Обратная связь

(Герасименко Н. В.)

(«Законодательство и экономика», 2006, N 3)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Н. В. ГЕРАСИМЕНКО

Н. В. Герасименко, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета Московского гуманитарного университета, отвечает на вопросы читателей по налоговому законодательству.

Будет ли взиматься налог на добавленную стоимость в случае реализации налогоплательщиком товаров с выставки, проводимой на территории иностранного государства?

С. К. Барышев, г. Воскресенск

В соответствии со ст. 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Из положения ст. 147 Кодекса следует, что территория России признается местом реализации товаров только при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

— товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

— товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на российской территории.

Исчисление и взимание налога на добавленную стоимость по вышеназванным операциям на территории РФ осуществляется по ставкам, размеры которых определяются в ст. 164 НК РФ. В силу подп. 1 п. 1 данной статьи налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Для подтверждения обоснованности применения этой ставки и налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы, перечисленные в п. 1 ст. 165 Кодекса.

Как указано в письме ФНС России от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886, независимо от условий поставки товаров, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF и т. д.), а соответственно, и момента перехода права собственности на поставляемые товары от продавца к иностранному покупателю, операции по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при наличии всех необходимых документов.

Если налогоплательщик вывез продукцию собственного производства (экспонат) за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме временного вывоза для участия в Международной выставке, и в процессе ее проведения экспонат был продан иностранному покупателю, то налогоплательщику в срок, установленный таможенными органами для обратного ввоза на территорию РФ, оформляется новая таможенная декларация, в которой режим временного вывоза должен быть изменен на режим экспорта. Необходимость подобного изменения предусмотрена в п. 3 ст. 256 Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, исходя из содержания ст. 147 НК РФ в указанном случае местом реализации товара (экспоната) территория РФ не признается, и, следовательно, нормы, предусмотренные подп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса, не применяются (письмо ФНС России от 7 октября 2005 г. N 03-4-03/1730/28).

Кроме того, согласно ст. 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство РФ регулирует:

— отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

— отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

— отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

При этом налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Однако к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за их уплатой, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Кодексом. На основании ст. 1 НК РФ такой нормативный правовой акт, как Таможенный кодекс РФ, не относится к законодательству о налогах и сборах и вопросы налогообложения, в том числе налогом на добавленную стоимость, на территории РФ не регулирует.

Следует ли указывать в счете-фактуре должность лица, его подписавшего?

Б. А. Буянский, г. Москва

Счет-фактура представляет собой документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ. Обязательные реквизиты этого документа перечислены в п. 5 ст. 169 Кодекса. На основании п. 6 данной статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от организации.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований, которые не содержатся в указанной статье, не может быть основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Вместе с тем предусмотренные Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, такие реквизиты счета-фактуры, как «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер», являются формализованными показателями. Указанные реквизиты применяются и в том случае, когда счет-фактура подписывается иными лицами, уполномоченными на то приказом или другим распорядительным документом по организации либо доверенностью от имени организации. Можно сказать, что изменение и (или) дополнение соответствующих реквизитов счета-фактуры НК РФ не предусмотрено. Однако если счет-фактура подписан уполномоченным лицом с указанием его непосредственной должности, то это не будет считаться нарушением законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 20 мая 2005 г. N 03-1-03/838/8).

Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость юридически значимые действия, которые совершаются нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, или нотариусом, занимающимся частной практикой, если за них взимается нотариальный тариф?

Н. Н. Курков, г. Обнинск

Согласно подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав.

В ст. 8 Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и нотариус, осуществляющий свою деятельность в частном порядке, взимают нотариальный тариф в размере, определяемом в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, за совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма. Следовательно, эти услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Тем не менее услуги правового и технического характера (составление проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и других документов; выполнение технической работы по изготовлению документов; дача разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий), оказываемые нотариусом государственной нотариальной конторы, или нотариусом, занимающимся частной практикой, за которые Федеральным законом N 127-ФЗ не предусмотрена уплата государственной пошлины и нотариального тарифа, а взимается отдельная плата, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 1 августа 2005 г. N 03-1-03/1292/11).

——————————————————————