Актуальные новости
(Редакционный материал)
(«Налоги» (газета), 2008, N 42)
АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Семь «новых» МСА
Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB), приближая к завершению свой проект «Clarity», опубликовал исправленные версии семи международных стандартов аудита.
Значимость внесенных изменений, как сообщается в официальном пресс-релизе, варьируется от одного стандарта к другому: если в одном случае речь идет о небольших уточнениях и правках формулировок, то в другом случае перед нами предстает, по сути, качественно новый стандарт. Среди таковых, в частности, называют МСА (ISA) 200 «Overall Objectives of the Independent Auditor and the Conduct of an Audit in Accordance with International Standards on Auditing» («Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности») — основополагающий базис аудиторской работы, оговаривающий важность профессионального суждения и значимость данных, подтверждающих аудиторское заключение. По словам председателя IAASB Джона Келласа (John Kellas), «переосмысление» именно этого стандарта является для их организации важной вехой на пути реализации всего проекта «Clarity», так как основополагающие принципы, оговариваемые стандартом, как раз используются в ходе реализации всего этого проекта.
В дополнение к МСА (ISA) 200 изменению подверглись следующие шесть стандартов:
— МСА (ISA) 320 «МСА (ISA) 320 «Materiality in Planning and Performing an Audit» («Существенность в планировании и проведении аудита»);
— МСА (ISA) 450 «Evaluation of Misstatements Identified during the Audit» («Оценка искажений, выявленных в ходе проверки»);
— МСА (ISA) 530 «Audit Sampling» («Аудиторская выборка»);
— МСА (ISA) 610 «Using the Work of Internal Auditors» («Использование работы внутреннего аудита»);
— МСА (ISA) 705 «Modifications to the Opinion in the Independent Auditor’s Report» («Модификация независимого аудиторского заключения»);
— МСА (ISA) 706 «Emphasis of Matter Paragraphs and Other Matter Paragraphs in the Independent Auditor’s Report» («Поясняющие параграфы и другие вопросы независимого аудиторского заключения»).
Источник: Gaap. ru.
IAASB предоставил свои рекомендации аудиторам
И вновь к теме справедливой стоимости в сегодняшних непростых условиях. Для облегчения практических задач аудиторам, столкнувшимся с проблемами в ходе проверки финансовой отчетности предприятий, Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB) выпустил новое руководство — audit practice alert. Не в последнюю очередь документ был разработан усилиями специальной рабочей группы по использованию справедливой стоимости в учетной практике: стало очевидно, что кризис диктует свои условия, а потому потребность в новом руководстве (или хотя бы изменениях в прежних рекомендациях) сейчас велика как никогда.
Исполнительный директор IAASB Джеймс Силф (James Sylph) сказал: «Последние события на крупнейших мировых финансовых рынках заставляют всерьез задуматься о проблемах, с которыми сталкиваешься при попытке определить справедливую стоимость на практике. Этот документ — ответ на многочисленные призывы со стороны Форума финансовой стабильности (Financial Stability Forum) и других организаций, касающиеся потребности в более адекватных руководствах по осуществлению аудиторских проверок бухгалтерских оценок на основе справедливой стоимости. Я полагаю, что наше руководство окажется полезным всем аудиторам, вне зависимости от размера предприятий, с которыми они в данный момент работают».
Также нужно отметить, что эта публикация делает отсылку к разработанному в начале этого года новому аудиторскому стандарту ISA 540 «Аудиторские проверки бухгалтерских оценок, включая оценки справедливой стоимости, и руководство по применению». Стандарт разрабатывался уже с учетом негативных событий, которые захлестнули финансовые рынки в 2007 г. Хотя формально он еще не вступил в силу (стандарт распространяется на отчетные периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 г. или позднее), авторы сегодняшнего руководства вполне справедливо считают, что с положениями стандарта будет весьма полезно ознакомиться аудиторам, которые уже сейчас строят планы по осуществлению проверок отчетности за 2008 г.
Источник: GAAP. ru.
Отчетность по МСФО — теперь и трансформация
Поступила в продажу новая 3-я версия продукта «Отчетность по МСФО + трансформация». Как следует из названия, существенным отличием данной версии от предыдущей стало появление удобного механизма трансформации — инструмента, который значительно ускоряет перевод в МСФО отчетности, составленной по российским стандартам.
Кроме того, в новой версии усилена взаимоувязка форм посредством формул Excel’а, добавлены формулы расчета курсовой разницы при трансформации и удобный механизм пересчета по курсу валюты одним нажатием клавиши. В новой версии продукта возможна загрузка данных российской отчетности из формата, в котором она представляется в налоговую инспекцию. Добавлены примечания — подсказки, облегчающие работу с таблицами.
