Федеральный закон «О персональных данных»
(Ганин М. В.)
(«Адвокат», 2007, N 2)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»
М. В. ГАНИН
Ганин М. В., адвокат.
8 июля 2006 г. Государственной Думой принят новый закон, касающийся конституционных прав граждан, — Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных». Он вступил в силу 26 января 2007 г. Адвокат М. В. Ганин отвечает на возникающие в связи с этим наиболее распространенные вопросы.
Что входит в понятие «персональные данные»?
Персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, включающая его паспортные данные (место жительства, рождения, дата рождения), сведения о профессии, доходах, социальном положении, а также любая другая информация, относящаяся непосредственно к данному субъекту.
Что нового вносит Закон в российское законодательство?
По моему мнению, принятие Закона о персональных данных является важным событием. Само содержание понятия «персональные данные» старо, как история государства. Во все времена публичная власть испытывала необходимость в идентификации своих граждан, хранении в различных целях, в том числе полицейских, информации о них. С развитием гражданского оборота такая потребность возникала не только у государственных структур.
Закон о персональных данных является, возможно, и не безукоризненным, но важен как попытка создать основы межотраслевого регулирования отношений, возникающих в сфере персональных данных. Задача перед законодателем, прямо скажем, стояла непростая. Длительное время правовые нормы о персональных данных имели подсобный характер при решении вопросов правового регулирования. Все отрасли права, содержащие такие нормы, пожалуй, и не перечислить.
В гражданском законодательстве с античных времен существовало понятие имени физического лица. Оно присутствует и в ст. 19 ГК РФ, за которой следует ст. 20, тоже имеющая отношение к персональным данным: в ней говорится о «месте жительства гражданина». Нормы о персональных данных содержатся в семейном законодательстве, занимают значительное место в законодательстве об актах гражданского состояния, без них не обойтись таким институтам права, как трудовой договор, а также любой договор, где стороной выступает физическое лицо. Без норм о персональных данных невозможно нормальное правовое регулирование таких вопросов, как наследование имущества, пенсионное обеспечение, многих вопросов государственной службы, взаимоотношений с государством военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания, работников с работодателем, представителя с доверителем и т. д. и т. п.
Рассматриваемый Закон регулирует отношения в сфере персональных данных независимо от сферы их использования. Его задачей является прежде всего защита прав граждан (субъектов персональных данных) в данной сфере, права и обязанности лиц, обрабатывающих и использующих эти данные (операторы персональных данных). Закон дал четкое определение ряду понятий в сфере оборота данных о личности, задал, так сказать, основные правила игры по дальнейшему нормотворчеству в данном вопросе. Думаю, можно говорить о зарождении новой отрасли права. Правда, по моему сугубо личному мнению, рассматриваемый Федеральный закон мог бы претендовать на роль конституционного, так как непосредственно затрагивает вопросы прав и свобод личности. В данном же виде Закон имеет целый ряд ограничений и оговорок, носящих сугубо охранный характер. Надеюсь, что дальнейшее развитие гражданского общества в нашей стране это исправит.
Почему, когда говорят о персональных данных, на ум сразу приходят слова «досье» и «полиция»?
Прежде всего потому, что правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства является чуть ли не первой отраслью публичной деятельности, где возникла острая необходимость в использовании персональных данных. Вторая линия ассоциаций еще проще. Каждый день, выходя из дома, человек проверяет, взял ли с собой паспорт, (документ, содержащий его основные персональные данные), водительские права (также являющиеся документом, содержащим персональные данные о владельце машины). А кому приходится чаще всего предъявлять указанные документы? Верно, сотрудникам милиции или многочисленных охранных служб.
Поиск преступника тоже является процессом, невозможным без использования персональных данных. Неудивительно, что в уголовно-процессуальном законодательстве, нормах об административных правонарушениях и оперативно-розыскной деятельности персональным данным уделено значительное место.
Какие нормы Закона направлены на защиту прав граждан?
Нет сомнений, что новый Закон станет предметом не одной диссертации, в том числе по проблематике защиты прав обладателей персональных данных. Заинтересованному читателю следует обратить внимание на целый ряд его положений.
Так, п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона гласит, что цели обработки персональных данных должны соответствовать целям, заявленным при их сборе. То есть не допускается сбор персональных данных под ложным или выдуманным предлогом. Часть 2 указанной статьи Закона вводит понятие срока, в течение которого могут храниться персональные данные. Конкретный срок законодатель не указал, но он установил, что персональные данные не могут храниться дольше, чем того требуют цели их обработки. Данная норма должна стать правовой основой для ограничения практики вечного хранения информации о гражданах различными «операторами».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных, т. е. действия по их сбору, учету, изменению, обновлению, хранению, уточнению, должна осуществляться с согласия граждан. Однако ч. 2 той же статьи устанавливает исключения из этого правила. Например, если иная норма установлена федеральным законом (п. 1 ч. 2 ст. 6), видимо, в том числе федеральными законами об оперативно-розыскной деятельности, безопасности и т. д. Без согласия субъекта может обрабатывать информацию о нем журналист в рамках своей профессиональной деятельности, ученый, литератор, иной творческий работник, при условии, что такая обработка не станет источником нарушения прав личности; врач при условии соблюдения профессиональной тайны (почему-то забыли адвокатов и нотариусов). Интересна норма о возможности обработки персональных данных стороной договора в целях его исполнения. Указано в Законе о возможности обработки персональных данных в случае их обязательного опубликования в соответствии с действующим законодательством, например о выборах.
Закон устанавливает как общее правило, что персональные данные являются конфиденциальными, если они не обезличены и не являются общедоступными (ст. 7).
