Влияние информационных технологий на образовательную деятельность

(Крашенинников А. В.)

(«Налоги» (журнал), 2008, N 3(2))

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. В. КРАШЕНИННИКОВ

Крашенинников А. В., аспирант Института управления Российской академии образования.

Информатизация стремительно вышла на авансцену в мировой истории последней четверти XX в. и в необычайно короткие сроки преобразовала все основные сферы человеческой деятельности. В науке возникло новое междисциплинарное направление — информатика, объединившая системно-аналитические методы, методы прикладной математики, искусственного интеллекта и многие другие на основе единых методологических принципов. Наиболее впечатляющие успехи информатизации, обеспечивающие ее продвижение во все другие сферы, были достигнуты в разработке и внедрении новых информационных технологий. Российское общество на базе современных информационных технологий должно быть более восприимчивым к новым знаниям в области науки и техники, посредством прогрессивных технологий обеспечить новые направления экономического роста.

В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные инновации, на основе которых затем формируются новые технологии, но и происходит развитие человеческого потенциала. Можно отметить процессы формирования инновационной экономики, основанной на знаниях, в которых наука превращается в генератор развития человеческого потенциала. При этом образование становится основой и формой развития этого потенциала, поскольку благодаря ему осуществляется расширенное воспроизводство через систему подготовки специалистов для всех отраслей экономики, налоговой, финансовой и других сфер общества.

Однако модернизированная система образования, созданная в современной России, все больше входит в противоречие с потребностями зарождающегося информационно-индустриального общества, которое предъявляет спрос на образование и подготовку кадров в значительно более диверсифицированных формах. Вновь формирующееся российское общество на базе современных информационных технологий должно быть более восприимчивым к новым знаниям в области науки и техники. Возникает необходимость в формировании современной системы образования, повышения эффективности ее функционирования на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий.

При создании и внедрении новых информационных технологий необходимо учитывать специфические особенности вузов, формировать на их базе научно-образовательные системы в целях комплексного использования этих технологий. Необходимо отметить, что специфическая особенность высшего профессионального образовательного учреждения заключается в следующем:

— наличие различных видов деятельности и форм их реализации (учебная, научно-исследовательская, производственная, административная и др.);

— совмещение различных видов деятельности в рамках одного функционального подразделения;

— сочетание централизации и децентрализации в управлении вузом;

— полииерархичность структуры, проявляющаяся в вертикальных и горизонтальных связях;

— наличие большого количества однотипных функциональных подразделений (кафедр, отделов, лабораторий и др.);

— необходимость быстрого реагирования на требования потребителей научно-образовательных услуг, связанных с изменением направления подготовки специалистов или тематики научных исследований в соответствии с запросами современного общества.

Исходя из специфических особенностей научно-образовательной деятельности, вузы несут активную нагрузку по формированию современного информационного общества, выполняя нижеследующие функции:

— создание знаний и проверка их ценности;

— накопление и сохранение информации;

— обучение или передача знаний;

Почти во всех определениях основополагающей составляющей понятия «знание» является информация. Формирование информации связано с наличием информационных потоков, которые можно представить так:

— традиционные информационные потоки;

— современные информационные потоки.

В настоящее время в мировом пространстве за последние 30 лет ежегодный прирост информации увеличился более чем в 15 раз. Реакцией образования на бурно возросший объем информации стало улучшение ее сбора и обработки, что предполагает создание информационной системы базы данных. Создание информационной системы базы данных в высшем учебном заведении требует не столько технических, сколько интеллектуально-профессиональных действий, направленных на ее формирование в оптимальных размерах, обеспечивающих информацией весь воспроизводственный процесс вуза.

Главной стратегией учебных заведений на современном этапе развития становится более узкая специализация. Неумолимо наступающая специализация ученых означает, что даже крупным университетам становится не под силу осваивать все области науки, если, конечно, не увеличивать персонал по мере накопления нового знания. Но невозможно же — как по экономическим, так и по организационным причинам — постоянно увеличивать персонал учебных заведений. Кроме того, есть понятие «оптимальная структура организации», несоблюдение которой приводит к ее неэффективной работе и потере управляемости коллективом.