Новая версия продукта «Отчетность по МСФО + трансформация» позволяет в значительной мере исключить рутинную, «техническую» составляющую процесса трансформации отчетности, дает возможность сосредоточиться на принципиальных отличиях российских и международных стандартов — в программу включен удобный механизм ввода корректировочных проводок, которые автоматически находят отражение в отчетности. Подробней о новой версии читайте в статье-презентации.
Изменен формат продажи продукта — теперь покупатели получат не только саму программу, но и возможность в течение одного года скачивать новые и улучшенные версии продукта.
В рамках проекта открывается специальный раздел — http://www. audit-it. ru/ifrs/, где будут размещаться новости и выкладываться для скачивания текущие версии продукта.
Источник: Audit-it. ru.
Банки пугают исключением
По итогам работы в третьем квартале ряд российских банков могут перестать соответствовать требованиям к участию в системе страхования вкладов (ССВ) и лишиться возможности привлекать средства граждан. Такой прогноз сделали аналитики Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА) на основании резкого снижения показателей рентабельности и ликвидности банковского сектора в результате финансового кризиса. Если Банк России не пойдет на очередные послабления, эксперты прогнозируют массовый отток депозитов из банков, даже если случаи исключения банков из ССВ будут единичными.
ЦЭИ МФПА распространил пресс-релиз, в котором прогнозирует принудительное исключение банков из системы страхования вкладов в связи с несоответствием требованиям Банка России для участия в ней. На текущий момент в ССВ входят 938 кредитных организаций. По мнению эксперта ЦЭИ МФПА Сергея Моисеева, лишиться права на прием вкладов граждан многие банки смогут уже по результатам отчетности за третий квартал 2008 г., в которой наиболее отчетливо проявится влияние кризиса на основные показатели, участвующие в расчете финансовой устойчивости банков.
Согласно указанию Банка России N 1379-У финансовая устойчивость банков оценивается на основании сложной формулы, увязывающей воедино пять групп показателей: достаточности капитала, качества активов, качества управления банком, рентабельности и ликвидности. Требования к минимальному значению каждого из исходных показателей для участия в ССВ отсутствуют, однако снижение любого из них может оказать негативное воздействие на итоговый показатель финансовой устойчивости, минимальное значение которого составляет 2,3 балла.
Согласно прогнозу ЦЭИ МФПА в результате кризиса в первую очередь у банков снижаются показатели рентабельности и ликвидности. Если на начало года рентабельность активов банковского сектора достигала 22,7%, капитала — 3%, то сейчас ЦЭИ МФПА оценил снижение этого показателя на треть — до 15,3% и 2% соответственно. «В частности, из-за неисполнения обязательств контрагентами по сделкам репо банки вынуждены были продавать ценные бумаги, которые остались невыкупленными, с учетом падения стоимости бумаг это могло бы привести к возникновению убытков», — приводит пример директор департамента управления рисками Промсвязьбанка Жоэль Бисмут. По оценкам банкиров, резкого снижения значений показателей ликвидности, не говоря о рентабельности, которая также падает в связи с ростом стоимости привлеченных средств, может оказаться достаточно, чтобы результирующий показатель финансовой устойчивости банка был признан ЦБ неудовлетворительным для участия в ССВ. Следствием станет запрет на привлечение вкладов граждан, который еще больше усугубит проблемы банков с ликвидностью, разделяет опасения аналитиков вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин.
Решением проблемы, по мнению МФПА, могло бы стать временное ослабление требований для участия банков в ССВ. В частности, предлагается не учитывать в результирующей оценке финансовой устойчивости показатели ликвидности рентабельности, снизить минимальное значение показателя финансовой устойчивости, необходимое для участия в ССВ, либо ввести мораторий на санкции за несоответствие этим требованиям. Банкиры надеются, что ЦБ прислушается к их доводам. «Требования к участию банков в ССВ, устанавливаемые ЦБ, эффективны в нормальной ситуации, но когда речь идет о сохранении всей банковской системы, регулятор должен смягчить подход», — считает Жоэль Бисмут. «Главная причина, по которой ЦБ не должен допустить массового исключения банков из системы страхования вкладов, — это возможная паника среди вкладчиков и массовое изъятие средств из банков после появления такой информации», — говорит зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов.
В Банке России не выразили серьезной обеспокоенности ситуацией с соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. «О том, существует ли проблема в реальности, можно будет судить по отчетности банков на 1 октября 2008 г., а ее мы получим в течение ближайших двух недель, — пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. — Административные же последствия несоответствия банков требованиям к участию в ССВ могут последовать не ранее нового года: по закону о страховании вкладов Банк России может применять к банкам меры воздействия в случае, если несоответствие наблюдается в течение более чем трех месяцев». По мнению господина Сухова, этого срока будет достаточно, чтобы оценить ситуацию и, если она окажется серьезной, обсудить с банковским сообществом возможные выходы из нее.