Интересно, что в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона по требованию гражданина его данные должны быть исключены из общедоступных источников, например справочников, словарей, очевидно, что и с сайтов Интернета.
Следует также отметить, что согласие на обработку персональных данных может быть гражданином отозвано.
Часть 2 ст. 9 Закона устанавливает довольно широкий круг исключений из общего правила. Обработка персональных данных без согласия субъекта возможна, если того требует защита охраняемых законом интересов, включая основы конституционного строя, здоровье населения и т. д. Перечень очень похож на определение понятия объекта преступления. То есть оперативно-розыскную деятельность правоохранительных органов Закон в вопросе обработки персональных данных не ограничивает.
Закон запрещает обработку персональных данных, содержащих сведения о расе, национальности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья. Из этого правила тоже есть целый ряд исключений. Это и согласие лица, данное в письменной форме, и общедоступность сведений, и интересы правосудия, безопасности и оперативно-розыскной деятельности, и необходимость охраны здоровья населения. Следует отметить, что ч. 4 той же статьи указывает на необходимость немедленно прекратить обработку информации, если отпали условия, вызвавшие необходимость негласной обработки персональных данных. Так, прекращение уголовного дела в отношении лица по реабилитирующим основаниям должно немедленно повлечь прекращение процесса обработки его персональных данных судом, следователем, органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Не надо быть провидцем, чтобы предвидеть массовые нарушения данной правовой нормы в дальнейшем. Справедливости ради надо сказать, что эта норма отлично корреспондируется с аналогичной нормой законодательства об оперативно-розыскной деятельности о праве гражданина на получение материалов проводившихся в отношении него оперативно-розыскных действий, если совершение им преступления в процессуальном порядке не установлено.
Что такое биометрические данные?
Законодатель уделил особое внимание биометрическим данным. Это данные о физиологических особенностях человека (рост, вес, цвет волос, группа крови, особенности психологического восприятия и т. д.). Кстати, к этим данным относятся и сведения об отпечатках пальцев и иные биометрические данные, позволяющие идентифицировать личность. Обработка биометрических данных возможна без согласия субъекта, что хорошо известно. В частности, это делается в интересах правосудия в рамках уголовного процесса, дактилоскопия обязательна для сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск, МЧС, Госнаркоконтроля и некоторых других государственных служащих. Уже давно действует норма о возможности проведения дактилоскопии любого гражданина по его желанию в рамках формирования государственного дактилоскопического массива.
Может ли гражданин узнать, какой орган собирает (обрабатывает) персональные данные о нем, какие именно данные и где он находится?
Да, может, но опять же не всегда: п. 2 ч. 5 ст. 14 Федерального закона и здесь устанавливает ограничения. Это связано с интересами безопасности и правосудия, с нарушением конституционных прав и свобод других лиц. Например, в вышеупомянутом случае получение данных о себе из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, возможно в объеме, обеспечивающем защиту охраняемых законом интересов, например строго охраняются сведения об источниках оперативной информации, если ими являются лица, добровольно сотрудничающие с правоохранительными органами.
Как защищаются права граждан в сфере персональных данных?
Любое действие (бездействие) оператора может быть обжаловано в суд. За нарушение рассматриваемого Закона существует административная ответственность (не слишком большие штрафы). К таким же инструментам защиты можно отнести и норму Уголовного кодекса РФ, охраняющую неприкосновенность частной жизни. Ранее много говорилось об исключениях из общих правил, которые вызваны интересами правосудия и безопасности. Так вот, нарушение порядка обработки персональных данных служащими соответствующих компетентных ведомств влекут для них дисциплинарную, административную и в ряде случаев уголовную ответственность, причем достаточно серьезную, особенно если эти персональные данные одновременно являются служебной и, не дай бог, государственной тайной. Впрочем, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона персональные данные, относящиеся к государственной тайне, действием Закона не охватываются.
Бывают ли другие персональные данные, которые не охватываются действием Закона?
Да. Если они обрабатываются физическими лицами для личных и семейных нужд, например в генеалогических целях; если данные обрабатываются для включения в единый реестр физических лиц — предпринимателей в соответствующем порядке и, наконец, если обработка персональных данных регулируется законодательством об архивном деле и данные относятся к Архивному фонду РФ. Законодательство об архивном деле в свою очередь оперирует таким термином, как «документы по личному составу», отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Последнее изъятие представляется наиболее спорным, так как возникает коллизия между объектами правовой охраны законодательства об архивном деле и рассматриваемого Закона (конституционные права граждан).
В заключение хочется дополнить, что такой закон был необходим. Насколько известно из авторитетных источников, которые раскрывать я не буду, рождался он в муках, было много противоречивых мнений и сомнений в его целесообразности. Теперь такой Закон есть. Насколько эффективно он будет работать, сказать пока трудно. Будут многочисленные нарушения как со стороны должностных лиц, так и самих граждан, а также негосударственных юридических лиц. Видимо, Закон ждут различные изменения и дополнения. В то же время я снимаю шляпу перед разработчиками Закона и лицами, причастными к его принятию, так как считаю это серьезным шагом по формированию гражданского общества в нашей стране.
Хотя Федеральный закон «О персональных данных» и оставил в покое «семейные тайны» спецслужб и интересы правосудия, главная опасность в нарушении конституционных прав граждан в сфере информации исходит сегодня не от них. Черный рынок изобилует всевозможными информационными банками данных, включающих персональные данные. Обработка персональных данных весьма активно ведется в криминальных интересах, не совсем понятно, как будут сочетаться с действием Закона всевозможные данные о кредитных историях и «черные списки» работодателей. Ряд религиозных организаций найдет для себя в последовательном применении данного Закона много неприятного.
——————————————————————