Нормативные акты и способы выплаты пенсий в Российской Федерации

(Журавлева Н. М.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И СПОСОБЫ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 июня 2001 года

Н. М. ЖУРАВЛЕВА

Журавлева Наталья Михайловна, юрист, работает в органах социального обеспечения с 1990 г.

Основной Закон Российской Федерации — Конституция РФ — закрепляет как основное направление социальной защиты государства, а также как гарантию реализации права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца, выплату государственных пенсий и социальных пособий.

Фундаментальным нормативным актом, регулирующим выплату пенсий в РФ, является Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. N 340-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Статья 120 Закона 1990 г. устанавливает общие правила выплаты пенсий. Они касаются всех видов пенсий, в том числе и социальных.

Часть 1 ст. 120 предусматривает, что выплата пенсии производится за текущий месяц. Таким образом, пенсия за июнь должна быть выплачена в июне, за июль — в июле и т. д. Данное правило установлено в связи с тем, что пенсия для подавляющего большинства пенсионеров, в том числе почти всех неработающих пенсионеров, является основным источником их доходов.

Часть 2 ст. 120 устанавливает, что доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства. Из этого следует, что все расходы, связанные с доставкой и пересылкой пенсий, финансируемых из федерального бюджета, должны производиться за счет средств федерального бюджета, а не за счет собственных доходов ПФР. Другими словами, ассигнования на эти цели передаются из федерального бюджета в ПФР, помимо тех ассигнований, которые предназначены на выплаты нестраховых пенсий (пенсий инвалидам войны, социальных пенсий и т. д.). Суммы данных расходов предусматриваются в федеральных законах: о бюджете ПФР, федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В частности, ст. 75 Закона РФ «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ указывает: «Возмещение расходов на выплату государственных пенсий и пособий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также расходов на их доставку производится в 2001 году Пенсионному фонду Российской Федерации в сумме 34039,0 млн. рублей, в том числе 789,5 млн. рублей на погашение задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации, фактически сложившейся в 1999 году по финансированию выплаты пенсий в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ в ст. 84 среди расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, называет компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Доставка пенсий в РФ осуществляется по общим правилам, на основе действующего законодательства, существующих организационно — технологических требований, выработанных на федеральном уровне, применительно к местным условиям. При этом в качестве доставляющих организаций выступают организации федеральной почтовой связи, альтернативные структуры, территориальные учреждения Сберегательного банка РФ, иные кредитные учреждения. Организационно — правовые формы доставки определяются в субъектах РФ. Как правило, пенсионерам предоставляется возможность выбрать способ получения пенсий (из вышеназванных) по своему усмотрению. Конкретные правила взаимодействия, т. е. условия доставки пенсий той или иной организацией, в т. ч. и обязательные, устанавливаются в рамках трехсторонних договоров между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, региональным отделением ПФР и организацией, которая осуществляет «доставочные» услуги. Выплата и доставка производятся по документам органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Например, по Нижегородской области действует Договор о совместной деятельности по выплате и доставке населению области пенсий, заключенный между Управлением федеральной почтовой связи Нижегородской области, Отделением Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области и Департаментом по труду и социальной защите населения Администрации Нижегородской области. Он регулирует взаимоотношения сторон по организации финансирования, выплаты и доставки пенсий, обмену выплатными и отчетными документами, проведению взаиморасчетов, устанавливает взаимные права и обязанности. Действие договора имеет силу в районах Нижнего Новгорода и районах (городах) области, где доставка пенсий осуществляется филиалами управлений федеральной почтовой связи.

Тариф на услуги по доставке пенсий определяется в централизованном порядке. Федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда на соответствующий финансовый год устанавливается тариф в процентах от суммы выплаченных пенсий. Согласно Закону от 05.08.2000 г. N 114-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год» расходы фонда на оплату услуг отделений федеральной почтовой связи по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий и пособий определены в размере 1,5% (по фактическому исполнению 1 полугодия 2000 г.), а для альтернативных структур — в размере 1,25%. С августа 2000 г. оплата услуг отделений федеральной почтовой связи определена в 1,85%. В 2001 г. тариф для федеральной почтовой связи — 1,5%, для альтернативных структур — 1,25% (Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 125-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2001 год»). Снижение тарифа по альтернативным структурам связано с необходимостью жесткой экономии и снижения расходов бюджета Пенсионного фонда по финансированию выплат пенсий. Кроме того, регулярное повышение размеров выплачиваемых пенсий, рост численности пенсионеров объективно способствуют увеличению объема выплат, приходящемуся в том числе и на альтернативные структуры, что обеспечивает им необходимую компенсацию затрат (письмо ПФР от 06.05.1996 г. N ЮЛ-03-11/2981-ИН).

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) ПФР обеспечивает контроль за правильным и рациональным расходованием его средств. На основании Положения и во исполнение Указа Президента РФ от 25.07.1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» Правлением Пенсионного фонда РФ, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством связи РФ 07.03.1997 г. были изданы Рекомендации об организации контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий. Они определили задачи, организацию и предмет контроля. Согласно Рекомендациям ведомственный контроль включает проведение ревизий, инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе пенсионного обеспечения). Вневедомственный контроль правильности расходования средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи осуществляется Главным контрольно — ревизионным управлением и другими подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующими подразделениями его региональных отделений с привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и региональных управлений федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями. В целях определения правильности начисления и выплат пенсий проверке подлежат:

— правильность ведения лицевых отчетов получателей пенсий и соответствие их пенсионному делу;

— своевременность и обоснованность заявок потребности в средствах на выплату пенсий;

— правильность ведения выплатной документации и отчетности по выплаченным суммам пенсий;

— учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий;

— выплата пенсий через сберегательные банки, организации федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры;

— выплата пенсий при смене места жительства;

— своевременное прекращение выплаты пенсий умершим;

— учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств;

— целевое использование средств на выплату пенсий органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, организациями федеральной почтовой связи, учреждениями сберегательного банка и другими выплачивающими структурами;

— исполнение рекомендаций Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации и Минсвязи России в части организации выплаты пенсий.

