Внесудебная помощь несовершеннолетним, нуждающимся в социальной защите, по законодательству Германии
(Власов И. С.) («Журнал российского права», 2007, N 11)
ВНЕСУДЕБНАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГЕРМАНИИ
И. С. ВЛАСОВ
Власов Илья Семенович — заведующий отделом уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат юридических наук.
В Германии в рассматриваемой области существует несколько нормативных актов, которые по характеру содержащихся в них мер предупреждения преступности несовершеннолетних можно подразделить на две категории: 1) нормативные акты, направленные на оказание помощи детям и юношам, лишенным возможности получать необходимое воспитание в семье, и на их защиту от вредных влияний в обществе; 2) нормативные акты, направленные непосредственно на борьбу с преступлениями несовершеннолетних. Такая структура нормативного массива придает германскому законодательству о несовершеннолетних определенное своеобразие. В отличие, скажем, от британского превентивного законодательства в данной области, в Германии две разновидности «угрожающих обществу» несовершеннолетних строго разграничены. Те из них, кто в силу запущенности воспитания или безнадзорности либо в силу сложившейся в его семье тяжелой ситуации оказался в состоянии, опасном для его развития и нормального воспитания, и, следовательно, нуждается в социальной защите, контроле или иной помощи со стороны общества, находится вне компетенции суда по делам несовершеннолетних. Меры по оказанию помощи таким детям или подросткам предусмотрены Законом о помощи детям и юношеству от 26 июня 1990 г., который в 1998 г. был включен в Социальный кодекс ФРГ в качестве его Восьмой (VIII) книги. Данный Закон предоставляет каждому юному гражданину Германии право на содействие со стороны общества в его развитии и воспитании «как самостоятельной, ответственной и способной к социальной жизни личности» (ч. 1 § 1). Для осуществления этого права оказываемая несовершеннолетнему помощь должна, в частности, содействовать ему в индивидуальном и социальном развитии и способствовать избежанию или ликвидации негативных моментов такого развития, обеспечивать совет и поддержку в воспитании подростка его родителям и иным лицам, уполномоченным участвовать в его воспитании (отметим, что в ч. 2 § 1 упомянутого Закона забота о ребенке и его воспитание являются «естественным правом» родителей и одновременно «их первейшей обязанностью», за выполнением которой следит государство). Эта помощь должна далее защищать ребенка и подростка от угрозы их благополучию и вносить свой вклад в поддержание или создание позитивных условий жизни для самого несовершеннолетнего и его семьи, а также дружественного и для семьи, и для подростка окружения. Закон 1990 г. предусматривает менее жесткие (по крайней мере, с виду) меры воздействия на несовершеннолетнего и его семью, чем прежде действовавший Закон о социальной помощи юношеству от 11 августа 1961 г. (Jugendwohlfahrtgesetz), однако и он исходит из того, что, если потребность детей в нормальном воспитании не удовлетворяется семьей, допускается вмешательство государственных органов помощи несовершеннолетним, тесно сотрудничающих в этом деле с общественными благотворительными организациями. Об этом косвенно свидетельствует положение ч. 1 § 27 этого Закона, где сказано, что лицо, отвечающее за воспитание ребенка или подростка, вправе просить о помощи в воспитании, если оно само не в состоянии гарантировать «отвечающее благу ребенка или подростка воспитание». Меры помощи несовершеннолетнему и его семье включают: материальную помощь, предложение воспитательной и иной работы с несовершеннолетними, помощь в домашнем воспитании детей и подростков, меры по защите детей от вредных влияний, присмотр за ребенком или подростком в дневных заведениях (детских садах, школах) и внешкольную заботу о них, установление опеки, помощь молодым несовершеннолетним (фактически до 21 года), различные виды консультации родителей, контроль за детскими учреждениями вплоть до отобрания лицензии (разрешения на занятие такой деятельностью). Особый характер носит мера, предусмотренная § 42 Закона 1990 г., — обустройство несовершеннолетнего (Inobhutnahme), под чем понимается превентивное помещение ребенка или подростка