Правовое регулирование обязательного страхования рабочих в России (XIX — начало XX в.)
(Резниченко С. Г.) («История государства и права», 2006, N 10)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РАБОЧИХ В РОССИИ (XIX — НАЧАЛО XX В.)
С. Г. РЕЗНИЧЕНКО
Резниченко С. Г., аспирант кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
В России первые операции по страхованию жизни стали осуществляться в 1835 г. акционерным обществом «Российское общество застрахования капитала и доходов», впоследствии — акционерное общество «Жизнь». Во второй половине XIX в. под социальным страхованием понималась система «общеобязательного страхования от болезней, несчастных случаев, старости и инвалидности» <1>. Характерным его признаком являлась организованная взаимопомощь. В России обязательное учреждение вспомогательных товариществ согласно Закону от 6 марта 1861 г. требовалось лишь от казенных горных заводов. В последующем их деятельность регулировалась Положением о вспомогательных товариществах от 26 мая 1893 г. <2>. ——————————— <1> Вигдорчик Н. А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. СПб.: Изд-во «Практическая медицина» (В. С. Эттингер), 1912. С. 3 — 4. <2> Там же. С. 9, 51.
Объектом социального страхования являлся риск потери рабочим заработной платы, поэтому требовалось учреждение такой организации, «которая принимает на себя обязанность и заботу приходить на помощь рабочим в известных случаях нужды». Для того чтобы обеспечение рабочих было «поставлено прочно и широко и давало им существенную помощь», следовало создать именно обязательное страхование, при котором ни рабочие, ни промышленники не могли бы уклоняться от участия в нем <3>. В 1880 г. Совету торговли и мануфактур было поручено составление правил об ответственности предприятий за увечья и смерть рабочих, на основе которых был подготовлен законопроект и в 1889 г. внесен на рассмотрение Государственного Совета, но не был принят. Исправленный законопроект «Об ответственности владельцев промышленных предприятий за смерть и увечья рабочих», одобренный в департаментах Госсовета, вновь был внесен Министерством финансов на рассмотрение Государственного Совета в 1893 г., но также «не встретил сочувствия в общем собрании» <4>. Новый законопроект был внесен в Государственный Совет осенью 1902 г., а 2 июня 1903 г. был принят Закон о личной ответственности предпринимателей перед увечными рабочими. Новый Закон состоял из 17 отделов, в которых центральное место занимали «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно и членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности», которые содержали 53 статьи. До принятия этого Закона обеспечение рабочих в случае причинения ущерба их здоровью регулировалось по общим гражданским законам либо на основе добровольного страхования рабочих. Закон от 2 июня 1903 г. распространялся лишь на увечных рабочих, пострадавших только от несчастных случаев, и не имел никакого отношения к обеспечению рабочих при болезни, старости, инвалидности. В этом отношении содержание данного Закона во многом соответствовало аналогичным законам, принятым в 1884 — 1898 гг. в Германии, Англии, Италии, Австрии, Франции, Дании, Швейцарии <5>. ——————————— <3> Литвинов-Фалинский В. П. Как и для чего страхуются рабочие. Изд. 2-е. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1913. С. 2 — 3. <4> Литвинов-Фалинский В. П. Новый закон о вознаграждении увечных рабочих. Изд. 2-е, доп. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1904. С. 8. <5> Там же. С. 3.
«Новый Закон застал уже довольно обширное у нас страхование рабочих от несчастных случаев как в коммерческих обществах, так и в обществах, учрежденных в Риге, Одессе и Иваново-Вознесенске самими промышленниками для взаимного страхования рабочих. О размерах этого страхования можно судить по тому, что в 1901 г. число застрахованных превысило один миллион, а сумма уплаченных промышленниками страховых премий достигла в том же году 3,8 млн. рублей» <6>. Новый Закон об индивидуальной ответственности предпринимателей должен был ускорить в России переход к обязательному страхованию рабочих. Точно так же как в Германии, Франции, Англии и Дании, в России «не было признано возможным сразу же ввести обязательное страхование» рабочих от несчастных случаев. Тем самым Закону от 2 июня 1903 г. придавалось временное значение как переходной меры к обязательному страхованию рабочих. На рубеже 1905 — 1906 гг. Правительство страны разработало законопроект по страхованию рабочих от старости и инвалидности, который вскоре был заменен другим законопроектом о сберегательных кассах обеспечения, но в Государственную Думу он внесен не был <7>. Только 23 июня 1912 г. были приняты Законы об обязательном страховании рабочих, в частности: Положение об обеспечении рабочих на случай болезни, Положение о страховании рабочих от несчастных случаев, Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих, Положение о Совете по делам страхования рабочих. ——————————— <6> Там же. С. 9. <7> Вигдорчик Н. А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. СПб.: Изд-во «Практическая медицина» (В. С. Эттингер), 1912. С. 247.
Новыми страховыми законами в России были установлены два вида страхования: 1) обеспечение рабочих в случае болезни; 2) страхование рабочих от несчастных случаев. Каждый из них имел свои организационные особенности. Страхование рабочих в случае болезни осуществлялось в больничных кассах, учреждаемых при отдельных фабриках, заводах, предприятиях и управляемых совместно представителями промышленников и рабочих. От несчастных случаев рабочие страховались в особых страховых товариществах, учреждаемых по одному на несколько губерний. Взносы в эти товарищества вносили только владельцы предприятий, которые и управляли этими товариществами без участия рабочих. Оба вида страхования распространялись на рабочих фабрик, заводов, мануфактур, горных заводов и промыслов, речного и озерного судоходства, трамвайных предприятий всех губерний и областей Европейской части России и Кавказского края. Вне сферы действия новых Законов оказались предприятия, расположенные в Сибири и Туркестане, но на отдельные предприятия в этих регионах страхование рабочих могло быть распространено распоряжением Совета Министров. Общее руководство обоими видами страхования осуществлялось Министерством торговли и промышленности, при котором для этой цели был учрежден Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях учреждались особые присутствия по делам страхования рабочих. Принятие в России Законов об обязательном страховании рабочих предоставляло возможность рабочим восстанавливать свое здоровье и поддерживать определенный жизненный уровень, а также свидетельствовало о том, что законодательство страны в большей мере стало отвечать изменившимся требованиям и условиям жизни, интересам всего общества.
——————————————————————