Банковские операции по финансированию и расходованию средств на выплату пенсий и состояние бухгалтерского учета и отчетности оцениваются по наличию и правильности оформления банковских документов, по документам, послужившим основанием к расходу денежных сумм, состоянию расчетов с организациями федеральной почтовой связи (сберегательными банками), правильности составления заявок, своевременности перечисления денежных средств на выплату пенсий.

Здесь необходимо отметить принятие Указа Президента РФ от 27.09.2000 г. N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», по которому за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закрепляются полномочия по назначению и выплате государственных пенсий.

В настоящее время все пенсии, в том числе и работающим пенсионерам, выплачиваются по месту жительства. Вопросы, касающиеся порядка прохождения регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания лицами, изменившими место жительства (или временно выбывшими), а также оформления в установленном порядке статуса вынужденного переселенца, в основной своей массе относятся к компетенции территориальных органов миграционной службы и органов регистрационного учета, в контакте с которыми они и решаются. Основным нормативным актом в этих случаях являются «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 (с последующими изменениями и дополнениями). Соответственно и пенсионное обеспечение граждан решается исходя из характера регистрационного учета. При этом по истечении срока регистрации по месту пребывания пенсионеру должно быть предложено продлить сроки регистрации, представить соответствующий документ в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Если оформление регистрации затруднено по каким-либо причинам, выплата пенсии продлевается по заявлению пенсионера. В целях обеспечения контроля за расходованием пенсионных средств в таких случаях пенсия выплачивается через организации федеральной почтовой связи.

На основании действующего законодательства выплата пенсии производится предприятием связи на основании соответствующего поручения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Пенсия доставляется на дом пенсионеру ежемесячно в определенный день. Если по каким-либо причинам пенсионер не получил пенсию (например, в день доставки пенсии его не было дома), он может получить пенсию в отделении связи, которое доставляло пенсию.

По желанию пенсионера пенсия переводится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на расчетный счет пенсионера в соответствующем отделении банка по месту его жительства. Для этого пенсионер подает в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необходимое заявление.

При выплате пенсий через банки применяются общие правовые нормы, содержащиеся в финансовом и банковском законодательстве, в том числе и в инструктивных письмах Центрального банка РФ. Например, такие нормативные акты, как Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (письмо ЦБ РФ от 05.01.1998 г. N 14-П); Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, и дополнений и изменений к плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ (Приказ ЦБ РФ от 18.06.1997 г. N 02-263); Примерная программа проведения проверок в расчетно — кассовых центрах Банка России и в коммерческих банках своевременности перечисления средств бюджетов всех уровней, направляемых на выплату зарплаты с начислениями работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, а также перечисления и зачисления налогов и других обязательных платежей на счета по учету доходов бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов (письмо ЦБ РФ от 23.02.1996 г. N 242) и другие.

Кроме того, например, в учреждениях Сберегательного банка РФ операции по пенсионным вкладам осуществляются на основании Инструкции от 30.06.1992 г. N 1-Р (с последующими изменениями и дополнениями) «О порядке совершения учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации операций по вкладам населения» (приложение 6). Сотрудничество органов ПФР, социальной защиты населения со Сбербанком РФ осуществляется путем заключения договоров на основе «Типового договора о перечислении к выплате пенсий и пособий» (доведены до сведения письмом ПФР от 31.08.1995 г. N 06-12/5112, с изменениями, предусмотренными письмом ПФР от 22.11.1999 г. N ЛЧ-06-27/10541).

В некоторых регионах РФ доставка пенсий осуществляется альтернативными службами доставки, в т. ч. и подотделами пенсионных служб. Опыт такой работы, например в Московской области, выявил три возможных варианта организации деятельности подотделов по доставке пенсий:

первый — на условиях полной децентрализации (как самостоятельных юридических лиц);

второй — на условиях полной централизации (работа подотделов по единой смете пенсионного отдела);

третий — на условиях частичной децентрализации, когда подотдел выделяется в самостоятельную структурную единицу на отдельном балансе в составе пенсионного отдела с финансированием за счет выделяемых для его деятельности целевых источников.

Независимо от избранного пенсионером порядка выплаты пенсии (с доставкой пенсии на дом или перечислением пенсии на расчетный счет) она должна выплачиваться, как отмечалось, за текущий месяц.

Российский пенсионный закон не регулирует порядок выплаты пенсии по доверенности, поскольку он предусмотрен гражданским законодательством. В настоящее время какие-либо особенности выплаты пенсии по доверенности законом не установлены. Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность представляет собой составленный в соответствии с установленными законодательством требованиями документ определенной формы.

Доверенность на получение пенсии может удостоверяться нотариусом. В соответствии со ст. 37 Основ законодательства о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверять доверенности могут уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти. Согласно Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Министерством юстиции РФ 19.03.1996 г., совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти.

Доверенность на получение пенсий, так же, как и доверенность на получение заработной платы и пособий, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно — эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Доверенность на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета, а также на совершение от имени гражданина иных сделок, указанных в абзаце первом пункта 4 ст. 185 ГК РФ (в т. ч. получение пенсии), может быть удостоверена соответствующими банком или организацией связи. Такая доверенность удостоверяется бесплатно. Это положение введено в ст. 185 ГК РФ Федеральным законом от 12.08.1996 г. N 111-ФЗ.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Отдельно следует отметить, что не принимаются к производству доверенности осужденных пенсионеров, поскольку Уголовно — исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 98) закреплен особый порядок выплаты пенсии осужденным к лишению свободы.

В практике органов пенсионного обеспечения имеют место обращения граждан за получением пенсии по доверенности, выданной на территории иностранных государств, в частности, в странах — бывших государствах СССР. Действительность таких документов на территории Российской Федерации установлена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22.01.1993 г. (ст. 13 Конвенции). Участниками Конвенции являются государства Содружества Независимых Государств (СНГ): Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Согласно ст. 40 Конвенции форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность.