к опытному воспитателю, в специальное учреждение, в иную форму проживания в условиях заботы и доверия. Во время применения названной меры право надзора за несовершеннолетним, его воспитания и определения допустимых мест пребывания выполняет служба по делам юношества (Jugendamt), о которой подробнее будет сказано ниже. Эта служба обязана взять к себе несовершеннолетнего и обустроить его, если он об этом просит. При этом немедленно ставятся в известность лица, ответственные за воспитание этого несовершеннолетнего. Если последние возражают против применения данной меры, служба по делам юношества либо отдает им несовершеннолетнего назад, либо добивается решения суда по опеке о применении мер, необходимых для блага ребенка или подростка. Как видим, эта мера весьма серьезна. Рядом с ней можно поставить, пожалуй, лишь такую меру, как отобрание ребенка или подростка из семьи без согласия лица, ответственного за его воспитание (§ 43 того же Закона). Понимая, что при известных обстоятельствах эта мера связана с ограничением, а то и лишением его фактической свободы, германский законодатель установил в ч. 3 § 42, что служба по делам юношества обязана ее применить лишь в случае явной опасности для блага изолируемого ребенка или подростка. И далее: «Лишающие свободы мероприятия допустимы лишь тогда и постольку, когда и поскольку они действительно необходимы, чтобы устранить опасность для жизни и здоровья ребенка или подростка либо угрозу жизни или здоровью третьего лица. Такое лишение свободы без судебного решения должно закончиться не позднее чем через день после его начала». Нельзя не отметить, что в действующем законодательстве отсутствует такая мера в отношении несовершеннолетнего, как отдача подростка, не достигшего 16 лет, под надзор службы по делам юношества, которая была известна прежнему Закону 1961 г. В § 7 действующего Закона раскрываются понятия ребенка, подростка и иных используемых в нем терминов: ребенок — это тот, кто не достиг отроду 14 лет; подросток (юноша, несовершеннолетний) — от 14 до 18 лет; молодой совершеннолетний — от 18 до 27 лет, в силу ч. 1 § 41 помощь такому лицу может оказываться лишь до достижения им возраста 21 года, а позже может быть продолжена только при наличии обоснованных индивидуальных обстоятельств и на ограниченный период времени. Хотя Закон (§ 3) говорит о добровольной и о публичной (государственной) помощи юношеству (freie und oeffentliche Jugendhilfe), все обязанности адресованы только государственной службе помощи юношеству. Последние могут передавать часть своих функций и задач добровольным службам (благотворительным организациям) либо привлекать их к совместному проведению мероприятий. Государственную помощь молодежи оказывает сеть специальных учреждений (в Законе они названы «носителями публичной помощи юношеству»). Первичное их звено — низовая служба по делам юношества (Jugendamt), состоящая из правления и комитета помощи юношеству (Jugendhilfeausschuss), существует в каждом сельском районе, в каждом городе, выделенном из района, и при муниципалитетах больших, районированных городов. Для руководства службами по делам юношества в пределах каждой отдельной земли Германии (всего их 16) создана земельная служба по делам юношества (Landesjugendamt) и при ней — земельный комитет помощи юношеству. Указанные комитеты хотя и не заняты текущей работой с юношеством (это возложено на руководство местных и земельных служб по делам юношества), но играют важнейшую роль в распределении довольно значительных средств, поступающих в распоряжение этих служб из федерального бюджета и бюджета отдельных земель. Вот почему столько внимания в Законе (обширный специальный параграф из пяти частей) уделено составу этих комитетов. Согласно ч. 1 § 71 в составе низового комитета помощи юношеству три пятых числа решающих голосов должны принадлежать членам представительного органа соответствующего района, города или муниципалитета, где находится данная конкретная служба по делам юношества, либо избранным ими «женщинам и мужчинам» с опытом работы в сфере помощи юношеству. Остальные две пятых решающих голосов должны принадлежать представителям благотворительных организаций («носителям добровольной помощи юношеству»), действующим на территории, за которую