О проекте Федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»

(Лопатин В. Н., Пристанская О. В.) («Информационное право», 2007, N 4)

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ, НРАВСТВЕННОМУ И ДУХОВНОМУ РАЗВИТИЮ»

В. Н. ЛОПАТИН, О. В. ПРИСТАНСКАЯ

Лопатин В. Н., главный редактор журнала «Информационное право», доктор юридических наук.

Пристанская О. В., заведующая отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

История вопроса. Более пяти лет в стенах Государственной Думы России идет обсуждение одного из важнейших и острых вопросов, затрагивающих, с одной стороны, судьбы миллионов российских детей (тех, кому нет 18 лет), с другой — интересы бизнеса, его сверхприбыли, построенные на пропаганде насилия, жестокости, культурного потребления наркотиков и других западных «ценностей» при одновременном разрушении вековых духовных ценностей и традиций нашего Отечества. Речь идет о защите детей от вредной информации. В истории науки и практики обеспечения информационной безопасности различают несколько этапов. Традиционно эта область безопасности отождествлялась с защитой информации (в основном неправовой защитой). С появлением и распространением компьютерных сетей в качестве самостоятельного объекта охраны и защиты стали рассматривать информационные системы и права на них. С наступлением третьего тысячелетия для человечества начинается эра информатизации, где вместе с перспективами прогресса надо защищать и самого человека от воздействия информации. Значение и роль этого объекта защиты в системе обеспечения информационной безопасности в ближайшие десятилетия будут возрастать, так же как компонент информационной безопасности выйдет на первое место в системе национальной безопасности страны. Причины этого кроются как в возрастающей зависимости человека и общества от информации, так и в реализации экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе деструктивного порядка, где главным объектом является человек. В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, здесь оно должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации. В данном случае информация не является тайной, но ее распространение может нанести определенный вред интересам и правам человека, общества и государства. Отсюда автором и было предложено еще 18 лет назад называть такую информацию вредной. На основе обобщенных результатов такого воздействия было предложено следующее определение вредной информации. Вредная информация — это информация, не являющаяся конфиденциальной, но обусловливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее оборот (производство — распространение — применение) <1>. ——————————— <1> См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

Конституционным основанием для ограничения информационных прав в этом случае является защита основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц. К вредной информации по этим основаниям можно условно отнести пять основных категорий информации: 1) информацию, направленную на разжигание ненависти, вражды и насилия (в том числе возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, вражду, превосходство, рознь, нетерпимость; информацию, содержащую призывы к войне); 2) ложную информацию (в том числе недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу); 3) информацию, содержащую посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию других лиц; 4) непристойную информацию (в том числе порнографию, неэтичную рекламу); 5) информацию, оказывающую деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе рекламу со скрытыми вставками). Основными средствами оборота такой информации являются средства массовой информации, образовательные системы и новокультовые образования, а наиболее подвержены такому воздействию подростки и молодежь. Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, в компьютерных играх и др., ведет к неосознанному желанию подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что наряду с другими условиями открывает путь для многих из них к правонарушениям <2>. ——————————— <2> Результаты эксперимента, проведенного психологами Р. Либертом и Р. Бэроном в 1972 г., выявили сильное влияние на юных зрителей фильмов, в которых они находят подходящие для себя модели поведения, выглядят зловещими. Несколько детей посмотрели эпизоды из телевизионной программы, в которой показывались люди, намеренно причинявшие друг другу вред. Было отмечено, что после просмотра эти дети вели себя гораздо более агрессивно по отношению к окружающим, чем дети, которые смотрели нейтральную телевизионную программу (скачки). Исследователи сделали следующий вывод: когда дети видят, как люди на экране ведут себя агрессивно, они сами начинают проявлять агрессивность. В эксперименте принимали участие дети из разных возрастных групп (пяти-шестилетние и восьми-девятилетние), как девочки, так и мальчики, и все они реагировали на сцены насилия практически одинаково.