С 12.03.2001 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 06.03.2001 г. N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации». В связи с этим утратил силу Закон РФ от 02.07.1993 г. N 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (ст. 7 Закона от 06.03.2001 г.). До приведения в соответствие с Федеральным законом от 06.03.2001 г. Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 г. N 981 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.01.97 г. N 36), применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.03.2001 г. Постановлением Минтруда РФ от 28.05.2001 г. N 44 признаны утратившими силу указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 08.11.1994 г. N 1-8-У «О применении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.05.1997 г. N 25 «О внесении изменений в указание Министерства социальной защиты населения РФ от 08.11.1994 г. N 1-8-У и об утверждении формы справки по пенсионному делу». С целью доведения до сведения органов социальной защиты населения субъектов РФ, региональных отделений Пенсионного фонда РФ Федерального закона от 06.03.2001 г. Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ и Управление пенсионного обеспечения Пенсионного фонда РФ издали информационное письмо N 1604-16, N 06-25/2925 от 06.04.2001 г.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2001 г. гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ после 12.03.2001 г., социальные пенсии за 6 месяцев вперед перед отъездом за пределы РФ не выплачиваются. Согласно ст. 8 данного Закона социальные пенсии, назначенные в соответствии с законодательством РФ гражданам, выехавшим за пределы РФ до 12.03.2001 г., выплачиваются за пределы РФ в прежнем порядке. Таким образом, социальные пенсии, выплачиваемые за пределы РФ в соответствии с Законом от 02.07.1993 г., продолжают выплачиваться за пределы РФ. Помимо этого, за пределы РФ выплачиваются социальные пенсии, перевод которых в соответствии с Законом от 02.07.1993 г. не осуществлялся, но их назначение в соответствии с законодательством РФ произведено гражданам, выехавшим за пределы РФ после 01.07.1993 г. до 12.03.2001 г.

Перевод пенсий за пределы РФ производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях. При этом гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если их выезд за пределы РФ состоялся до 01.07.1993 г. или после этой даты, но не с территории РФ, выплата пенсии производится со сроков, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.03.2001 г., но не более чем за 3 года перед обращением за получением сумм назначенных пенсий и не ранее 15.06.1998 года.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2001 г. суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное. В частности, данные пенсии индексируются в связи с увеличением среднемесячной заработной платы в стране и при повышении минимального размера пенсии по старости в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1. Перерасчет пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» лицам, проживающим за пределами РФ, не может быть произведен без дополнительного документального подтверждения юридического факта невыполнения или прекращения оплачиваемой работы.

Статьей 15 (п. 4) Конституции РФ предусмотрено, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, пенсии, в отношении которых применяются международные договоры, выплачиваются в порядке, предусмотренном международным договором.

Действующие в настоящее время договоры и соглашения по пенсионным вопросам, которые заключались СССР и Российской Федерацией, основываются на принципах «территориальности». Основной особенностью этого типа договоров является то, что все расходы по выплате пенсий несет государство, на территории которого проживает пенсионер.

Пенсионное обеспечение граждан, выезжающих на постоянное жительство в страны СНГ, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения. Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. В случае если пенсия не предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства, то она продолжает выплачиваться государством по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию по законодательству государства по новому месту жительства.

Соглашение с Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (подписано 10.02.1995 г., ратифицировано Федеральным законом от 23.11.1995 г. N 173-ФЗ, доведено до сведения региональных Отделений ПФР письмом ПФР от 15.01.1996 г. N ЮЛ-06-10/204) также предусматривает пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины 15.01.1993 г. заключено Временное Соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения. Данное Соглашение было подписано до введения в действие Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и, соответственно, не содержит льгот и гарантий, предусмотренных этим Законом. Временное Соглашение вступило в силу с момента его подписания, т. е. с 15.01.1993 г., и действует до заключения Россией и Украиной двустороннего соглашения о социальном обеспечении. Временное Соглашение заключено на основе Соглашения от 13.03.1992 г. и в развитие его отдельных положений (статья 3), соответственно оно распространяется на правоотношения, возникающие после 13.03.1992 г.

Временное Соглашение решает две больших проблемы. Во-первых, гражданам Украины и России, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории России или Украины предоставлено право на пенсию по старости: мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет (статья 1). Во-вторых, при переселении из России на Украину лица, которому была назначена пенсия в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», выплата этой пенсии продолжается по новому месту жительства на Украине компетентными органами России до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины (статья 5). Особенностью пенсионного обеспечения на основании статьи 1 Временного Соглашения является то, что при назначении пенсии на территории Украины компетентные органы РФ производят возмещение расходов на выплату этой пенсии в той ее части, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начиная с 01.01.1991 года. При этом часть пенсии, соответствующая продолжительности трудового стажа, выработанного в районах Крайнего Севера либо в приравненных к нему областях, рассчитывается по нормам законодательства России. Этот порядок установлен в статье 3 Временного Соглашения.

Организационно — технические вопросы реализации Временного Соглашения определены в подписанном 30.07.1996 г. межведомственном Соглашении о порядке перевода и выплаты пенсий в соответствии с Временным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15.01.1993 г. Соглашение реализуется через Пенсионный фонд России и Пенсионный фонд Украины. Это играет позитивную роль не только для выполнения российско — украинских межправительственных договоренностей, но и для обеспечения контроля за правильной выплатой российской пенсии (части пенсии). В соответствии со ст. 9 Соглашения от 30.07.1996 г. Пенсионный фонд Украины несет ответственность за своевременную выплату пенсии или ее части, а также сообщает обо всех обстоятельствах, имеющих значение для пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Временным Соглашением, за счет чего обеспечивается эффективный контроль за выплатой «российской» пенсии или ее части.