отвечает конкретная служба по делам юношества, и избранным по предложению последней местным представительным органом (например, районным собранием — Kreistag); при выборах этой части членов комитета «по возможности» учитываются также непосредственно предложения союзов молодежи и благотворительных ассоциаций. Что касается земельных комитетов, то две пятых решающих голосов в них должны принадлежать «женщинам и мужчинам» из числа благотворителей и активных участников добровольной помощи молодежи, назначенным высшим ведомством земли по делам молодежи (подразделением земельного правительства). Остальные вакансии заполняются в соответствии с законодательством той или иной земли (достаточно своеобразным в каждой из них). Высшее ведомство земли по делам молодежи (die oberste Landesjugendbehoerde), о котором упоминалось выше, координирует деятельность всех служб по делам юношества, а также государственных и общественных участников помощи юношеству на территории данной земли и способствует дальнейшему развитию дела помощи несовершеннолетним. Земли отвечают также за равномерное создание новых учреждений государственной помощи юношеству и создание надлежащих условий их работы (§ 82). Закон предусматривает также определенные задачи в сфере помощи юношеству, которые возложены на федеральные органы. Общефедеральным органом, координирующим деятельность по оказанию помощи юношеству, было и пока остается Министерство по делам семьи, лиц преклонного возраста, женщин и молодежи Германии. Однако в § 83 Закона 1990 г. оно не упоминается. Вместо этого используется формула «профессионально компетентное высшее федеральное ведомство» (видимо, чтобы избежать необходимости вносить изменения в закон при потенциально возможном изменении структуры Правительства или названия Министерства). Это ведомство координирует работу по оказанию помощи юношеству на всей территории Германии и содействует в решении возникающих вопросов межрегионального значения либо иных вопросов, которые отдельная земля не может эффективно решить своими силами. По принципиальным вопросам Правительство ФРГ советуется со специально созданным Федеральным попечительским советом по делам юношества (Bundesjugendkuratorium). В пределах своей компетенции федеральное Правительство может издавать подзаконные акты, регулирующие менее принципиальные вопросы осуществления работы по помощи юношеству. Один раз в четыре года (период работы избранного парламента страны) федеральное Правительство представляет обеим палатам парламента — бундестагу и бундесрату специальный доклад о положении молодежи и о намерениях и достижениях в сфере помощи юношеству. Он должен содержать, помимо анализа соответствующих данных и оценки работы, предложения по дальнейшему развитию дела помощи юношеству в стране. Больше того, Закон (§ 84) требует, чтобы в «каждом третьем докладе» содержался обзор общей ситуации и перспективы в сфере помощи юношеству. Разработка доклада поручается специальной комиссии в составе семи экспертов. Правительство прилагает к докладу свое мнение по выводам экспертов. Подытоживая сказанное о Законе 1990 г., отметим, что он предусматривает административные и уголовные наказания за нарушения своих положений. Так, в силу § 105 лишением свободы на срок до одного года или штрафом наказывается тот, кто без надлежащего разрешения осуществляет уход за ребенком или подростком, либо дает им пристанище, либо без разрешения держит приют для малолетних, если при этом по легкомыслию причинен тяжкий вред их физическому, духовному либо умственному развитию, а также в том случае, если указанные деяния хотя бы и не повлекли указанных последствий, но умышленно и злостно повторялись. Другим законодательным актом, направленным на предупреждение возможных правонарушений со стороны несовершеннолетних, является Закон о защите молодежи от 23 июля 2002 г. (Jugendschutzgesetz), заменивший собою два прежних Закона: Закон об охране молодежи в общественных местах (в ред. от 25 февраля 1985 г.) и Закон о распространении опасных для юношества сочинений (в ред. от 12 июля 1985 г.). Иными словами, он собрал воедино два важнейших направления по защите юного поколения от опасных внешних влияний. Этот Закон адресован только детям (до 14 лет) и подросткам (от 14 до 18 лет) и, в