Правовое регулирование использования автоматизированных информационных систем в Российской Федерации
(Кузнецов Д. А., Волченков И. Д.) («История государства и права», 2006, N 11)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д. А. КУЗНЕЦОВ, И. Д. ВОЛЧЕНКОВ
В связи с благоприятной экономической обстановкой, развитием рыночной экономики и интеграцией России в международное сообщество число владельцев пластиковых банковских карт за последнее время резко возросло. Именно кредитование по пластиковым банковским картам, по прогнозам экспертов, станет приоритетным направлением для российских банков и вытеснит потребительские кредиты. В этой связи возрастает число административных правонарушений, в том числе увеличивается количество незаконных операций с пластиковыми банковскими картами. Прежде чем перейти к рассмотрению одного из способов хищения денежных средств с пластиковых банковских карт, необходимо остановится на понятиях пластиковой банковской карты, Интернета, электронных денег, кардера. Под пластиковой банковской картой понимается универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карты, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определенными преимуществами. Интернет является особой автоматизированной информационной системой (АИС). Это глобальная сетевая АИС, которая представляет собой инфраструктуру информационного общества, состоящую из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний, в совокупности представляющую интегральный источник знаний и средство коммуникации субъектов информационного общества <1>. ——————————— <1> Копылов В. А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 234.
Однако следует особо подчеркнуть, что общепризнанных определений понятий, используемых в Интернете, пока нет. Его также нет и в административном праве. Безусловно, его выработка необходима во избежание неоднозначного толкования нормативно-правовых актов, в которых они будут применяться <2>. ——————————— <2> Тадеев А. А. Информационное право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 213.
Электронные деньги — электронно-цифровые денежные средства являются главным расчетным инструментом в информационной среде. Они обращаются в рамках платежных систем двух видов: 1) систем, функционирующих на базе банковских карт; 2) систем, функционирующих на базе компьютерных сетей <3>. ——————————— <3> Калятин В. О. Право в сфере Интернета. М..: Норма, 2004. С. 380.
Под электронными деньгами понимаются безналичные денежные средства, выраженные в электронно-цифровой форме. По сути, это особые файлы (обычно подписанные ЭЦП), содержащие определенные денежные обязательства третьего лица <4>. ——————————— <4> Тадеев А. А. Информационное право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 328.
Кардер — лицо, совершающее незаконные операции с пластиковыми банковскими картами с целью хищения денежных средств. Для оплаты товаров и услуг через сеть Интернет достаточно ввести номер банковской пластиковой карты, в специальное программное окно сайта. В некоторых случаях необходимо ввести защитный код, который располагается на обратной стороне карты. Этот момент больше всего интересует правонарушителей, так как исключена возможность прямой идентификации владельца пластиковой карты, а значит, если узнать номер карты и дополнительную информацию, выгравированную на карте, то третьи лица могут осуществить незаконные финансовые операции. Условно всю незаконную операцию можно разделить на три этапа: 1) установление номера пластиковой банковской карты; 2) перевод денежных средств с пластиковой банковской карты на счета электронной платежной системы; 3) получение наличных денежных средств. Для установления номера банковских пластиковых карт кардеры часто прибегают к следующим двум способам. Во-первых, они перекупают пластиковые банковские карты у воров и грабителей, которых интересуют наличные деньги. При краже бумажника банковские пластиковые карты эти лица стараются выбросить, так как часто не обладают специальными познаниями для снятия денежных средств с них. На помощь ворам и грабителям приходят кардеры, которые предлагают от 20 до 50 долларов США за украденные пластиковые банковские карты. Важно, чтобы эти карты были украдены в течение трех часов. В противном случае жертва успеет сообщить о пропаже карты в банк, и карта будет заблокирована. Во-вторых, для установления номера пластиковых банковских карт они действуют путем создания двойника сайта интернет-магазина или интернет-аукциона с последующей доработкой и размещением по принципу «опечатки» (например, http:// www. shopper. com — http://www. shoper. com) с регистрацией во всех поисковых системах, таких, как Google, Yandex и т. п. На сайт злоумышленника начинают обращаться граждане в поиске товаров и услуг. Для оплаты требуется ввести номер пластиковой банковской карты и, если это необходимо, иную информацию о карте. При совершении покупки или оплате услуг клиенту сайта интернет-магазина сообщается, что его платеж принят, но ни товаров, ни услуг он не получит. Напротив, деньги с его карты станут исчезать. Получив тем или иным способом номер пластиковой банковской карты и дополнительную информацию о ней, кардер, используя полученные данные, может создать учетную запись в системе онлайновых платежей. Некоторые такие системы при регистрации используют информацию о клиенте, полученную при регистрации почтового ящика (к примеру, на сайте http://www. mail. ru/). Эти данные не проверяются. Их владельцы могут присваивать себе при регистрации электронного почтового ящика и электронного счета в электронной системе платежей любые имена, что серьезно затрудняет дальнейшую идентификацию личности при расследовании правоохранительными органами данного правонарушения. Получив счет в системе онлайновых платежей, правонарушитель получает возможность перевести на него деньги, используя номер карты. После того как деньги переведены на виртуальный счет, возникает вопрос о способах получения наличных денег. Многие электронно-финансовые системы, взаимодействуя друг с другом, позволяют переводить деньги с одного счета на другой, что усложняет процесс расследования данного правонарушения. Таким образом, злоумышленник с пластиковой банковской карты жертвы незаконно переводит деньги на «безымянный счет» одной системы онлайновых платежей, затем переводит их на безымянный счет другой системы онлайновых платежей. После этого он может перевести средства на пластиковую банковскую карту, оформленную с использованием украденного или утраченного третьим лицом паспорта, или использовать пластиковую карту, оформленную на умершего человека. После этого преступник может свободно обналичить украденные средства, воспользовавшись услугами банкоматов. Данный способ получения чужих денежных средств является одним из многих способов совершения правонарушения с использованием АИС, к которым относятся все приведенные выше информационно-финансовые системы. Возникновение такой ситуации стало возможно из-за отсутствия административного и информационно-правового регулирования использования АИС, в том числе и глобальной АИС, такой как сеть Интернет. Основным вопросом развития глобальных АИС становится идентификация его операторами каждого конкретного пользователя. Это возможно решить, в том числе используя информационно-правовые и административно-правовые нормы. Однако непродуманные административные меры могут привести к оттоку клиентов и финансовым убыткам всех пользователей и владельцев АИС. Информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти и управления будет эффективно функционировать тогда, когда оно разумно и качественно организовано.
——————————————————————