Деятельность многочисленных общественных комитетов, в том числе родительских, по защите от такого воздействия, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке фактов и защите населения от вредного воздействия специальных средств на их психику — все это указывает на серьезное отставание законодательства от практики общественных отношений в этой сфере. Давно назрела необходимость участия государства в правовом регулировании этих процессов. В России неоднократные попытки законодателей урегулировать отношения в этой области пока не имеют успеха. Проект Федерального закона «О Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации» так и не был принят. Федеральный закон «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» отклонен Президентом РФ (письмо Президента РФ от 10 мая 1999 г. N Пр-603). Разработка концепции законодательства в области информационно-психологической безопасности была начата в 1990 г. в Парламентской комиссии Верховного Совета СССР по проблемам национальной безопасности под руководством академика Ю. А. Рыжова, где автор отвечал в числе других и за эти вопросы <3>. 3 декабря 1999 г. законопроект был внесен автором в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, а в 2000 г. его поддержали и выступили в составе субъектов законодательной инициативы 16 депутатов, в том числе С. В. Степашин, А. И. Гуров, Н. Д. Ковалев, В. П. Воротников. ——————————— <3> В целях подготовки проекта закона были проведены конференции по информационно-психологической безопасности в Москве и Санкт-Петербурге (1996, 1997), Уфе (1999), конференция по информационно-психологической безопасности избирательных кампаний в Институте психологии РАН (Москва, 1999), «круглые столы» в различных научных, общественных и государственных организациях, издано множество статей и монографий по проблеме. (См., например, монографии членов рабочей группы: Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. М., 1998; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. М., 1998; Цыганков В. Д., Лопатин В. Н. Психотронное оружие и безопасность России. М., 1999; Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1995; Бухтояров А. А. Психоэкология реальности. М., 1999; Лепский В. Е. и др. Проект Концепции информационно-психологической безопасности РФ. М., 1997). Проведен анализ законодательства 32 зарубежных стран с целью изучения опыта регулирования правоотношений в области информационной психологической безопасности. Чтобы оценить восприятие населением данного закона, проведены социологические исследования, выявившие высокую актуальность и возможные механизмы реализации закона общественностью (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Петропавловск-Камчатский, Усинск). Проект федерального закона дважды рассматривался на заседаниях Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности (1998, 1999), его положения обсуждались на парламентских слушаниях (1999) на научно-практической конференции в рамках V Международного форума «Технологии безопасности» (2000, проект опубликован для обсуждения в бюллетене «Безопасность» (1999), журнале «Законодательство и практика средств массовой информации» (2000) и выставлен в Интернете.

Позднее было предложено отграничить в этой сфере наиболее уязвимые для воздействия вредной информации объекты. Так, в 2001 г. в НИИ Генеральной прокуратуры России была создана межведомственная рабочая группа ученых и специалистов по разработке законопроекта о защите от вредной информации детей, их здоровья и развития. В состав рабочей группы вошли В. Н. Лопатин, д. ю.н., первый заместитель директора НИИ Генеральной прокуратуры РФ (руководитель); О. В. Пристанская, к. ю.н., зав. отделом НИИ Генеральной прокуратуры РФ; С. И. Маковчик, зам. начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ; В. Г. Елизаров, к. ю.н., зам. начальника аналитического отдела аппарата ЦИК России; Л. Л. Ефимова, к. ю.н., консультант отдела учета и систематизации законодательства Правового управления Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Е. В. Радченко, главный специалист отдела законопроектной работы Правового департамента Министерства культуры РФ; А. В. Новицкая (Управление правоприменительной деятельности и реестров Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); В. Е. Лепский, докт. психол. наук, заместитель директора Института человека РАН, зав. лабораторией рефлексивных процессов и управления Института психологии РАН; А. А. Бухтояров, канд. психол. наук, заместитель директора Института психоэкологии человека; А. Я. Школьник, канд. пед. наук, продюсер детского вещания ЗАО «Первый канал»; Л. Е. Пронина, докт. психол. наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; С. Н. Ениколопов, канд. психол. наук, зав. отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН РФ. В редакции, представленной весной 2005 г. на парламентских слушаниях в Государственной Думе, законопроект учитывал также замечания и предложения, которые были высказаны при проведении его экспертизы: в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (Н. И. Макаров); в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (В. П. Лукин); в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Э. А. Памфилова); Уполномоченным по правам ребенка в г. Москве (А. И. Головань); в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Минздрава России (руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, докт. психол. наук. Е. Г. Дозорцева); в Институте развития дошкольного образования РАО (директор института, доктор психол. наук, профессор, член-корреспондент РАО В. И. Слободчиков); в Психологическом институте РАО (ведущий научный сотрудник лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрасте, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, докт. психол. наук В. В. Абраменкова); в МГУ им. М. В. Ломоносова (факультет психологии — руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», руководитель секции «Психология массовых коммуникаций» Российского психологического общества, докт. психол. наук Л. В. Матвеева, канд. психол. наук Т. Я. Аникеева (кафедра общей психологии), канд. психол. наук Ю. В. Мочалова (кафедра психологии личности)). Концепция законопроекта и его основные положения получили поддержку и одобрение по результатам его рассмотрения полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в г. Москве, в ГНЦ ССП имени В. П. Сербского Минздрава России, в Институте развития дошкольного образования РАО, в Психологическом институте РАО, в Московском городском психолого-педагогическом университете, МГУ им. М. В. Ломоносова (факультет психологии и юридический факультет). Концепция законопроекта была одобрена на заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам женщин, семьи и молодежи 10 марта 2005 г. Однако там в силу разных причин он затем и застрял… на два с половиной года. Хотя за необходимость внесения и рассмотрение в Государственной Думе данного законопроекта в этот период высказались Общественная палата Российской Федерации, Московская городская Дума, в ряде субъектов РФ были приняты свои региональные законы по этим вопросам, но ушедшая уже в историю предыдущая Государственная Дума так и «не сумела» рассмотреть этот законопроект. Цели законопроекта. Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, во исполнение требований ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», обязывающей государство принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (в частности, от распространения печатной, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение), и предусматривающей введение нормативов оборота информационной продукции, нерекомендуемой для пользования ребенку. Законопроект подготовлен в соответствии с целями и задачами государственной политики в информационной сфере, закрепленными в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N ПР-1895), а также в Основных направлениях государственной семейной политики (утв. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712), включающими защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, духовное и нравственное воспитание населения, введение запрета на распространение посредством электронных средств массовой информации программ, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления. Данный законопроект направлен также на выполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из международных договоров России в части охраны прав и законных интересов детей, в том числе в информационной сфере, и введения для них особых правовых гарантий. Он позволяет реализовать в российском законодательстве установленные Конвенцией о правах ребенка ООН (ст. ст. 13, 17, 34) нормы, обязывающие государства обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Предпосылки законопроекта. Законопроект опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 10; Всеобщая декларация прав человека, п. 2 ст. 29; Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 19 и ст. 20; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 10; Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992), о трансграничном телевидении (1989), о компьютерных преступлениях (2001); Рекомендации Комитета министров государств — членов Совета Европы от 22 апреля 1989 г. N R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание и от 30 октября 1997 г. N R (97)19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации»; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты и др.). Европейским судом по правам человека также признается, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона — применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких, как дети), нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости (Постановления ЕСПЧ: Даджен (Dudgeon) против Соединенного Королевства от 22 октября 1981 г.; Институт Отто-Премингер (Otto-Preminger-Institut) против Австрии от 20 сентября 1994 г.; Уингроу (Wingrove) против Соединенного Королевства от 25 ноября 1996 г. и др.). Законопроект подготовлен с учетом современного зарубежного опыта регулирования оборота информационной продукции в интересах защиты прав и законных интересов детей (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и др.), где