отличие от выше проанализированного Закона 1990 г., не рассчитан на молодых взрослых (junger Volljaehriger — от 18 до 21 года, а в оправданных случаях — до 27 лет). Данный Закон содержит, во-первых, специальную главу о защите молодежи в общественных местах (гл. 2), где предусмотрен ряд ограничений, касающихся пребывания несовершеннолетних на публике. Так, в силу § 4 этой главы дети и подростки, не достигшие 16 лет, не могут находиться в заведениях, посещаемых публикой (рестораны, закусочные, питейные заведения, зрелища), без сопровождения взрослых, отвечающих за их воспитание, а также в любом случае не вправе получать в этих заведениях еду или напитки в период с 5 часов утра до 23 часов. Исключения из этого правила допускаются только с разрешения Министерства по делам семьи, лиц преклонного возраста, женщин и молодежи, правительств отдельных земель ФРГ или высших ведомств этих земель по делам молодежи. Подросткам в возрасте от 16 до 18 лет запрещается пребывание в указанных заведениях без сопровождения родителей или заменяющих их лиц только в период с 24 часов ночи до 5 часов утра. Исключение делается для посещения представлений, на которые допускаются несовершеннолетние до 16 лет (на афишах и билетах должны быть специальные упоминания об этом), и для тех, кто находится в путешествии. Пребывание в ночных барах, ночных клубах и иных такого рода развлекательных учреждениях детям и подросткам запрещено вообще. Присутствие на публичных танцевальных мероприятиях детей и подростков до 16 лет без сопровождения лиц, ответственных за их воспитание, не разрешается, а подросткам старше 16 лет разрешается, но не позже чем до 24 часов (до полуночи). Исключение для несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, может быть сделано для посещения представлений, афиши которых снабжены специальным указанием органов помощи юношеству о допуске лиц этого возраста, либо представлений, служащих культурно-просветительным целям или целям знакомства с фольклором и народными обычаями. Что касается присутствия детей или подростков в публичных залах для азартных игр, то оно недопустимо в принципе. Исключение делается лишь для участия их в играх с получением выигрыша на народных фестивалях, праздничных состязаниях по стрельбе, ярмарках, специальных базарах благотворительного свойства и «иных подобных» представлениях и мероприятиях при одном непременном условии — выигрыш должен выражаться в вещах незначительной стоимости (ч. 2 § 6). В остальном же Закон не только запрещает детям и подросткам находиться в игорных залах и помещениях, оснащенных игорными аппаратами, но и безоговорочно запрещает им участвовать в подобных играх либо использовать аппараты, дающие возможность механического материального выигрыша. Если от публичного представления или игрового мероприятия исходит опасность для благоприятного физического, умственного или духовного развития детей либо подростков, то компетентные органы (как федеральные, так и местные), о которых упоминалось выше, вправе распорядиться, чтобы устроители не допускали на них детей и подростков. Кроме того, указанные органы вправе, если несовершеннолетний находится в месте, где существует непосредственная опасность его физическому, умственному или духовному развитию, распорядиться о том, чтобы несовершеннолетний покинул это место либо (в случае, когда нет возможности найти его родителя или иное ответственное за воспитание лицо) был препровожден под надзор местной службы по делам молодежи (Obhut des, Jugendamtes) с уведомлением о наиболее серьезных случаях такого рода высшего ведомства земли по делам молодежи. Закон 2002 г. в специальной норме регулирует вопрос о продаже алкоголя несовершеннолетним. В частности, § 9 устанавливает, что спиртоводочные изделия и продукты, содержащие спирт в сколько-нибудь значительных количествах (исключая мизерные дозы, используемые в кулинарии), не могут подаваться и продаваться несовершеннолетним в ресторанах, закусочных, магазинах и в иных публичных заведениях. Остальные алкогольные напитки не должны продаваться и подаваться в указанных местах несовершеннолетним моложе 16 лет, если они находятся там без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Запрещается также продажа алкогольных напитков через