С 29.11.1999 г. вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, подписанное в Алма — Ате 27.04.1996 г. и распространяющееся на правоотношения по пенсионному обеспечению начиная с 29.11.1999 г. Соглашение от 27.04.1996 г. было подготовлено в связи с заключением Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28.03.1994 г. и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994 г. Согласно части первой статьи 3 Соглашения от 27.04.1996 г. пенсионное обеспечение жителей города Байконур Республики Казахстан производится по нормам законодательства Российской Федерации с выплатой пенсии в российских рублях. Пенсии, назначенные жителям города Байконур в соответствии с законодательством Республики Казахстан, пересматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между Пенсионным фондом России и Учреждением социального обеспечения Республики Польша 25.06.1993 г. подписано Соглашение о взаимном переводе пенсий. На основании его взаимному переводу подлежат государственные пенсии, назначенные до переселения пенсионеров на постоянное жительство на территорию одного из государств.

Федеральным законом от 08.10.2000 г. N 128-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное в г. Москве 16.05.1997 го да.

Федеральным законом от 16.04.2001 г. N 43-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении, подписанное в г. Москве 29.06.1999 года.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное жительство в бывшие социалистические страны — Чехию, Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Монголию, в настоящее время осуществляется на основаниях, установленных международными Соглашениями о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенными СССР с названными странами:

— Соглашением между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.1959 г.;

— Соглашением между СССР и Народной Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 11.12.1959 г.;

— Соглашением между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.12.1960 г.;

— Соглашением между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20.12.1962 г.;

— Соглашением между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.1981 г.

Несмотря на давность подписания этих соглашений, они продолжают действовать в настоящее время и применяются в полном объеме между Российской Федерацией, как правопреемником СССР в части международных договоров, и Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией, Венгрией и Монголией. Государства Чехия и Словакия образовались в результате распада Чехословакии и, как правопреемники Чехословакии, продолжают применять Соглашение от 02.12.1959 г.

Договор между СССР и ГДР, заключенный в 1960 г., утратил свою силу в связи с объединением Германии.

Вышеназванные соглашения составлены по типовой схеме с небольшими особенностями, которые не носят принципиального характера.

В соответствии с нормами соглашений право на пенсионное обеспечение в случае переселения с территории одного государства на территорию другого государства имеют граждане Договаривающихся Сторон, выехавшие на постоянное жительство в одно из государств, являющихся участниками соглашения. Лица без гражданства и граждане других государств, не являющихся участниками данных Соглашений, к кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Соглашениями, не относятся. Гражданство подтверждается заграничным паспортом (если речь идет о гражданине России), или видом на жительство (если иностранный гражданин на законных основаниях находится на территории РФ), или иностранным паспортом. Что касается граждан России, выехавших в бывшие социалистические страны на временное жительство, то право на пенсионное обеспечение в соответствии с международными соглашениями они не имеют. Их пенсионное обеспечение производится на территории РФ на общих основаниях, установленных законодательством РФ.

Согласно большинству соглашений выплата назначенной гражданину пенсии в РФ должна прекращаться по истечении месяца, в котором имело место переселение пенсионера, и с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место переселение, вместо нее должна назначаться пенсия в «новом» государстве. На практике назначение пенсии в «новом» государстве производится с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии в РФ, благодаря чему перерывов в выплате пенсии практически не бывает.

Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в государстве по новому месту жительства пенсионера, производится новое назначение пенсии исходя из сведений, указанных в справке по пенсионному делу, в строгом соответствии с законодательством того государства, куда переселился пенсионер. Вместе с тем согласно Соглашениям при назначении пенсии само право на пенсию, приобретенное в прежнем государстве (в данном случае в РФ), не пересматривается, если законодательством государства, в которое переселился пенсионер, предусмотрена пенсия того же вида.

Названные соглашения, как уже было сказано, были заключены в основном в 1960 — 1963 гг. и, следовательно, в настоящее время морально устарели, поскольку не отражают изменений, произошедших в законодательстве, социальном, экономическом и политическом положении стран — участниц международных соглашений. В этой связи ведется работа по разработке и заключению новых соглашений, в частности с Германией и Чехией.

Разрабатываемые соглашения будут строиться на основе принципа «пропорциональности». Данный принцип предполагает, что расходы на выплату пенсий распределяются между государствами, заключившими соглашение, пропорционально стажу, приобретенному пенсионером на территории каждого из них, т. е. каждая страна отвечает только за тот трудовой стаж, который был приобретен на ее территории, и обеспечивает выплату пенсий, право на получение которых возникло в соответствии с ее законодательством. При реализации соглашений, построенных на принципе «пропорциональности», граждане обоих государств, заключивших Соглашение, подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого они осуществляют свою трудовую деятельность.

Однако до заключения этих соглашений с указанными странами (за исключением Германии) «старые» соглашения действуют, и отменяться не будут.

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, заключенный в Мадриде 11.04.1994 г. и вступивший в силу 24.02.1996 г. (доведен до сведения органов социальной защиты населения субъектов РФ и региональных отделений ПФР совместным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ от 19.01.1999 г. N 160-14 и Управлением пенсионного обеспечения Исполнительной дирекции ПФР от 20.01.1999 г. N 06-27/532), не просто пополнил перечень международных договоров России в этой сфере, а открыл для нашей страны новый этап в развитии межгосударственных отношений в области социального обеспечения. Это первый международный договор, заключенный Россией по урегулированию социальных отношений по принципу «пропорциональности». Договор распространяется на урегулирование законодательствами России и Испании отношений по поводу получения пенсионного обеспечения, обеспечения по временной нетрудоспособности, обеспечения по материнству, обеспечению в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В соответствии с Договором каждое государство исчисляет и выплачивает часть пенсии или полный размер пенсии, соответствующий трудовому (страховому) стажу, приобретенному на его территории, согласно положениям своего законодательства. При этом место жительства получателя пенсии значения не имеет.