установлены аналогичные правовые гарантии, в том числе предусмотрены строгие ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие»; проводится экспертиза информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей; введены возрастные классификации такой продукции и «временной водораздел» в трансляции «детских» и «взрослых передач»; ведутся реестры вредной информационной продукции; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от такой информации; установлены строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции. В Германии с 1951 г. действует Закон о правовой защите молодежи в общественных местах, с 1953 г. — Закон о распространении материалов, вредных для молодежи, с 1997 г. — Закон об информационных и коммуникационных услугах, содержащий нормы о защите нравственности и здоровья детей; в 1954 г. создано Федеральное ведомство по проверке материалов, вредных для молодежи, в полномочия которого входит ведение списка материалов (включая СМИ, книги, видеофильмы и компьютерные игры), вредных для молодежи и запрещенных для оборота. В соответствии с законами Великобритании о видеозаписи 1984 г. и о кинематографии 1985 г. Британским комитетом классификации фильмов осуществляется возрастная классификация кино — и видеофильмов, которая учитывается при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, при распространении путем продажи или почтовой рассылки. Запрещено распространение среди детей информации, демонстрирующей преступное поведение, использование наркотиков, жестокие поведение или происшествие, сексуальные действия людей, а также поведение или происшествие, наводящие ужас. Согласно рекомендациям Совета Европы законодательство многих зарубежных стран предусматривает уголовную ответственность за распространение среди детей вредной для их психики и нравственного развития информации: УК ФРГ — за подстрекательство к противоправным деяниям, а также за показ актов насилия и демонстрацию жестокости и бесчеловечности способом, ущемляющим человеческое достоинство; УК Голландии — за демонстрацию изображений или предметов, показ которых должен считаться вредным для лиц до 16 лет; УК Швейцарии — за пропаганду насилия, выставление безнравственных изображений или сочинений; УК Швеции — за незаконное изображение насилия, а также распространение среди детей или молодежи литературы, изображений или технических записей, которые могут привести к грубости или жестокости или иным образом создать серьезную опасность для морального воспитания молодежи; УК Дании — за продажу непристойных изображений или предметов; УК Испании — за распространение информации, пропагандирующей насилие, и иной негативной информации. В Литве, Латвии, Армении, Украине также действуют законы, защищающие детей от вредного информационного воздействия: они ограничивают оборот информации, которая может повредить физическому, психическому или нравственному развитию несовершеннолетних; устанавливают возрастные категории фильмов и обозначающие их знаки; вводят реестры фильмов и печатной продукции, оказывающих вредное влияние на детей; запрещают использование их образов в продукции эротического характера, а также при проведении зрелищных мероприятий сексуального характера; устанавливают ограничения по времени трансляции опасной информации, порядок ее анонсирования и маркировки и заблаговременного предупреждения о ее содержании. Необходимость принятия федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» вызвана отсутствием на федеральном уровне достаточной правовой базы для разрешения этой важнейшей проблемы. Названные выше международные правовые принципы лишь частично нашли отражение в нормах федерального законодательства (Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», Основах законодательства Российской Федерации «О культуре», Федерального закона «О рекламе» и др.). В настоящее время регулирование охраны и защиты прав детей в информационной сфере на федеральном уровне осуществляется не согласованными между собой правовыми актами и не охватывает всех видов информационной продукции (Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утв. Приказом Министерства культуры РФ от 5 марта 2001 г. N 192). Отсутствие федерального закона не позволяет надежно защитить детей от вредной для детей информационной продукции, в том числе от пропаганды суицидального, аморального, криминального поведения, абортов, демонстрации жестокости и насилия, от разрушительной для детской психики информации, распространяемой посредством электронных игр и телекоммуникационных сетей. Деятельность многочисленных общественных организаций, в том числе родительских комитетов, по защите детей от такого воздействия, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке фактов и защите населения от вредной информационной продукции на их психику — все это указывает на отставание законодательства от практики общественных отношений в этой сфере. В 14 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, направленные на защиту общественной нравственности, охрану интересов детей в сфере оборота информации. В Республике Алтай, Краснодарском