Законодательство об обеспечении прав детей
(Зубарева О.)
(«Законность», 2005, N 6)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ
О. ЗУБАРЕВА
О. Зубарева, кандидат юридических наук.
Для современного российского общества актуальны проблемы реализации прав и законных интересов детей.
Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство), увеличивается. На положение детей отрицательно влияет высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, связанная с поиском заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизни, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.
Безусловно, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.
Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.
В его основу положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. К ним, прежде всего, относятся: Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.); Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.); Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).
Сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав детей.
Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.
К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, следует отнести Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон (ст. 4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Законом (ст. 1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «социальная адаптация ребенка» и «социальная реабилитация ребенка»; «социальные службы для детей». К сожалению, последние изменения, внесенные ФЗ от 22 августа 2004 г., не только сократили предыдущую редакцию названного Закона, но и существенно изменили ее смысл. Нормы, возлагающие конкретные обязанности по их осуществлению на органы государственной власти, заменены нормами, декларирующими и провозглашающими, лишенными практического смысла.
Выполнение Конвенции о правах ребенка — одно из приоритетных направлений осуществляющегося пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности, от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, содержатся в новом Трудовом кодексе РФ. В ч. 2 Налогового кодекса РФ включена ст. 218 о стандартных налоговых вычетах. Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства. Так, согласно ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют среди прочих: дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Потребности детей учтены при формировании пакета нормативных правовых актов по социальной поддержке малоимущих семей. Так, ст. 3 ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» предусматривает, что в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, им оказывается государственная социальная помощь. Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» к получателям адресной социальной помощи относит среди прочих: неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, инвалидами 1 группы, престарелыми гражданами, достигшими 80-летнего возраста (при наличии справки о нуждаемости в постороннем уходе); лиц, попавших в экстремальную ситуацию.
Согласно Постановлению главы администрации Ростовской области от 17 февраля 2003 г., которым утверждено положение о порядке возмещения и финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области, многодетной семьей считается та, в которой трое и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающим обучение — до 18 лет. Им предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и по обеспечению льготными и бесплатными медикаментами.
Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал развернутую характеристику понятий: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и определил общие принципы и меры социальной поддержки таких детей. Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» кроме определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный» представлена развернутая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В Ростовской области действует Постановление администрации от 28 июля 2004 г., которым утверждено положение о едином порядке обеспечения жильем граждан из числа льготных категорий за счет средств областного бюджета 2004 г. В период с октября по декабрь 2004 г. в Ростовской области принят пакет законов в области защиты прав несовершеннолетних.
В ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» повышен до 18 лет возраст лиц, которым может устанавливаться категория «ребенок-инвалид». ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установил, как сказано в преамбуле, единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. В развитие положений этого Закона 22 октября 2004 г. в области был принят Закон «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области». Ежемесячное пособие на ребенка в Ростовский области устанавливается в размере 70 руб. и подлежит увеличению: на 100% на детей одиноких матерей; на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно; на 50% на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Особое внимание придается реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Этому способствовало внесение в УК РФ гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних посвящена отдельная гл. 50 УПК РФ, в которой подробно регламентируются порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, участия законного представителя в досудебном производстве и судебном заседании по уголовному делу, прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия. С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35).
Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что разработка концепции правового статуса человека, его прав и свобод, включение в Конституцию специальной главы об основах правового статуса личности в РФ и выделение в ней самостоятельного конституционно-правового института семьи и детства призваны способствовать формированию конституционно-правового статуса ребенка как самостоятельного правового института.
Можно предположить, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития.
Стоит заметить, что идея формирования основ правового статуса ребенка в РФ уже высказывалась учеными. В пользу этой концепции говорит многое. Во-первых, достаточная разработанность ее основных категорий, прежде всего теории правового положения личности. Во-вторых, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции РФ. В-третьих, слишком велика сегодня социальная «цена» этой категории граждан, поскольку от «качества», а теперь уже от количества (учитывая современный демографический кризис) детей, подрастающего поколения зависит будущее самого Российского государства. В-четвертых, современное состояние общества требует повышенной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дети, как особая категория граждан, нуждаются в особой защите.
Представляется, акцент необходимо сделать на закреплении юридических прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних; на определении правосубъектности несовершеннолетних; на юридических гарантиях реализации прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних.
——————————————————————