Соотношение предметов таможенного и финансового права

(Матвиенко Г. В.) («Таможенное дело», 2006, N 1)

СООТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ТАМОЖЕННОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Г. В. МАТВИЕНКО

Матвиенко Г. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия.

Финансовое право традиционно признается одной из ведущих и активно развивающихся отраслей российского права. Отношения, регулируемые финансово-правовыми нормами и составляющие предмет отрасли, возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования финансовых ресурсов, государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации последними своих полномочий <1>. Таким образом, отношения, возникающие по поводу осуществления государственными органами и муниципальными образованиями финансовой деятельности, составляют предмет финансового права. ——————————— <1> См., например: Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. Н. И. Химичева. М., 2005. (Серия учебно-методических комплексов.) С. 119.

Таможенное право — комплексная отрасль российского законодательства. Важную часть норм этой отрасли составляют нормы финансово-правового характера. По поводу автономности таможенного права как отрасли права существует несколько точек зрения. В первых учебниках и научных работах по таможенному праву с советских времен до середины 90-х гг. прошлого века высказывалось мнение о том, что таможенное право — подотрасль административного права <2>. ——————————— <2> См.: Марков Л. Л. Таможенное право СССР. Иркутск, 1973. С. 23 — 25; Сандровский К. К. Таможенное право. Киев, 1974. С. 19; Бахрах Д. Н., Кивалов С. В. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995. С. 6 — 7.

В настоящее время позиции ученых несколько изменились под влиянием реформ таможенного законодательства и большого количества научных исследований в области таможенного дела. Так, некоторые ученые указывают на то, что таможенное право претендует на звание «отрасли права» <3>. Другие, обращая внимание на комплексность источников таможенного права <4>, утверждают, что таможенное право — отрасль российского законодательства. В одном из последних диссертационных исследований по данной проблематике высказывается также мнение, что отношения в области таможенного дела с большой долей условности можно называть таможенными, поскольку они регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности <5>. ——————————— <3> См., например: Зрячкин А. М. Таможенное право в системе российского права: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 17; Рыбаков И. А. Модернизация таможенного права с целью повышения эффективности регулирования таможенно-правовых отношений // Государство и право. 2001. N 4. С. 115; Российское таможенное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Б. Н. Габричидзе. М., 1997. С. 63; Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 1998. С. 46. <4> О комплексности таможенного законодательства см. также: Зыкин И. С. Внешнеэкономические отношения: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 1992. С. 17 — 18; Попова М. Е. Гражданско-правовые аспекты современного таможенного законодательства: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1999. С. 11. <5> Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 12.

Очевидно, что данная отрасль пока не может претендовать на звание отрасли права. На самостоятельность отрасли права, по мнению ученых-теоретиков, указывают следующие признаки: наличие автономного предмета правового регулирования, комплекса нормативных актов, регулирующих данную группу общественных отношений. К числу особенностей, указывающих на автономность отрасли, относятся также устоявшиеся, общепризнанные научные взгляды и суждения по поводу ее институтов и подотраслей. Таможенное право, на наш взгляд, обладает первыми двумя признаками. Очевидно, что таможенное законодательство носит «пористый» характер, таможенные правоотношения могут регулироваться нормами и административного, и финансового, и уголовного права. Однако это обстоятельство отнюдь не умаляет его самостоятельности как отрасли законодательства, поскольку многие «молодые» отрасли права образуются на основе иных отраслей либо отделяются от них. На самостоятельность отрасли законодательства указывает наличие нормативных актов, регулирующих только таможенные правоотношения: Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе» <6>. ——————————— <6> Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., включая от 21 июля 2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821; СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 4; 1997. N 6. Ст. 709; 1999. N 7. Ст. 879; N 18. Ст. 2221; 2000. N 22. Ст. 2263. 2001. N 1 (ч. I). Ст. 2; N 33 (ч. I). Ст. 3429; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5026, 5030; 2002. N 22. Ст. 2026; N 30. Ст. 3033; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 23. Ст. 2174; N 28. Ст. 2893; N 50. Ст. 4845; N 52 (ч. I). Ст. 5038; 2004. N 19 (ч. 1). Ст. 1834; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3123; Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп., включая от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 27. Ст. 2711; N 34. Ст. 3533; N 46 (ч. 1). Ст. 4494; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101.

Научные исследования в области таможенного дела последних лет чаще касаются проблем применения норм Особенной части таможенного права, то есть процессуальных вопросов пересечения таможенной границы, таможенного оформления, контроля, взимания таможенных платежей. Доктринальные исследования в этой области проводятся крайне редко, авторы лишь косвенно останавливаются на общетеоретических аспектах отрасли, что, конечно, не способствует ее формированию как системы научных концепций. Итак, предмет таможенного права составляют общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Очевидно, что такие отношения имеют двоякую природу: административно-правовую и финансово-правовую. На «дуализм» таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений, одним из первых указал А. Н. Козырин. К числу отношений административно-правового характера он относит отношения по поводу применения к товарам и транспортным средствами различных ограничений (например, лицензирование), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей. К финансово-правовым — отношения по поводу взыскания таможенных налогов и сборов <7>. ——————————— <7> См.: Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: Дис… канд. юрид. наук. М., 1994. С. 56.