автоматы, за исключением случаев, когда автоматы установлены в недоступном для детей и подростков месте либо в специальных производственных помещениях, где за ними установлен постоянный надзор, исключающий для детей и подростков возможность получения алкогольных напитков. Наконец, нельзя не отметить такую норму, как § 10 рассматриваемого Закона, где устанавливается запрет на продажу в публичных местах табачных изделий детям и подросткам, не достигшим 16 лет, и на курение их в этих местах. Наряду с этим запрещается продажа сигарет и иных табачных изделий детям и подросткам через автоматы. Интересно отметить, что с учетом новизны такой меры и сложностей ее реализации срок вступления в силу данного параграфа был отнесен Законом на 1 января 2007 г. Важнейшим разделом Закона 2002 г. является глава 3 «Защита юношества в сфере средств информации». Под средствами информации здесь понимаются как средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы), так и книги, магнитофонные записи, фильмы, видеокассеты, живопись и иные виды изобразительного искусства. Германский законодатель счел, что термины «средства информации» (die Medien) и «носитель информации» (Traegermedien) являются более универсальными и всеохватывающими, чем употреблявшийся в прежнем Законе термин «сочинения». Почему-то именно в данной главе регулируются вопросы посещения несовершеннолетними кинотеатров. Согласно § 11 дети в возрасте до 6 лет на демонстрацию фильмов (за исключением учебных) в кинотеатры вообще не допускаются. Детям в возрасте от 6 до 12 лет можно присутствовать на демонстрации разрешенных для этого возраста фильмов; однако если сеанс заканчивается после 20.00, то посещать его можно только в сопровождении родителей или иных лиц, несущих ответственность за воспитание этих детей. Лицам в возрасте от 12 до 16 лет присутствовать на демонстрации разрешенных для них фильмов без сопровождения взрослых можно лишь в случае, если киносеанс заканчивается не позже 22 часов, а для лиц в возрасте от 16 до 18 — если сеанс заканчивается не позже 24 часов. Позднее этого времени они могут присутствовать в кинозале только в сопровождении взрослых, ответственных за их воспитание. Право разрешать прокат фильмов для несовершеннолетних в каждой отдельной земле ФРГ принадлежит высшему ведомству по делам молодежи (oberste Landesbehoerde) данной земли. Основная задача Закона в этой части — не допустить детей и подростков к опасной для них информации и ее носителям. Поэтому в обширной норме § 15 (шесть частей) содержится подробнейший перечень того, чего нельзя делать с этими носителями, — в целях охраны нравственного здоровья несовершеннолетних. В частности, запрещается, доступ к носителю опасной для юношества информации. Запрещается: 1) передавать ребенку или подростку либо иным образом делать этот носитель им доступным; 2) выставлять, рекламировать, демонстрировать или иным образом делать доступными эти носители детям и подросткам в месте, которое ими посещается или «просматривается»; 3) продавать их в розницу вне магазинов, в киосках или иных пунктах продажи, доступ покупателей в которые не контролируется, а также продавать их через систему посылочной торговли («книга — почтой») либо предлагать их через систему выдачи книг напрокат или читательских кружков. Касаясь вопроса о том, что считать опасным для юношества, Закон 2002 г. в ч. 2 § 15 устанавливает, что в первую очередь речь идет о таких произведениях, содержание которых включает в себя признаки преступлений, предусмотренных § 86, 130, 130-a, 131 и 184 Уголовного кодекса Германии (распространение пропагандистских средств антиконституционных организаций, разжигание межнациональной розни, призыв к совершению преступления, пропаганда и изображение насилия, распространение порнографических произведений). Они подлежат указанным выше ограничениям даже без внесения их в специальный Реестр опасных для юношества средств и носителей информации (см. ниже). Кроме того, к числу такого рода опасных для юношества относятся произведения: — восхваляющие войну; — изображающие людей, переносящих смертельные или тяжкие физические или душевные страдания в форме, унижающей достоинство человека, либо отображающие фактические события в указанной форме при отсутствии серьезного и