Информация обладает уникальным свойством, заключающимся в том, что в любой сфере знаний (научной, экономической, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершенствуется и, более того, способствует более рациональному использованию других ресурсов, а иногда и созданию новой продукции. Последнее свойство информации важно учитывать при разработке стратегии развития экономики страны, так как привлечение качественно новой информации и новых технологий обеспечивает интенсивный путь развития. Внедрение новых информационных систем в высшие учебные заведения влияет на изменение их имиджа, способствует расширению информационной базы, так как по мере накопления знаний происходит значительный рост информации, который требует более совершенных форм ее обработки и хранения, чем бумажные носители. Поэтому в библиотечные комплексы активно внедряют информационные системы, которые позволяют своевременно, качественно и в доступной форме обеспечивать в полном объеме информацией ее потребителей.

Вследствие этого встает задача конструирования некой открытой системы, адаптированной к российским условиям и позволяющей выявить и нейтрализовать «критические» звенья в образовательной системе. Внедрение новых информационных систем в высшем учебном заведении влияет на изменение их имиджа, способствует расширению информационной базы, так как по мере накопления знаний происходит значительный рост информации, что предполагает создание более совершенных форм ее обработки и хранения. Поэтому библиотечные комплексы внедряют информационные системы, позволяющие своевременно, качественно и в доступной форме обеспечивать в полном объеме информацией ее потребителей.

Внедрение информационных систем в библиотеках связано с проведением не только организационных мероприятий, направленных на совершенствование процесса обслуживания студентов, включая электронный поиск литературных источников, но и на расширение доступа пользователей к информации.

При стремительном росте научной информации важно выбрать полезную информацию для студента, позволяющую развивать его интеллектуальные способности, основанные на знаниях. В этом отношении роль профессорско-преподавательского состава неоценимо высока. Преподаватель должен быть проводником информационной политики, обладать способностью поиска корректной, своевременной информации, ее сегментирования. Одновременно необходимо проводить исследования информационных потребностей и управлять информационной средой, воспринимать новые технологии, быть ориентированным пользователем, уметь осуществлять поиск информации в библиографических и полнотекстовых базах данных, оценивать системы и хорошо представлять ценность той или иной информации.

Применение современных обучающих технологий, адекватных процессам становления информационного общества, предполагает широкое внедрение на базе Интернета. Интернет можно охарактеризовать как живой журнал, где профессиональное сообщество может вести диалог по научным проблемам, не ограничиваясь какой-либо цеховой территорией. Интернет-технологии повышают интерактивность, следовательно, качество процесса обучения. Компьютер, подключенный к системе Интернет, предоставляет в распоряжение студентов огромное число баз данных, информацию со всего мира, позволяет сделать обучение более индивидуализированным, приближенным к жизненным условиям, когда человеку необходимо уметь ориентироваться в большом потоке информации, принимать нестандартные решения. Особенно это характерно для заочной формы обучения. Новым в заочной форме является модульное обучение с использованием информационных технологий. Модульное обучение интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в теории и практике процесса обучения. Основанное на системном подходе, модульное обучение представляет собой активно-познавательный процесс изучения и усвоения программного материала по дисциплинам курса с целью получения знаний, отвечающих требованиям времени. Модульное обучение позволяет обеспечить более широкую доступность населения к системе высшего образования, способствует повышению его качеству, и осуществляется интеграция российских вузов с ведущими вузами мирового сообщества. Высшие учебные заведения, избравшие модель модульного обучения, предоставляют студентам гибкий учебный план, который позволяет им в любой последовательности изучать дисциплины одного уровня знаний. При этом выделяется несколько уровней знаний, где предполагается переход от базовых дисциплин к более высокому уровню — специальным дисциплинам курса. Чтобы применить новые информационные технологии, необходимо разработать содержание, определяемое сетевым виртуальным сообществом. Содержание в дистанционном обучении — это электронные информационные ресурсы.

Таким образом, возникает необходимость в разработке концепции реформирования высшего образования. К основным целям и задачам такой Концепции следует отнести:

— создание интеллектуального фундамента в системе образования на основе научных исследований в сфере гуманитарных наук;

— разработку современного технологического обучения;

— осуществление фундаментализации образования, что предполагает уход от узкопрофессиональной подготовки, преодоление разобщения естественнонаучного и гуманитарного компонента и создание целостной культуры в результате их взаимопроникновения;

— формирование творческой личности, обладающей системным мышлением;

— формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования, многообразия его форм;

— обеспечение устойчивого эволюционного развития общества за счет образования.

——————————————————————