Государственная регистрация региональных нормативных правовых актов как правовой способ обеспечения их соответствия федеральному законодательству
(Куликов Г. В., Полудненко С. Н., Марков О. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 6)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК ПРАВОВОЙ СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СООТВЕТСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Г. В. КУЛИКОВ, С. Н. ПОЛУДНЕНКО, О. В. МАРКОВ
Куликов Г. В., заместитель Губернатора Калужской области, руководитель администрации Губернатора Калужской области, доктор юридических наук.
Полудненко С. Н., начальник управления правового обеспечения и законодательных инициатив Губернатора Калужской области, заместитель руководителя администрации Губернатора Калужской области.
Марков О. В., заместитель начальника управления правового обеспечения и законодательных инициатив Губернатора Калужской области.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в качестве первостепенных отнесены вопросы обеспечения соответствия нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Президентом Российской Федерации неоднократно обращалось внимание руководителей федеральных и региональных органов власти на проблемы несоответствия регионального законодательства Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом отдельно подчеркивалось, что приведение регионального законодательства к конституционности прежде всего должно осуществляться законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнение этого полномочия является не только правом субъекта Российской Федерации, его органов власти, но и конституционной обязанностью, которая должна обеспечиваться различными способами и в первую очередь — правовыми. Одним из перспективных правовых способов обеспечения является государственная регистрация субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, издаваемых региональными органами исполнительной власти. В связи с принятием Закона Калужской области от 28 июня 2004 г. N 318-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области» и Положения о государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 13 июля 2004 г. N 205, введена государственная регистрация нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калужской области в администрации Губернатора Калужской области <*>. ——————————— <*> В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» Минюст России осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов исключительно на федеральном уровне.
В результате осуществления этой работы, инициированной Губернатором Калужской области А. Д. Артамоновым, обеспечивается полное соответствие нормативных правовых актов министерств области, администрации Губернатора области и иных исполнительных органов государственной власти области, созданных Правительством Калужской области, федеральному законодательству и законодательству Калужской области. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания представляются издавшими их исполнительными органами государственной власти области в администрацию Губернатора Калужской области. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится в срок до 15 дней с даты получения акта. Согласно процедуре государственной регистрации осуществляется юридическая экспертиза нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация нормативного правового акта также включает в себя принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта, присвоение регистрационного номера, занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области. В соответствии с законодательством Калужской области нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются администрацией Губернатора Калужской области издавшему их органу с письменным указанием причины отказа. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель исполнительного органа государственной власти Калужской области или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий акт об отмене акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в администрацию Губернатора Калужской области. Введение в действие данного института способствует обеспечению правового соответствия вновь издаваемых нормативных правовых актов действующим актам федерального законодательства и областного законодательства, а также совершенствованию работы по подготовке актов исполнительных органов государственной власти области. Так, с 13 июля 2004 г. — момента введения института государственной регистрации на акты, издаваемые органами исполнительной власти Калужской области, Прокуратурой Калужской области не было вынесено ни одного протеста. Не вызывает сомнения эффективность деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов регионального уровня. Прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители вправе опротестовывать изданные региональными органами государственной власти нормативные правовые акты, не соответствующие федеральному законодательству. В случае необоснованного отклонения протестов незамедлительно следует обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о проверке соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному закону. В заявлениях ставится вопрос о признании таких актов противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению. Однако, как представляется, надзором «физически» сложно охватить самый значительный по количеству и объему блок нормативных правовых актов — актов, ежедневно издаваемых региональными министерствами и ведомствами. В этой связи трудно не оценить значение государственной регистрации. Между тем по состоянию на начало марта 2005 г. на государственную регистрацию в администрацию Губернатора Калужской области поступило более 450 актов органов исполнительной власти области. Из них зарегистрировано — 54%; отказано в государственной регистрации и отозвано — 38%; признано не нуждающимся в государственной регистрации — 8%. В соответствии с Положением о государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области, утвержденным Постановлением Правительства Калужской области от 13 июля 2004 г. N 205, действенным механизмом контроля за нормотворческой деятельностью органов исполнительной власти области являются проверки работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, осуществляемые администрацией Губернатора области. В результате проведенных проверок были выявлены 62 документа, имеющие признаки нормативного правового акта и не представленные министерствами и иными ведомствами области на государственную регистрацию. Документы были затребованы для осуществления в установленном порядке процедуры государственной регистрации. Также необходимо отметить, что введение в Калужской области института государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти области помимо положения п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обусловлено нормами Устава Калужской области. В соответствии с п. 2 ст. 9 Устава органы государственной власти области обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими нормативных правовых актов. В этой связи необходимо отметить, что аналогичные положения прописаны во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. С учетом сказанного думается, что государственная регистрация нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации должна получить поддержку на федеральном уровне именно как важный механизм укрепления общегосударственного правового пространства усилиями самих регионов. Необходимо не только создание федеральных общегосударственных механизмов конституционного контроля и надзора за обеспечением единства правового пространства, но и предоставление регионам права создавать собственные эффективные правовые институты. Другими словами, не регион «приводится в соответствие» с федеральным законодательством, что бывает необходимо, например, в случаях явного противоречия регионального законодательства федеральному, другое дело, когда субъект Российской Федерации сам ставит и решает эту задачу, дорастая до общегосударственных проблем и интересов. В последнем случае федеративная основа государства становится, несомненно, прочнее. Сегодня уже достаточно ясно, что проведенная Президентом Российской Федерации административная реформа, предпринятые шаги по укреплению вертикали федеральной и региональной исполнительной власти, повышению ответственности органов власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации за сохранение единого правового поля государства дают заметные положительные результаты: неуклонно региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным законодательством. Введение государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации придаст качественно новый импульс в эффективности осуществления этого процесса.
——————————————————————