Источник: газета «Коммерсантъ» N 182(3999) от 08.10.2008.
Результаты выездных проверок попадут под внутренний
контроль налоговиков
Результаты работы столичных инспекторов, проводящих выездные проверки, станут проверять рабочие группы, в состав которых войдут квалифицированные налоговики. В Приказе управления Федеральной налоговой службы по Москве от 1 сентября 2008 г. прописаны Регламент создания этих групп и их функции. По мнению экспертов, этот Регламент позволит исключить субъективное мнение отдельных инспекторов и повысит ответственность за результаты контрольной работы.
Эти рабочие группы будут рассматривать материалы проверок, по которым предполагаемая сумма доначислений подозрительно мала (до 10 тыс. руб.) либо, напротив, велика и требует контроля — от 50 млн. руб. В состав спецгрупп входят заместитель руководителя и начальники отделов УФНС, об этом сообщила газета «Учет. Налоги. Право». Вводимая УФНС система проверок будет устроена так, чтобы сделанные рабочей группой выводы сотрудники инспекции успевали учесть еще до окончания проверки.
Сейчас именно визиты к налогоплательщику стали для ФНС основным методом контроля. При этом согласно отчету ФНС в первом полугодии 2008 г. выездные проверки ФНС оказались в две тысячи раз эффективнее камеральных, при которых инспектора работают с запрошенными у компаний документами без визита к налогоплательщику. Так, средняя результативность выездной проверки достигает 3,7 млн. руб., а камеральной — только 1,8 тыс. руб.
Всего за первое полугодие управления ФНС провели по России 28 млн. камеральных налоговых проверок и 44 тыс. выездных. По их результатам было доначислено 49,3 и 161,8 млрд. руб. налогов соответственно.
Этот Регламент направлен в первую очередь на повышение качества и результативности проводимых выездных налоговых проверок. Прежде всего это касается проверок крупнейших налогоплательщиков и налогоплательщиков, относящихся к «группе риска». При этом в «группу риска» попадают организации, периодически декларирующие убытки, имеющие уровень рентабельности ниже среднеотраслевого, заявляющие большие суммы налоговых вычетов по НДС, выплачивающие низкую заработную плату и т. д. (все эти факторы уже не раз озвучивались налоговыми органами, полный перечень таких факторов приведен в пп. 2 п. 7 Регламента). Теперь проведение выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков будет напрямую контролироваться рабочей группой, созданной в управлении ФНС по Москве, причем контроль будет производиться с момента принятия решения о проведении проверки до момента вручения решения по итогам налоговой проверки.
С одной стороны, применение указанного Регламента должно снизить количество сомнительных и бесперспективных в судебном плане доначислений. Ведь, по статистике 2007 г., по результатам обжалования в вышестоящем налоговом органе решений, вынесенных по итогам выездных налоговых проверок, значительная доля жалоб налогоплательщика была признана обоснованной. С другой стороны, что более существенно и важно, утвержденный Регламент направлен прежде всего на углубление контроля и повышение качества контрольной работы территориальных налоговых инспекций. При анализе материалов выездных налоговых проверок теперь будут использоваться информационные ресурсы федерального и регионального уровней; и на подготовительном этапе, и при проведении проверки специалисты территориальных инспекций будут получать рекомендации сверху, корректирующие работу инспекторов с учетом сложившейся практики, считает Наталья Новикова, ведущий консультант «Интерком-Аудит».
Источник: Российская Бизнес-газета.
——————————————————————
Вопрос: Судья запросил от воинской части секретные документы. Опишите порядок их предоставления во внутренних войсках МВД России.
(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 11)
Вопрос: Судья запросил от воинской части секретные документы. Опишите порядок их предоставления во внутренних войсках МВД России.
Ответ: Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст. 9 названного Закона находятся эти сведения.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в ст. 27 названного Закона.
Условия, обеспечивающие защиту передаваемых сведений, должны создаваться начиная с самого момента их передачи. Так, ч. 5 ст. 22 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ (с изменениями от 7 июля 2003 г.) запрещает прием почтовыми службами от юридических лиц, осуществляющих деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации полномочий, почтовых отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы. Их перевозка и доставка осуществляются силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.
Принимать доставленные сведения, составляющие государственную тайну, и работать с ними должны только лица, имеющие соответствующий допуск к ним.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 26 ГПК РФ гражданские дела, связанные с государственной тайной, рассматривают в качестве первой инстанции верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономного округа, окружные (флотские) военные суды.
Как правило, секретные документы в установленном порядке (наличие санкции, по реестру) предоставляются в подразделение по защите государственной тайны соответствующего суда либо при наличии санкции предоставляются на ознакомление судье.
Р. А.Закиров
Адъюнкт Военного университета,
старший лейтенант юстиции
——————————————————————