оправданного общественного интереса именно к такому показу этих событий; — представляющие детей или подростков в неестественных, сексуально акцентированных позах; — произведения, которым явно свойственна серьезная угроза нанесения вреда развитию детей и подростков либо их воспитанию в качестве ответственных и социально активных граждан. Как видим, германский законодатель в этом вопросе не смог избежать употребления оценочных терминов («явно», «унижающая форма» и проч.), которые всегда таят в себе в большей или меньшей мере возможность злоупотреблений со стороны чиновников, реализующих данный Закон. В том же ключе следует оценить приведенное выше положение о запрете произведений (видимо, в первую очередь — произведений живописи и их воспроизведений посредством множительной техники), на которых дети и подростки представлены в сексуально акцентированных позах. Как будет действовать эта норма Закона в отношении обнаженных скульптур и картин с обнаженными телами? В прежнем Законе о распространении опасных для юношества произведений от 21 марта 1961 г. (в ред. 1985 г.) была примечательная норма § 5, устанавливавшая, что изображения и картины, которые отображают «культуру обнаженного тела», могут рассматриваться в качестве представляющих опасность для юношества, «если их угроза для нравственности несовершеннолетних очевидна». Такая формулировка при желании позволяла с одинаковой меркой подходить как к полупорнографическим альбомам и журналам, так и к шедеврам живописи и скульптуры. С другой стороны, такая формулировка Закона не была препятствием для распространения среди подростков «грязной» литературы (Schmutzliteratur) в огромных количествах. Сможет ли формулировка о запрете изображений, где дети или подростки представлены в сексуально акцентированных позах, стать эффективным критерием разграничения порнографии и обнаженной натуры в живописи и художественной фотографии? Определенную надежду в этом плане дает то, что в решении вопроса о включении тех или иных изображений в список запретных, ныне принимают участие не только чиновники, но и представители художественной интеллигенции, выдвинутые в состав Федеральной инспекции по опасной для юношества информации творческими союзами Германии. Эта инспекция служит важнейшим инструментом, проводящим в жизнь постановления Закона 2002 г. о защите от опасных для молодежи произведений (носителей информации). Федеральная инспекция по опасной для юношества информации (Bundespruefstelle fuer jugendgefaerdende Medien) является органом, осуществляющим цензуру за печатными произведениями и иными носителями информации на предмет наличия в ней негативных в плане воспитания молодежи моментов. В силу § 17 данного Закона эта инспекция учреждается федеральными властями и предназначена для решения вопросов о включении того или иного носителя информации в Реестр опасной для юношества информации (Liste jugendgefaerdender Medien) или исключении носителя из этого Реестра. Федеральная инспекция состоит из председателя, назначаемого Министерством по делам семьи, лиц преклонного возраста, женщин и молодежи, 16 членов, назначаемых правительствами земель (по одному от каждой земли ФРГ), и такого же числа членов, назначаемых вышеупомянутым Министерством. Кроме того, председателю и членам инспекции назначается не меньше одного заместителя. Правительства земель имеют право поручить назначение члена инспекции от земли и его заместителя высшему ведомству соответствующей земли по делам молодежи. Члены инспекции, назначаемые Министерством, подбираются по следующим сферам (Kreisen): искусство, литература, книготорговля и издательское дело, коллекционирование и распространение произведений живописи и их телеверсий, осуществление добровольной общественной помощи юношеству, осуществление государственной помощи юношеству, педагогика, религиозные корпорации. Подбор кандидатов осуществляется только по предложениям определенных групп и сообществ, перечисленных в Законе (§ 20). В частности, для сферы искусства таким сообществом является Германский культурный Союз, Ассоциация немецких писателей, Германский союз свободных авторов, ПЕН-центр; в сфере оказания государственной помощи юношеству — такие общественные организации, как Германский съезд сельских районов, Съезд