крае, Тюменской и Камчатской областях действуют специальные законы о защите нравственности и здоровья детей. Однако отдельные законодательные акты не обеспечивают государственных гарантий информационной безопасности детства на всей территории России. Только за первое полугодие 2004 г. прокуратурой г. Москвы в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, по фактам грубейших нарушений законности возбуждено 46 уголовных дел и 18 дел об административном производстве, в адрес государственных органов и должностных лиц внесено 74 представления. Проведенное в первом полугодии 2006 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 17 субъектах Российской Федерации обобщение практики противодействия преступлениям против несовершеннолетних с использованием новых информационных технологий, включая Интернет, показало, что отсутствие достаточных правовых гарантий защиты детей от деструктивной информационной продукции создает предпосылки нарастания процессов нравственного кризиса и криминализации несовершеннолетних, их вовлечения в преступную деятельность либо использования в качестве объектов коммерческой сексуальной эксплуатации и источников извлечения нелегальной прибыли. Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, в компьютерных и электронных играх, в Интернете и услугах мобильной связи ведет к серьезным деформациям нравственного и правового сознания молодого поколения, искажает ценностно-нормативные ориентации несовершеннолетних и способствует закреплению у них антиобщественных стереотипов поведения. Беспрецедентное распространение приобретают такие формы антиобщественного поведения несовершеннолетних, как пьянство, потребление наркотиков и одурманивающих веществ, детская проституция. Предупреждение пропаганды насилия, жестокости и сексуальной распущенности в СМИ решением совместного заседания коллегий МВД России и Генеральной прокуратуры РФ (2002 г.) признано одним из важных направлений борьбы с серийными убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности. Наличие связи криминального поведения подростков с негативным влиянием на них средств массовой информации признано и на международном уровне. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) ориентируют государства на сведение «к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием». Концепция законопроекта. При разработке законопроекта применен комплексный подход к обеспечению защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию. В основу законопроекта положен конституционный принцип допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и признания приоритета охраны прав и законных интересов ребенка. 1. Законопроект вводит понятийный аппарат, позволяющий максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования терминов, используемых в правоприменительной практике в сфере действия настоящего закона; исходя из общепринятых юридических требований достаточности, необходимости, однозначности толкования оценочных признаков и их доказуемости, а также признаваемой Европейским судом по правам человека и реализуемой зарубежным законодательством допустимости их применения в нормах права: а) дает четкие юридические определения терминов, уже закрепленных в законодательстве, но не имеющих толкования, либо определяемых без учета специфики защиты прав ребенка, в том числе понятий: «оборот», «распространение» информационной продукции, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, «возрастная классификация информационной продукции», «пропаганда насилия и жестокости», «информационная продукция», «детская порнография» и др.; б) вводит новые термины: «информационная продукция, доступная детям» «доступное для детей время», «информационная продукция для детей», «возрастная категория информационной продукции», «натуралистические изображение или описание», «изображение или описание насилия и жестокости», «маркировка информационной продукции» и др. 2. Объединяет в одном законодательном акте запреты на оборот информационной продукции (в том числе пропаганды насилия и жестокости, порнографии, потребления наркотических средств и психотропных веществ и пр.), до настоящего времени рассредоточенные в разных федеральных законах, регулирующих оборот отдельных видов информационной продукции. 3. Устанавливает специальные ограничения на распространение среди неограниченного круга лиц в доступное для детей время и в доступных для них местах всех видов информационной продукции: содержащей изображение или описание насилия или жестокости; дискредитирующей социальный институт семьи и родителей; имеющей устрашающий характер; провоцирующей детей на антиобщественные действия преступления или опасные поступки; а также информационной продукции эротического и порнографического характера, способной причинить явный вред здоровью и развитию ребенка, независимо от способа фиксации информации: на любых видах печатных, киноаудио — или видеоносителей, в СМИ, на компьютерных информационных носителях, распространяемой посредством рекламы, публичных зрелищных мероприятий, игр и игрушек. 