Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 1997, N 5)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Право на пенсию за выслугу лет возникает на день увольнения с военной службы.
Кашапов, 1924 г. рождения, был призван на службу в Вооруженные Силы СССР в сентябре 1942 г. По состоянию здоровья в сентябре 1956 г. он уволен со службы в запас с формулировкой: «По ст. 59 п. «г» Положения о прохождении воинской службы офицерами, генералами, адмиралами Советской Армии и Военно-Морских Сил» (за невозможностью использования по ограниченному состоянию здоровья).
На день увольнения в запас Кашапову было 32 года; он имел звание старшего лейтенанта и военную выслугу 15 лет и 7 месяцев.
В связи с принятием 12 февраля 1993 г. Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» Кашапов обратился в пенсионный отдел Башкирского военкомата с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет на основании ст. 13 указанного Закона.
В удовлетворении этого заявления Кашапову было отказано.
Считая отказ необоснованным, заявитель обратился в суд с жалобой на решение пенсионного отдела Башвоенкомата об отказе в назначении пенсии.
Решением Ленинского районного суда Уфы от 16 ноября 1994 г. заявление удовлетворено.
Постановлением Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 24 марта 1995 г. отклонен протест прокурора Республики Башкортостан.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 1995 г. оставлен без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора РФ.
В протесте заместителя Генерального прокурора, внесенном в Президиум Верховного Суда РФ, был поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм материального права.
Согласно п. «б» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 этого Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел.
Из содержания и смысла указанной статьи закона следует, что для назначения пенсии по выслуге лет необходимо наличие трех оснований:
1) увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) достижение 45-летнего возраста на день увольнения;
3) наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых 12 лет 6 месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел.
Таким образом, при решении вопроса о праве на пенсию за выслугу лет по п. «б» ст. 13 указанного Закона достижение 45-летнего возраста на день увольнения обязательно для всех военнослужащих, увольняемых по основаниям, указанным в этом пункте.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что наличие общего трудового стажа 25 календарных лет, из которых 12 лет 5 месяцев должна составлять военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, не требуется при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, не следует из Закона.
Оставляя протест заместителя Генерального прокурора РФ без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась на то, что основным условием возникновения права на пенсию по выслуге лет является сама служба в течение 20 лет (п. «а» ст. 13) или в течение 12 лет 6 месяцев (п. «б» ст. 13).
В первом случае, как указала судебная коллегия, возраст увольняемого значения не имеет.
Во втором случае наличие 45-летнего возраста необходимо лишь при досрочном увольнении со службы в связи с организационно — штатными мероприятиями.
Между тем условия, определяющие право военнослужащих на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа, следует рассматривать в совокупности, как это следует из смысла п. «б» ст. 13 указанного Закона.
Таким образом, пенсия Кашапову могла быть назначена только при соблюдении одновременно трех перечисленных выше оснований.
Из материалов дела видно, что Кашапов был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья 13 сентября 1956 г. в возрасте 32 лет.
Общий трудовой стаж работы, включая службу в Советской Армии, на день увольнения составлял 15 лет 7 месяцев.
В соответствии со ст. 53 вышеуказанного Закона РФ пенсия назначается военнослужащим, имеющим право на пенсионное обеспечение, со дня увольнения со службы.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что выслуга лет для назначения пенсии определяется по состоянию на день увольнения с военной службы.
Таким образом, право на пенсию за выслугу лет возникает на день увольнения с военной службы.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о праве Кашапова на пенсию за выслугу лет со дня обращения в пенсионный отдел Башкирского военкомата в 1993 г. при несоблюдении указанных выше условий не основаны на законе.
На основании изложенного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 августа 1996 г. удовлетворен протест заместителя Генерального прокурора РФ об отмене состоявшихся судебных постановлений, дело направлено на новое рассмотрение.
——————————————————————
Вопрос: Возможна ли выдача нотариусом распоряжения об оплате за счет наследственного имущества расходов на погребение.
(«Российская юстиция», 1997, N 3)
Вопрос: Возможна ли выдача нотариусом распоряжения об оплате за счет наследственного имущества расходов на погребение.
Ответ: В соответствии со статьей 69 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус по месту открытия наследства до принятия наследства наследниками, а если оно не принято, то до выдачи государству свидетельства о праве на наследство, вправе дать распоряжение об оплате за счет наследственного имущества не только расходов на похороны наследодателя, но и на обустройство места захоронения.
Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (статьи 9, 10) супругу, близким родственникам, иным родственникам или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению либо выплачивается в установленном размере социальное пособие.
По мнению Федеральной нотариальной палаты, в подтверждение упомянутых расходов нотариус истребует расходные документы по организации похорон и обустройства места захоронения. Представляется, что в этом случае расходы на погребение и обустройство места захоронения могут быть выплачены за счет наследственного имущества на основании документов, подтверждающих эти расходы, за вычетом полученной суммы социального пособия на погребение. Порядок выплаты указанного пособия регулируется «Временным порядком возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению региональными отделами Пенсионного фонда Российской Федерации и выплате социального пособия на погребение», утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 48 — в отношении неработающих на день смерти пенсионеров; в отношении умерших работающих граждан (в том числе пенсионеров) порядок выплаты пособия регулируется «Временным порядком обеспечения социальным пособием на погребение, возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели», утвержденным Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 февраля 1996 г. N 16.
——————————————————————