Министерством труда и социального развития РФ издано информационное письмо от 08.02.2000 г. N 493-17 «О фактах задвоенной выплаты пенсий гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации». В нем, в частности, указано, что в последнее время выявлены факты задвоенной выплаты пенсий гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ, когда данные граждане подают заявления и соответствующие документы как на выплату пенсий за границу, так и на территории РФ. Отмечено, что в соответствии с действующим законодательством указанные граждане имеют право на выплату пенсий в период их постоянного проживания за границей в единственном порядке: либо за пределы РФ, либо на ее территории.

Статья 122 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 регулирует нормы выплаты пенсии за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания (ред. Федерального закона от 17.12.1995 N 199-ФЗ).

«Пенсионерам независимо от основания назначения и вида пенсии, проживающим в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, выплачивается 25 процентов назначенной пенсии. В период временного отсутствия пенсионера в указанных учреждениях ему выплачивается 75 процентов назначенной пенсии. При этом периодом временного отсутствия пенсионера считается календарный период от одного до трех месяцев (ред. Федерального закона от 03.11.2000 N 132-ФЗ).

Если у пенсионера, проживающего в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания (исключая периоды временного отсутствия пенсионера в указанных учреждениях), имеются нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивении, то пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного члена семьи — четверть пенсии, на двух членов семьи — треть пенсии, на трех и более членов семьи — половина пенсии, на самого пенсионера — 25 процентов пенсии (ред. Федерального закона от 03.11.2000 N 132-ФЗ).

Разница между суммой назначенной и выплачиваемой в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи пенсии направляется в государственные или муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания, где проживает этот пенсионер. Указанные средства зачисляются на счета этих учреждений сверх бюджетных ассигнований и направляются на укрепление их материально — технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 304 «О перечислении и расходовании средств, направляемых в государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания в соответствии со статьей 122 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Министерство социальной защиты населения Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утвердили порядок перечисления государственным и муниципальным стационарным учреждениям социального обслуживания средств на выплату разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии, а также их использования (письмо от 31.05.1996 г. N 2353/1-34, N 53, N ЮЛ-01-28/3718).

Разница между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии направляется в государственные или муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания, где проживает пенсионер. При этом сумма назначенной пенсии определяется с учетом компенсационной выплаты, установленной к государственным пенсиям в целях социальной защищенности пенсионеров в связи с ростом цен. Указанные средства зачисляются на счета этих учреждений и используются сверх бюджетных ассигнований на укрепление их материально — технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов.

Направление разницы между назначенной и выплачиваемой пенсией государственным или муниципальным стационарным учреждениям социального обслуживания осуществляется органом, назначающим и выплачивающим пенсии, путем перечисления на внебюджетный счет учреждения в банке.

Оформление документов на выплату разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии производится в порядке, установленном для выплаты пенсий путем перечисления на счета по вкладам в учреждения сберегательного банка согласно списку пенсионеров, проживающих в учреждении социального обслуживания.

Финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона от 17 декабря 1995 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в статью 122 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», производится на основании заявки органа социальной защиты населения на право расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, составленной в установленном порядке. Сумма запрашиваемых средств на выплату пенсий пенсионерам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, определяется исходя из размера назначенных им пенсий. Произведенные расходы отражаются в Отчете о расходах на выплату пенсий, пособий и денежных компенсаций, финансируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, с учетом размера пенсии с выделением средств, направляемых на укрепление материально — технической базы и улучшение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания.

Перечисление разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии осуществляется одновременно с направлением в общеустановленном порядке документов на выплату пенсии лично пенсионеру и его нетрудоспособным членам семьи, если они имеются.

Администрация учреждений социального обслуживания обязана в пятидневный срок уведомить органы, выплачивающие пенсию, о поступлении граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждение на постоянное обслуживание.

Возврат сумм пенсий в связи со смертью пенсионера или выбытием осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Контроль за целевым расходованием средств, направленных учреждениям социального обслуживания в виде разницы между суммами назначенной и выплачиваемой пенсии, осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионного фонда и другими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Основные правила при использовании механизма выплаты пенсии, причитающейся пенсионеру в период временного отсутствия пенсионера в учреждении, следующие:

1) В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2000 г. N 132-ФЗ в период временного отсутствия пенсионера в учреждении социального обслуживания ему выплачивается 75% назначенной пенсии. С учетом норм ст. 120 Закона от 20.11.1990 г. пенсия, в т. ч. и та ее часть, которая причитается пенсионеру за период временного отсутствия в учреждении, должна выплачиваться за текущий месяц. Это означает, что пенсионные суммы в порядке аванса не выплачиваются.

2) Период временного отсутствия определен как календарный период от одного до трех месяцев, при этом следует считать точно по дням календаря.

3) Отсутствие пенсионера свыше трех месяцев считается длительным, и, по смыслу ст. 122 Закона от 20.11.1990 г., пенсия по истечении трехмесячного срока должна выплачиваться в полном размере.

4) Периодичность предоставления пенсионеру в течение года возможности временного выбытия из учреждения законодателем не регламентирована. Причины выбытия, в том числе временного, определяются в уставе учреждения исходя из норм законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения в РФ.

5) Временное отсутствие пенсионера в стационарном учреждении социального обслуживания оформляется приказом руководителя с обязательным указанием сведений о начале и конце периода отсутствия. Продление срока отсутствия осуществляется также по приказу. Основанием для издания приказа является заявление пенсионера, в котором помимо данных о периоде отсутствия должны содержаться сведения о порядке получения части пенсии в это время.

6) Расчет пенсии, причитающейся пенсионеру за период временного отсутствия в учреждении, осуществляется бухгалтерией стационарного учреждения социального обслуживания на основании приказа.

7) Сумма выплачиваемой пенсионеру пенсии, в размере 75% назначенной пенсии, рассчитывается пропорционально количеству дней отсутствия в учреждении.

8) Выплата части пенсии, причитающейся пенсионеру в период временного отсутствия в учреждении, осуществляется через кассу учреждения или путем направления почтового перевода к месту временного пребывания пенсионера.

