта работы в комиссии), большинство заседаний комиссии носят формальный характер. Как правило, они проводятся один-два раза в месяц и длятся несколько часов с рассмотрением 10 — 15 дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. В большинстве случаев при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссии ограничиваются применением к правонарушителям мер ответственности и крайне редко решают вопросы, связанные с оказанием им необходимой государственной и общественной помощи. Воздействие комиссии на окружающий несовершеннолетнего социум выражается лишь в привлечении родителей или лиц, их заменяющих, к административной ответственности, хотя чаще всего материалы дел свидетельствуют о неэффективности этой меры <4>. ——————————— <4> Савина Н. Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 5. Ноябрь.
Комиссии — одни из основных субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, ее ключевое звено. В самом деле, если исходить из нормативной регламентации (Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г.) <5>, именно комиссии должны обеспечивать функционирование единой комплексной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, определять профилактический аспект деятельности входящих в нее органов и учреждений, выполнять по отношению к ним контролирующие функции. Однако комиссии не наделены властными полномочиями, которые могли бы способствовать их реальному осуществлению. Их решения воспринимаются другими субъектами профилактики только как рекомендательные. ——————————— <5> Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // Свод законов РСФСР. Т. 8.
В настоящее время комиссии превратились в своеобразные административные суды. Отсутствие специальной подготовки у членов комиссий приводит к тому, что проблемы социально-правовой реабилитации несовершеннолетних остаются без внимания. Практика показывает, что комиссии не могут оказывать должного влияния на состояние подростковой преступности. В случае становления в России ювенальной юстиции работа комиссий не утратит своей актуальности. Реализуя правозащитную, координирующую и контролирующую функции, они смогли бы проводить полное и объективное исследование условий жизни подростков, разрабатывать индивидуальные программы профилактики, осуществлять психологическую диагностику личности несовершеннолетних, содействовать их трудоустройству или получению образования. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных и специфических мер воздействия с целью недопущения избыточной репрессии. Согласно уголовному законодательству Российской Федерации несовершеннолетние правонарушители могут быть помещены в воспитательные колонии или в специальные учебно-воспитательные учреждения (профессиональные училища и общеобразовательные школы) закрытого типа либо к ним применяются иные меры воспитательного характера. Такая принудительная мера воспитательного воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего преступника, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. В учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (п. 4 ст. 15) <6>. Помещение несовершеннолетнего в указанное учреждение формально уголовным наказанием не является и не влечет судимости. Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов управления образованием. Данные учреждения являются местами принудительного содержания по двум причинам. Во-первых, эти учреждения осуществляют «принудительные меры воспитательного воздействия» (ч. 2 ст. 92 УК РФ). Во-вторых, несовершеннолетние не имеют права покидать учреждение по своему желанию. ——————————— <6> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Содержание несовершеннолетних в спецучилищах и спецшколах закрытого типа является (де-факто и де-юре) лишением свободы. Режим в учреждении обеспечивает строгую изоляцию от общества; объем ограничений основных прав близок к объему ограничений в воспитательных колониях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Негативные явления криминальной субкультуры в учреждениях обоих видов имеют много общего. Количество несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях России, в течение последних 10 лет колеблется в пределах 12 — 18 тыс.; количество несовершеннолетних, содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, — 4 — 5 тыс. Итого в детских пенитенциарных учреждениях содержится в среднем около 20 тыс. несовершеннолетних. Всего в России более 60 воспитательных колоний и около 60 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа <7>. ——————————— <7> Зубенко В. М. Юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в местах лишения свободы // Адвокат. 2007. N 11. Ноябрь.
В Российской Федерации функционирует 20 подведомственных Федеральному агентству по образованию государственных специальных профессиональных училищ закрытого типа, из них 4 для девочек, 1 смешанное по полу (далее — училища). Сеть училищ размещена следующим образом: Центральный федеральный округ — 3 училища, Северо-Западный — 4, Южный — 3, Приволжский — 4, Уральский — 2, Сибирский — 4. За последние три года в училища для применения принудительных мер воспитательного воздействия помещено 3096 несовершеннолетних правонарушителей, направляемых из всех субъектов РФ: — по постановлению судьи — в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности к моменту совершения общественно опасного деяния (11 — 13 лет); — по приговору суда — в отношении лиц, осужденных за совершение преступления и освобожденных судом от наказания (14 — 17 лет) <8>. ——————————— <8> О применении норм законодательства в части помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в специальные профессиональные училища закрытого типа // Материалы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. URL: http: //www. mvd. ru/ about/ 10000132/.