Финансовые отношения в области таможенного дела являются специфической их разновидностью, поскольку опосредованы перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Отдельные виды финансовых отношений могут быть признаны, на наш взгляд, предметом налогового, бюджетного, банковского, валютного регулирования, другие регламентируются только нормами таможенного законодательства. Все это отнюдь не свидетельствует о том, что таможенное право как отрасль законодательства не обладает самостоятельным предметом. Скорее, следует вести речь о сложности, комплексности не только самой отрасли законодательства, но и отношениях, ею регламентированных. Какие виды отношений в области таможенного дела носят финансово-правовой характер? Несомненно, это отношения, возникающие по поводу осуществления таможенными органами финансовой деятельности, осуществляемой «…в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли» <8>. ——————————— <8> Бакаева О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: Дис. Саратов, 2005. С. 85 — 86.

Самой распространенной группой подобных отношений являются такие, которые возникают по поводу начисления и взимания таможенных платежей (таможенной полшины, налогов и таможенных сборов). Подобные отношения регламентируются нормами ТК РФ и Законом РФ «О таможенном тарифе», а в части, не урегулированной ими, — нормами налогового законодательства. Указанные выше, а также отношения по поводу распределения и использования таможенными органами средств, выделяемых из государственной казны для обеспечения их деятельности, являются разновидностями бюджетных отношений. Осуществляя финансовую деятельность, таможенные органы наделяются правоохранительными полномочиями, осуществляют таможенный и валютный контроль за перемещаемыми товарами и транспортными средствами. Особую правовую природу имеют таможенные отношения, складывающиеся в процессе осуществления таможенного контроля. Формы таможенного контроля являются разновидностью административных формальностей на границе, однако имеют финансово-правовую «окраску». Так, например, таможенная ревизия, которая заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной документации, информации, содержащейся в документах финансовой отчетности, в целом, напоминает налоговую проверку. Цель таможенной ревизии — выявить правонарушения финансового характера, пресечь или предотвратить невыполнение субъектом предпринимательства обязанности уплатить таможенные платежи. В целом на любой стадии таможенного процесса (будь то выбор таможенного режима, таможенное оформление, таможенный контроль) находят отражение нормы финансово-процессуального характера. Таможенные органы осуществляют контроль в части соблюдения нетарифных ограничений финансового характера. К числу таких барьеров внешнеэкономической деятельности в практике мировой торговли принято относить: антидемпинговые, специальные, защитные пошлины. Процедура установления таких ограничений регламентирована в специальном законе <9>, отдельные нормы которого носят финансово-процессуальный характер. Отношения по поводу начисления и взимания указанных платежей являются разновидностью таможенных отношений финансово-правового характера. Заметим, что законодатель предусматривает возможность применения таких мер нетарифного регулирования только в случае несоблюдения импортерами антимонопольного законодательства и отказа от выполнения превентивных предписаний органов государственной власти России в виде возмещения ущерба национальному производству от перемещения подобной импортной продукции. ——————————— <9> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

Полагаем, что подобные пошлины можно рассматривать в качестве разновидности мер финансовой ответственности. Отношения по поводу взимания подобных платежей являются отношениями, возникающими по поводу привлечения к финансовой ответственности. К числу последних можно отнести также и отношения за нарушение норм таможенного законодательства в части неисполнения обязательств по таможенным платежам <10> (например, отношения по поводу начисления и взыскания пени). ——————————— <10> См. подробнее: Малиновская В. М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (финансово-правовой аспект): Дис… канд. юрид. наук. М., 1997. С. 57, 93.

Среди мер нетарифного регулирования финансового характера, за соблюдением которых следят таможенные органы, необходимо выделить и валютные ограничения. Таможенные органы являются агентами валютного контроля, поэтому законодательство наделяет их правом следить за соблюдением физическими лицами, а также субъектами предпринимательства, осуществляющими внешнеторговую деятельность, валютного законодательства (нормы перемещения наличной иностранной валюты и валюты РФ, ценных бумаг, в том числе чеков <11>, контроль за экспортно-импортными операциями, бартерными сделками). Такого рода таможенные отношения также имеют финансово-правовую основу. ——————————— <11> См.: ст. 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., включая от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101.

Таким образом, рассматривая взаимосвязь финансового и таможенного права, следует говорить о комплексном регулировании нормами финансового права и таможенного законодательства отдельных общественных отношений, возникающих в связи или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и составляющих предмет таможенного права.

——————————————————————