9) Бухгалтерский учет расходов, связанных с выплатой пенсии за период временного отсутствия пенсионера в стационарном учреждении социального обслуживания, осуществляется по правилам, установленным при ведении бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

В связи с поступающими запросами о перечислении пенсий лицам, находящимся в психиатрическом учреждении, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъяснило данный порядок в своем Постановлении от 18.09.1997 г. N 45.

Дееспособным лицам и ограниченно дееспособным лицам, находящимся в психиатрическом учреждении, выплата назначенных пенсий производится в общеустановленном порядке. Несовершеннолетним в возрасте до 14 лет и лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, пенсия выплачивается их опекунам.

Опекунами несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных недееспособными, находящихся в психиатрических учреждениях, которым ранее до помещения в указанные учреждения органами опеки и попечительства опекуны назначены не были, по нормам статьи 7 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации являются эти учреждения.

Выплата пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения, путем перечисления сумм на счет учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм.

Оформление документов производится в порядке, установленном для выплаты пенсий, путем перечисления на счета по вкладам в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации на основании списка, представленного администрацией учреждения. Действующие лицевые счета на данную категорию пенсионеров хранятся отдельно.

При переводе лица из одного учреждения в другое неиспользованные суммы его пенсии перечисляются на соответствующий счет нового учреждения. При выбытии из учреждения лица, признанного в установленном порядке дееспособным, неиспользованные средства выдаются ему на руки. В случае смерти лица, опекуном которого являлось учреждение, неиспользованные суммы пенсии выплачиваются его наследникам, исходя из положений статьи 125 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Для своевременного прекращения перечисления пенсии при выбытии пенсионера из учреждения или его смерти администрация учреждения в пятидневный срок обязана сообщить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, о дате и причинах снятия с учета пенсионера. Обоснованность перечисления средств на выплату пенсий, а также правильность их расходования учреждением проверяется соответствующими органами в установленном порядке.

Ст. 73 Закона от 20.11.1990 г. закрепляет порядок выплаты пенсии за период нахождения детей на полном государственном обеспечении.

«Детям, потерявшим обоих родителей, и умершей одинокой матери за период нахождения их на полном государственном содержании выплачивается 50 процентов пенсии, а другим детям — 25 процентов.

В таком же порядке выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей.

На период нахождения детей в детских учреждениях на полном государственном обеспечении разницу между назначенной и полагающейся к выплате пенсии детям перечислять на счета этих учреждений (часть третья введена Федеральным законом от 20.12.1995 N 206-ФЗ)».

Понятие «полного государственного обеспечения» содержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с названным Законом полное государственное обеспечение — это предоставление за время пребывания детей в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (ст. 1).

Однако в комментируемой статье пенсионного Закона установлены правила выплаты пенсий только в отношении детей, находящихся на полном государственном содержании в детских учреждениях. На детей, в отношении которых установлена индивидуальная опека (попечительство) или помещенных в приемную семью, по смыслу указанной статьи пенсия должна выплачиваться в полной сумме их опекунам (попечителям) либо приемным родителям. При этом действует правило п. 2 ст. 60 СК РФ о том, что суммы, причитающиеся ребенку в качестве пенсий, поступают в распоряжение лиц, заменяющих родителей, и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Комментируемой статьей установлены правила выплаты пенсии по случаю потери кормильца детям, находящимся на полном государственном содержании в любых детских учреждениях. Это могут быть образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети на полном государственном обеспечении (детские дома, школы — интернаты для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка), а также учреждения социального обслуживания (детские дома — интернаты для детей — инвалидов, социальные приюты, социально — реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Статья 122 Закона в отношении этой категории пенсионеров не применяется.

Детям, которые находятся в детских домах — интернатах на условиях пяти — шестидневного пребывания в неделю, все виды пенсий выплачиваются в полном размере, так как они не находятся на полном государственном содержании.

Разница между назначенной и полагающейся к выплате пенсией перечисляется на счета детских учреждений со дня вступления в силу — 26.12.1995 г. — Закона от 20 декабря 1995 г., а не со дня получения необходимых сведений. Основанием для выплаты указанных выше сумм является список детей, получающих пенсию, который администрация детского учреждения представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения детского учреждения. Данные вопросы регулируются Постановлением Минтруда РФ от 18.09.1997 г. N 46 «Об утверждении Разъяснения «О порядке перечисления разницы между назначенной и полагающейся к выплате пенсии на счета детских учреждений».

Статья 123 Закона от 20.11.1990 г. устанавливает правила выплаты пенсии, не полученной пенсионером своевременно.

«Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком».

Часть 1 ст. 123 устанавливает общее правило выплаты недополученной пенсии. Ограничение трехлетним сроком перед обращением соответствует общему сроку исковой давности, принятому в гражданском законодательстве (ст. 196 ГК РФ). Общее правило выплаты сумм назначенной пенсии за прошлое время применяется во всех случаях, кроме невыплаты этих сумм по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию. В частности, оно применяется, когда пенсия не была получена своевременно вследствие длительного лечения в стационарном лечебном учреждении. Часть 1 ст. 123 предусматривает выплату за прошлое время только сумм назначенной пенсии. Она не распространяется на случаи, когда пенсия не была назначена, например, в связи с тем, что пенсионер не обратился за ней своевременно.

Часть 2 ст. 123 предусматривает особый случай выплаты пенсии, не полученной пенсионером своевременно: если суммы пенсии не получены своевременно по вине органов, назначающих и выплачивающих пенсию. В этом случае суммы пенсии выплачиваются за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком. К числу органов, назначающих и выплачивающих пенсию, относятся органы пенсионного обеспечения, а также связи и банков, которые выплачивают пенсии по поручениям органов пенсионного обеспечения. Так выплачиваются за прошлое время суммы пенсии, недоплаченные в результате счетной ошибки, незаконного отказа в пенсии и т. д.