4. Устанавливает два правовых режима оборота информационной продукции среди детей: а) ограничения на распространение среди детей, не достигших определенного возраста, информационной продукции, допустимой для оборота в более старших возрастных группах; б) полный запрет на распространение среди детей информационной продукции возрастной категории «старше 18 лет», в том числе специализированной информационной продукции для взрослых (посредством ограничения мест ее реализации и предъявления специальных требований к ее оформлению). 5. Вводит возрастную классификацию информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей, осуществляемую самими производителями (распространителями) такой продукции; соответственно выделяет пять возрастных категорий информационной продукции: «универсальная», «с 6 лет в присутствии родителей», «с 12 лет», «с 16 лет», «с 18 лет» с определением для каждой категории требований к содержанию информационной продукции в соответствии с характером и степенью ее возможного воздействия на здоровье и развитие детей разных возрастных групп с учетом нормативного уровня их биологического, психофизиологического и психического развития (тем самым реализуется дифференцированный подход в обеспечении информационных прав и свобод детей в зависимости от их возраста и вида информационной продукции). 6. Вводит реестры информационной продукции, содержащие сведения о запрещенной к обороту информационной продукции, наносящей вред здоровью и развитию детей; регламентирует основания и порядок внесения в них указанных сведений. 7. Устанавливает для всех фи зических и юридических лиц, занятых оборотом информационной продукции на территории Российской Федерации, обязанности по: а) возрастной классификации информационной продукции; б) предварительному, до ввода указанной продукции в оборот, самостоятельному размещению на ней производителями такой продукции специальных знаков, обозначающих соответствующие ей возрастные категории; в) соблюдению установленных возрастных ограничений при распространении указанной продукции. 8. Вводит ограничения для электронных средств массовой информации по времени трансляции «взрослых» передач (возрастной категории «старше 18 лет») в доступное для детей время вещания — период по местному времени с 6 до 23 часов — в телепрограммах; с 7 до 24 часов — в радиопрограммах, с 7 до 22 часов — при кино — и видеообслуживании, предусматривая при этом исключения для транслируемых в прямом эфире информационных и развлекательных программ, теле — и радиопередач, а также для документальной информационной продукции (включая теле — и кинохроникальные материалы, демонстрируемые в киновидеозрелищных учреждениях), что позволяет соблюдать конституционные права и свободы взрослых лиц. 9. Устанавливает основания и порядок проведения экспертизы информационной продукции, осуществляемой: а) в добровольном порядке производителями (распространителями) информационной продукции при ее классификации; б) в обязательном порядке специальными экспертными учреждениями в отношении тех видов информационной продукции, которые потенциально представляют наибольшую угрозу для здоровья и нормального развития детей; электронных (с экраном) и компьютерных игр; кино — и видеофильмов, в том числе анимационных; рекламы, разрешенной в соответствии с законодательством Российской Федерации для размещения в информационной продукции для детей; в) общественными объединениями (организациями) и гражданами. 10. Регламентирует меры государственного контроля (надзора) и общественного контроля за соблюдением и реализацией требований законодательства о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию. 11. Определяет компетенцию и полномочия органов власти при осуществлении контроля (надзора) на федеральном, региональном и местном уровнях. 12. Дополнительно устанавливает меры юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной) для юридических и физических лиц (в том числе должностных), виновных в нарушении требований настоящего закона. Вводимые законопроектом правовые механизмы охраны и защиты детей соответствуют требованиям ч. 5 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 1, 3 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» о недопустимости цензуры, поскольку не включают для производителей и распространителей информационной продукции требования предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами, государственными органами или организациями, а также не предусматривают наложения контрольно-надзорными органами запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей. Законопроект не регламентирует содержания информационной продукции для взрослых лиц, а лишь устанавливает правила ее распространения в доступное для детей время и в доступной для них форме, а также критерии ее разграничения с информационной продукцией, предназначенной для детей. От редакции: полный текст законопроекта будет размещен на официальном сайте журнала «Информационное право». Редакция журнала берет на особый контроль прохождение данного проекта в палатах Парламента России и будет информировать читателей о его дальнейшей судьбе.

——————————————————————