Гарантии и компенсации военнослужащим войск гражданской обороны, военнослужащим государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей

(Щедринов К. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 1)

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВОЙСК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

К. С. ЩЕДРИНОВ

К. С. Щедринов, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики Военного университета.

Исследуются гарантии и компенсации военнослужащим войск гражданской обороны, военнослужащим государственной противопожарной службы МЧС России, членам их семей.

Ключевые слова: МЧС России, военнослужащие, гарантии, компенсации.

Guarantees and compensation for military personnel… K. S. Schedrinov

We study the guarantees and indemnifications military civil defense forces, the Military State Fire Service Emergency Russian members of their families.

Key words: Russian Ministry of Emergency Situations, troops, guarantees, indemnities.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, вследствие особого характера возложенных на них обязанностей, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, предоставляются различные социальные гарантии и компенсации. Вышеуказанный нормативный правовой акт также устанавливает ряд гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих, к числу которых относит: супругу (супруга); несовершеннолетних детей; детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лиц, находящихся на иждивении военнослужащих (абз. 5 п. 5 ст. 2). В настоящее время как на уровне федерального законодательства, так и на уровне нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предусмотрен целый ряд гарантий и компенсаций военнослужащим и членам их семей в зависимости от местности прохождения военной службы, характера и сложности исполнения ими обязанностей военной службы. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» является федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят военную службу военнослужащие войск гражданской обороны и военнослужащие Государственной противопожарной службы, а следовательно, на вышеуказанные категории военнослужащих и членов их семей распространяются все установленные законодательством для военнослужащих и членов их семей гарантии и компенсации. Однако прохождение военной службы в МЧС России имеет свою существенную специфику, отличную от иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, обусловленную весьма широким перечнем предусмотренных гарантий и компенсаций военнослужащим и членам их семей. Таким образом, представляется необходимым подробно проанализировать нормы, регламентирующие предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим войск гражданской обороны и военнослужащим Государственной противопожарной службы, а также членам их семей. Так, в частности, согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. При этом следует учитывать, что указанные военнослужащие могут реализовать данное право с учетом ограничений, указанных в контракте, связанных с работой со сведениями, составляющими государственную тайну, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (например, ряд ограничений в правах выезда за границу на срок, оговоренный в контракте при оформлении допуска к государственной тайне). В настоящее время в целях реализации прав военнослужащих Государственной противопожарной службы на обеспечение жилыми помещениями в системе МЧС России действует Порядок обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы, утвержденный совместным Приказом МЧС России и МВД России от 31 января 2002 г. N 44/84 «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы». Согласно положениям вышеуказанного нормативного правового акта, принятие которого было связано с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», предусматривающего переход Государственной противопожарной службы из системы МВД России в структуру МЧС России, за личным составом военнослужащих Государственной противопожарной службы была сохранена существовавшая в МВД России очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен порядок распределения жилой площади в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, что, несомненно, является действенным механизмом реализации прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями. Относительно вопроса обеспечения жильем военнослужащих войск гражданской обороны следует отметить, что в настоящее время в системе МЧС России реализуется ведомственная целевая программа по обеспечению жильем сотрудников данного министерства, принятая 30 сентября 2008 г. на заседании коллегии МЧС России под председательством главы МЧС России С. Шойгу. На основании этой программы в период с 2008 по 2010 гг. планируется обеспечить жильем 5 тыс. 319 семей военнослужащих. Как планируется, выполнение программы позволит в полном объеме обеспечить жильем военнослужащих войск гражданской обороны и военнослужащих Государственной противопожарной службы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января 2008 г. Таким образом, в ходе реализации ведомственной целевой программы количество нуждающихся в обеспечении жильем военнослужащих системы МЧС России сократится более чем на 50%. По завершении реализации программы для обеспечения жильем всех нуждающихся будет принята следующая целевая программа. Полностью решить вопрос обеспечения жильем всех военнослужащих войск гражданской обороны и военнослужащих Государственной противопожарной службы планируется к 2013 г. Реализации вышеуказанной программы также способствует Приказ МЧС России от 14 сентября 2009 г. N 535 «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск гражданской обороны», принятый в развитие положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России с учетом требований законодательства Российской Федерации осуществляет ведение реестра сведений об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск гражданской обороны, а также ведение их именных накопительных счетов. При этом к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие категории военнослужащих войск гражданской обороны: — лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. При этом, указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; — офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 г.; — прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года, начиная с 1 января 2005 г. При этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; — сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками; — лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения. При этом указанные лица могут стать участниками, изъявив такое желание; — лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. При этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; — военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет. При этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; — военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет. При этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание. Еще одним значимым фактором реализации установленного законом принципа обеспечения лиц, проходящих военную службу, социальными гарантиями и компенсациями в системе МЧС России являются положения Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих войск гражданской обороны, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом МЧС России от 30 июня 2004 г. N 307. Согласно вышеуказанному нормативному правовому акту оплата ритуальных услуг, изготовление и установка надгробных памятников военнослужащим МЧС России, погибшим при прохождении военной службы или умершим в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, а также военнослужащим, уволенным с военной службы и имевшим общую продолжительность военной службы 20 и более лет, производится за счет средств МЧС России. Так, в частности, предельный размер для возмещения расходов по оплате ритуальных услуг составляет 11000 руб., в городах Москве и Санкт-Петербурге — 16000 руб., а оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников составляет от 16000 до 20000 руб. Еще одним важным аспектом социального обеспечения военнослужащих войск гражданской обороны и военнослужащих Государственной противопожарной службы в системе МЧС России является существующий на сегодняшний Порядок выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей в случае их гибели, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, а также в случае их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, установленный приказом МВД России от 17 июля 2003 г. N 555 <1>. ——————————— <1> Применяется в системе МЧС России в соответствии с Приказом МЧС России от 25 декабря 2003 г. N 608 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России».

В соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом в случае гибели военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, а также в случае его смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, членам его семьи производится выплата единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. При этом выплата единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего военнослужащего) производится в равных долях. В свою очередь, в случае досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, причинная связь которых установлена военно-врачебной комиссией, ему выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Одновременно следует отметить, что данные выплаты не заменяют предусмотренные Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» страховые выплаты, назначаемые в случае причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих, а являются средством дополнительной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей. Таким образом, ввиду ограниченного объема настоящей статьи нам удалось рассмотреть и проанализировать лишь небольшой перечень нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия предоставления установленных законом гарантий и компенсаций военнослужащим войск гражданской обороны и военнослужащим Государственной противопожарной службы МЧС России, а также членам их семей.

——————————————————————