Согласно ст. 124 Закона от 20.11.1990 г. «за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается». Однако 16 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 11-П по делу о проверке конституционности комментируемой статьи в связи с жалобами граждан. Положение ст. 124 в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. 3), и утратившим силу с момента провозглашения названного Постановления, которое является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

До настоящего времени законодателем не принята новая редакция ст. 124, однако, поскольку положение этой статьи в отношении трудовых пенсий признано неконституционным, оно не применяется с 16 октября 1995 г.

С 1 июля 1997 г. вступил в силу Уголовно — исполнительный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 8 января 1997 г.

Согласно ч. 2 ст. 98 Кодекса осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, по инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Выплата пенсии осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсии на лицевые счета осужденных (п. 3 ст. 98 Кодекса). Кодекс предусмотрел также, что осужденные, получающие пенсию, равно как и получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально — бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды (п. 4 ст. 99 Кодекса). Поэтому ст. 124 Закона от 20.11.1990 г. фактически утратила силу в полном объеме.

Пенсионный фонд РФ письмом от 06.11.1997 г. N 18/13-204 направил для использования в практической деятельности «Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях».

В обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия исправительного учреждения в трехдневный срок зачисляет на лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. В этих целях при поступлении денежных средств на депозитный счет бухгалтерия исправительного учреждения составляет расчетную ведомость для зачисления средств на лицевой счет, которую подписывают начальник учреждения и главный бухгалтер. Удержания из пенсий производятся бухгалтерией исправительного учреждения с лицевого счета осужденного в установленном законом порядке.

Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 года и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, соответствующий список и справку на каждого осужденного о его нахождении (пребывании) в исправительном учреждении.

Администрация исправительного учреждения в пятидневный срок сообщает органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменениях списочного состава пенсионеров. В случае выбытия пенсионера из исправительного учреждения, администрация в этот же срок представляет соответствующие сведения с указанием причин выбытия, размера и срока, по который ему выплачена пенсия. При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а также при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, администрация учреждения также информирует орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Ежегодно, по состоянию на первое января администрация исправительного учреждения производит сверку лиц, получающих пенсию в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Согласно статье 125 Закона от 20.11.1990 г. выплата недополученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера производится в следующем порядке.

«Суммы пенсии, причитающиеся пенсионеру и недополученные в связи с его смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Членам семьи умершего, производящим похороны, эти суммы выплачиваются до принятия наследства».

Часть 1 ст. 125 не устанавливает каких-либо особых правил наследования причитающихся пенсионеру и неполученных в связи с его смертью сумм пенсии. Эти суммы входят в состав наследуемого имущества наравне с иным имуществом.

Гражданское законодательство РФ предусматривает наследников по закону и наследников по завещанию. Наследники по закону подразделяются на наследников по закону первой очереди, наследников по закону второй очереди, наследников по закону третьей очереди и наследников по закону четвертой очереди.

1) Выплата недополученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера наследникам по закону первой очереди.

К ним относятся: дети, в т. ч. и усыновленные, супруг, родители (усыновители). Данные суммы пенсий они могут получить до истечения 6-ти месяцев, независимо от факта совместного проживания с умершим пенсионером, предъявив в пенсионный отдел документы: заявление, свидетельство о смерти, документы, подтверждающие прямое родство (свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.)

2) Выплата недополученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера наследникам по закону второй очереди.

К ним относятся: родные братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери, внуки при отсутствии родителей. Они могут получить недополученные суммы пенсий в связи со смертью пенсионера до истечения 6-ти месяцев независимо от факта совместного проживания с умершим только при отсутствии наследников по закону первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования. Для выплаты данной пенсии они предъявляют документы: заявление, свидетельство о смерти, документы, подтверждающие прямое родство, документы, подтверждающие отсутствие наследников по закону первой очереди или о лишении их завещателем права наследования либо их письменные заявления, заверенные нотариально, об отказе в получении данной пенсии.

В аналогичном порядке решается вопрос с наследниками третьей и четвертой очереди.

Поскольку часть 2 ст. 125 Закона от 20.11.1990 г. предусматривает выплату недополученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера членам семьи, производившим похороны, то наследникам по закону следует предъявлять, кроме вышеизложенных документов, справки о фактически понесенных расходах на погребение умершего.

3) Выплата недополученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера наследникам по завещанию.

К наследникам по завещанию относится любое лицо, указанное завещателем. Оно должно предъявить следующие документы: заявление, свидетельство о смерти, справки нотариального органа о том, что по завещанию лицо является наследником.

Все остальные граждане право на выплату недополученной суммы пенсии в связи со смертью пенсионера не имеют. Однако если им нотариусом будет выдано свидетельство о праве на наследство либо распоряжение на оплату за счет наследственного имущества расходов на похороны умершего, то у пенсионных служб не будет оснований для отказа в выплате данной пенсии.

Пенсия выплачивается, как отмечалось, за текущий месяц. Недополученной считается на практике вся сумма пенсии, причитающаяся пенсионеру за тот месяц, в котором он умер, не успев получить пенсию. Суммы недополученной пенсии не засчитываются в счет социального пособия на погребение.

Теперь остановимся на специальных правилах выплаты пенсий.

Статья 7 Закона от 20.11.1990 г. регулирует исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране.

В связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера с соблюдением определенных условий, в частности, пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение пенсии в соответствии с настоящей статьей производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение указанной работы.

То есть новые правила исчисления и увеличения пенсий не должны применяться в отношении работающих пенсионеров (пенсионеров, занятых оплачиваемой работой). При выполнении лицом, обращающимся за назначением пенсии, или пенсионером любой оплачиваемой работы (независимо от ее характера, продолжительности и размера оплаты) его пенсия должна исчисляться или пересматриваться без применения индивидуального коэффициента, т. е. по правилам, установленным иными статьями Закона для пенсии соответствующего вида.

