Выражение взаимного согласия как форма реализации принципа равноправия родителей
(Асланов Х. Г.)
(«Юрист», 2008, N 2)
ВЫРАЖЕНИЕ ВЗАИМНОГО СОГЛАСИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Х. Г. АСЛАНОВ
Асланов Х. Г., аспирант кафедры гражданского процесса и правоохранительной деятельности Тверского государственного университета.
В соответствии со ст. 61 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Принцип равноправия родителей имеет особые формы реализации, одной из которых является выражение взаимного согласия. Как следует из п. 2 ст. 65 СК РФ, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель предусматривает различные правовые конструкции выражения и учета взаимного согласия родителей при осуществлении ими своих родительских прав. Анализ норм семейного и иного отраслевого законодательства, регулирующего отношения между родителями и детьми, позволяет классифицировать соответствующие нормы.
Прежде всего это нормы, предполагающие возможность разрешения имеющихся между родителями разногласий в административном (органы опеки и попечительства) или в судебном порядке.
Речь идет о взаимном согласии родителей, достигнутом в особом процессуальном порядке. Вряд ли в такой ситуации имеет место согласие как таковое. Орган опеки и попечительства или суд принимают решение, исходя из интересов ребенка, но при отсутствии взаимного согласия его родителей.
Так, согласно п. 4 ст. 58 СК РФ при отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Орган загса вносит соответствующую запись по указанию органа опеки и попечительства (ст. 18 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
При раздельном проживании родители могут заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если же родители не могут прийти к соглашению, то спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них (п. 2 ст. 66 СК РФ). В подобной ситуации тоже вряд ли правомерно говорить о наличии взаимного согласия родителей.
Отдельную группу составляют нормы, предполагающие принятие того или иного решения в отношении ребенка без учета мнения и соответственно согласия одного из родителей.
В частности, «если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления места его нахождения… а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка» (п. 2 ст. 59 СК РФ).
Взаимное согласие родителей может быть отражено в различного рода соглашениях, допускаемых законодателем. Это может быть соглашение о месте жительства и порядке выплаты алиментов на несовершеннолетнего ребенка, заключаемое при расторжении брака в суде; соглашение об алиментах; соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно, и другие соглашения, имеющие письменную форму.
Необходимо также обратить внимание на используемую законодателем терминологию.
Например, в п. 3 ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предполагается наличие «согласия обоих родителей» для перемены имени лицом, не достигшим совершеннолетия; для усыновления ребенка необходимо «согласие его родителей» (п. 1 ст. 129 СК РФ).
Гражданско-правовые нормы, посвященные дееспособности и порядку эмансипации несовершеннолетних, также предполагают «согласие обоих родителей» (ст. 26, 27 ГК РФ). Однако в ст. 28 данного Кодекса малолетнему ребенку предоставляется право самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, переданными законным представителем или «с согласия последнего» третьим лицом, что дает основания утверждать о достаточности получения согласия только одного из родителей.
В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса РФ «с согласия одного из родителей трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет», что исключает необходимость получения взаимного согласия родителей несовершеннолетнего.
Неоднозначно может быть истолковано правило, предусматривающее получение согласия второго родителя при выезде ребенка за пределы России в сопровождении другого родителя.
В статье 20 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» указывается: «Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить».
Таким образом, для выезда несовершеннолетнего за границу достаточно нотариально удостоверенного согласия хотя бы одного из его родителей.
Анализ вышеназванных и иных норм отраслевого законодательства, регулирующего отношения, связанные с воспитанием и содержанием детей, позволяет утверждать о непоследовательности законодателя в создании условий реализации принципа равноправия родителей. В связи с этим считаем необходимым внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, предусмотрев обязательное получение согласия обоих родителей ребенка при решении того или иного вопроса, затрагивающего его права и интересы.
——————————————————————