Как видно из вышеприведенной статистики, такие учреждения существуют далеко не в каждом субъекте РФ. А ведь в соответствии с ч. 1 ст. 73 УИК РФ даже совершеннолетние, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в которых они проживали или были осуждены. Соответственно для реализации требований ч. 2 ст. 92 УК РФ необходимо создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием в каждом субъекте РФ. В противном случае несовершеннолетние, освобожденные от наказания, в части связи с родственниками оказываются в худшем положении, чем совершеннолетние, осужденные к наказанию в виде лишения свободы. К тому же из-за отсутствия мест в подобных учреждениях возникают проблемы с исполнением приговора. Несовершеннолетний может длительное время ожидать освобождения места в спецучреждении закрытого типа, что зачастую вызывает у подростка ощущение безнаказанности и ставит его на путь повторного совершения противоправных деяний. Следует отметить, что судебная практика, несмотря на усилия законодателя в части сокращения возможности направления несовершеннолетних в места лишения свободы, пассивна к применению альтернативных мер. Так, за первое полугодие 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. число лиц, освобожденных от наказания с применением мер воспитательного воздействия районными судами, увеличилось с 885 до 960 человек. Число лиц, направленных в специальные учреждения закрытого типа, уменьшилось с 325 до 289 человек <9>. ——————————— <9> Там же.
Вышеуказанный Федеральный закон N 120-ФЗ устанавливает, что несовершеннолетние, находящиеся в спецучилищах и спецшколах закрытого типа, «имеют право на обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавливает: юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26) <10>. О несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, Закон вообще умалчивает. ——————————— <10> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением <11> устанавливает: «Воспитанники имеют право на получение юридической консультации за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оплате внештатных работников» (п. 55). Представляется, что указанное положение ограничивает субъективное право на получение юридической помощи. Источником реализации конституционных положений (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48) должны быть, по-видимому, средства из федерального бюджета. ——————————— <11> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1681.
Осужденные, признанные злостными нарушителями режима, подлежат переводу из обычных условий отбывания наказания на строгие условия на срок шесть месяцев (ч. 3 ст. 132 УИК РФ). При таком переводе дополнительно ограничиваются основные (конституционные) права несовершеннолетних; значительно ухудшаются условия их содержания, существенно изменяется правовое положение. В строгих условиях они проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Запрещаются длительные свидания (ст. 133 УИК). Телефонный разговор и в этом случае может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах. Таким образом, несовершеннолетний, содержащийся в строгих условиях, не имеет права позвонить адвокату. Не имеет он также права позвонить, например, в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в РФ, регионального уполномоченного по правам ребенка, а также родителям или в правозащитную организацию. Положение несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях зачастую не соответствует положениям Конституции РФ, федеральному законодательству и международным стандартам. В пенитенциарных учреждениях зачастую имеет место правовой нигилизм, а иногда и правовой цинизм, безответственность персонала и должностных лиц, а иногда и произвол должностных лиц. Таким образом, очевидно, что существующая система мер, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, нуждается в реформировании и внедрении новых механизмов социальной реабилитации. Учитывая практику деятельности законодательных, правоохранительных органов, судебную практику, а также опыт зарубежных стран, необходимо внести некоторые изменения в существующую систему мер и способов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей: 1) с целью повышения эффективности работы специальных учреждений закрытого типа необходимо передать их в ведение правоохранительных органов. Поскольку данные учреждения, отнесенные к ведению органа управления образованием, в первую очередь должны выполнять не образовательную, а социально-реабилитационную, воспитательную, исправительную функции; 2) ввести как меру социальной реабилитация несовершеннолетних правонарушителей программу примирения жертвы и правонарушителя, также известную как программу посредничества. Такие программы уже действуют во многих странах. Они включают в себя организацию встреч правонарушителя и жертвы лицом к лицу. Помощь опытного ведущего, педагогов и психологов позволяет пройти этим встречам конструктивно. В условиях подобных встреч правонарушитель обнаруживает конкретные, человеческие последствия своих действий, учится принимать на себя ответственность за них; 3) создать в каждом субъекте Российской Федерации специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и одновременно следует повысить ответственность воспитательного учреждения за результаты своей деятельности, в частности — ответственность за криминальный рецидив бывших воспитанников, имевший место после их освобождения; 4) разработать региональные программы реабилитации несовершеннолетних, возвратившихся из спецшкол, спец. ПТУ, ВТК; 5) разработать механизмы социально-трудовой реабилитации для установления социально-полезных связей, взамен связям внутри девиантных групп и общностей. Таким образом, введение подобных изменений в систему реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в целом позволит повысить эффективность работы правоохранительных органов, а также сократить число преступлений, совершаемых подростками, в том числе их рецидив.
——————————————————————