При прекращении оплачиваемой работы индивидуальный коэффициент должен применяться (если это приведет к увеличению пенсии) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено выполнение этой работы (с учетом ст. 121 Закона от 20.11.1990 г.). Исходя из смысла п. «з» ст. 7, при возобновлении пенсионером оплачиваемой работы его пенсия вновь должна рассчитываться без применения ИК.

На организацию, которая принимает пенсионера на работу, возложена обязанность в пятидневный срок сообщать об этом органу, выплачивающему пенсию; пенсионер, в свою очередь, обязан извещать этот орган о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии (ст. 127 Закона).

Поскольку в ст. 7 не оговорено иное, получение неработающим пенсионером стипендии, пособия по безработице, других социальных выплат, второй пенсии не является препятствием для применения индивидуального коэффициента.

Статья 22 Закона от 20.11.1990 г. — Выплата пенсии работающим пенсионерам.

«Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев).

За работу после назначения пенсии устанавливается надбавка в размере 10 процентов пенсии за каждый проработанный год (12 полных месяцев работы), но не более чем за три года работы. Такая надбавка устанавливается за работу после введения в действие Закона тем гражданам, которые, продолжая трудиться, имели право на пенсию, но ее не получали. С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается.

Пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается. После достижения такими гражданами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих, льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда, выплата им пенсии производится в соответствии с частью первой настоящей статьи».

Статья 47 Закона от 20.11.1990 г. — Приостановление и возобновление выплаты пенсии по инвалидности при пропуске срока переосвидетельствования.

«Если гражданин не явился в назначенный срок на переосвидетельствование во ВТЭК, то выплата пенсии приостанавливается. Возобновляется она со дня, когда гражданин вновь признан инвалидом. При пропуске срока переосвидетельствования по уважительной причине и установлении ВТЭК инвалидности за прошлое время пенсия выплачивается с того дня, с которого гражданин признан инвалидом. Если при переосвидетельствовании установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), то пенсия выплачивается за указанное время по прежней группе».

Статья 49 — Выплата пенсии по инвалидности работающим пенсионерам.

«Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев)».

Статья 72 — Срок, с которого изменяется размер пенсии по случаю потери кормильца и прекращается ее выплата.

«При изменении числа членов семьи, обеспечиваемых пенсией, пенсия пересматривается по числу членов семьи, имеющих право на ее получение.

Пенсия в новом размере выплачивается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера пенсии. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, выплата пенсии прекращается с того же срока».

Статья 73 Закона от 20.11.1990 г. — Порядок выплаты пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении — была подробно рассмотрена выше.

Статья 76 — Выплата пенсии по случаю потери кормильца работающим пенсионерам.

«Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме».

Статья 87 — Выплата пенсии за выслугу лет работающим пенсионерам.

«Пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсии, назначенной в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсии, назначенной в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа) выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в порядке, предусмотренном частью первой статьи 22 Закона (ред. Федерального закона от 11.04.1998 N 59-ФЗ).

Пенсия, назначенная работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсия, назначенная в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсия, назначенная в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа (статьи 78, 80, 81 Закона), выплачиваются в порядке, предусмотренном частью первой статьи 22 Закона, независимо от характера работы (часть вторая ред. Федерального закона от 11.04.1998 N 59-ФЗ)».

Статья 116 — Выплата социальной пенсии работающим пенсионерам.

«Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме».

Раздел VI Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривает назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента для отдельных граждан, имеющих необходимый специальный стаж, независимо от места проживания и времени обращения за пенсией (статья 31). Его применение разъяснено в указании Министерства социальной защиты населения РФ (от 06.07.1994 г. N 1-4-У), Пенсионного фонда РФ (от 08.07.1994 г. N ЮЛ-6-23/3562) и Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике (от 14.07.1994 г. N 1459) «О применении Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при назначении и перерасчете пенсий» (в редакции Постановления Минтруда от 01.06.1999 г. N 11).

«При назначении и выплате пенсий в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19.02.93 с учетом районного коэффициента устанавливаются минимальные и максимальные размеры пенсий по старости независимо от их основания (статьи 10, 11, 12, 14 Закона РСФСР от 20.11.90, статьи 25, 26 Закона РФ от 19.02.93, статья 30 Закона РФ от 18.06.92), за выслугу лет, по инвалидности, если имеется 15 — 20 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В указанные 15 — 20 календарных лет засчитывается исключительно работа на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях. Суммирование работы в северных регионах и работы, дающей право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, не производится.

При выезде пенсионера на постоянное место жительства за пределы северных регионов районный коэффициент сохраняется к основному размеру пенсии. Полагающиеся надбавки на уход и нетрудоспособных иждивенцев определяются либо без районного коэффициента, если по новому месту жительства не установлен районный коэффициент к заработной плате, либо с применением районного коэффициента, действующего в регионе проживания пенсионера. В таком же порядке определяется размер компенсационной выплаты, установленной к пенсии».

Статья 126 — Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.

«Организация (гражданин) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии (ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ).

В случаях, когда содержащиеся в документах сведения неверны и на их основании произведена выплата пенсии, организация возмещает соответствующему органу социальной защиты населения причиненный ущерб (ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)».

Статья 127 — Обязанности организации и пенсионера. Их ответственность.

«Организация обязана сообщать в пятидневный срок органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера (ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ).

Пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии организация и пенсионер возмещают соответствующему органу социальной защиты населения причиненный ущерб (ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)».

Статья 128 — Взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных вследствие злоупотребления пенсионера.

«Суммы пенсий, излишне выплаченные пенсионеру вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытие изменений в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, и т. д.), могут удерживаться из пенсии по решению органа, выплачивающего пенсию. Размер удержаний по этому основанию не должен превышать 20 процентов пенсии, причитающейся пенсионеру к выплате, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию в соответствии с законодательством за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке».

Здесь необходимо отметить статью 66 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» — Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника. «При исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70 процентов. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии и пенсии».

Статья 129 — Споры по пенсионным вопросам.

«Споры по вопросам назначения и выплаты пенсии, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения. Если гражданин (организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве».

——————————————————————