немецких городов, Германский союз городов и общин. Что касается ведения самого Реестра опасных для юношества произведений и средств массовой информации (носителей информации), то он ведется Федеральной инспекцией в четырех частях: часть A (Открытый реестр носителей информации) включает те опасные для юношества носители информации, которые не охватываются другими частями (т. е. это наименее репрессивная часть Реестра); часть B (Открытый реестр с абсолютным запретом распространения носителя информации) включает те носители, которые не охватываются частью A (наиболее репрессивной) и, по оценке Федеральной инспекции, имеют в своем содержании признаки преступлений, предусмотренных § 86 УК (распространение пропагандистских средств антиконституционных организаций); § 130 УК (разжигание межнациональной вражды), § 130-a УК (призывы к совершению преступных деяний), § 131 УК (пропаганда (отображение) насилия) и ч. 3 и 4 § 184 (распространение порнографических произведений, изображающих половые сношения с детьми) УК Германии; часть C (Закрытый реестр) включает те носители опасной информации, которые оказались невключенными в часть A только потому, что от опубликования в Федеральном указателе (Bundesanzeiger) сведений об их включении в Федеральный реестр следовало отказаться по основаниям, предусмотренным в ч. 3 § 24 Закона 2002 г. (а именно если речь идет о материалах, распространяемых только по радио и телевидению, либо если предполагается, что такое опубликование причинит ущерб делу оказания социальной помощи молодежи). Кроме того, в часть C включаются все телесредства информации, которые не попадают в часть D; часть D (Закрытый реестр с абсолютным запретом на распространение) включает те носители опасной для юношества информации, которые не попали в часть B лишь потому, что от опубликования решения об их запрете следовало отказаться по основаниям, определенным в ч. 3 § 24 данного Закона (см. выше), а также те информационные теленосители, которые, по мнению Федеральной инспекции, содержат признаки преступлений, предусмотренных § 86, 130, 130-a, 131 и ч. 3 или 4 § 184 УК Германии (см. выше). Источник информации (носитель информации) не может быть включен в Федеральный реестр по причине только своего политического, социального, религиозного или мировоззренческого содержания. Он также не может быть включен в указанный Реестр, если «служит искусству либо науке, исследованиям или обучению либо «если публичные интересы этого требуют», разве что данный вид изображения (произведения) вызывает протесты в обществе (ч. 3 § 18 Закона 2002 г.). Закон также позволяет отказаться от включения в данный Реестр произведения, если оно хоть и опасно для юношества, но в незначительной степени. Как понимать незначительность (малозначительность), Закон не объясняет, нет даже намека на какие-либо критерии, так что данная норма (ч. 4 § 18) способна стать, по сути, лазейкой, которой могут воспользоваться при попытке донести до публики произведение, действительно опасное для молодежи. Определенным барьером в таких случаях может стать суд. Согласно ч. 5 § 18 рассматриваемого Закона любой носитель информации должен быть включен в Федеральный реестр, если вступившее в силу решение суда констатирует наличие в его содержании признаков преступлений, предусмотренных § 86, 130, 130-a, 131 или 184 УК Германии (см. выше). Согласно ч. 6 § 18 Закона 2002 г. телематериалы как носители информации подлежат обязательному включению в Федеральный реестр опасных для юношества произведений, если того потребует центральная наблюдательная служба, имеющаяся в каждой германской земле, разве что такое требование является явно необоснованным, либо с учетом практики Федеральной инспекции конкретный носитель информации не может считаться опасным для юношества. Иначе говоря, при всем уважении к принципам федерализма — последнее слово остается за федеральным органом, причем последний имеет серьезные возможности оставить это слово за собой, ибо именно он интерпретирует такие растяжимые оценочные понятия, как необоснованность требования со стороны земли или несущественная (по сравнению с другими случаями в практике Федеральной инспекции!) опасность носителя информации, запретить который требует та или иная земля ФРГ. Произведения (носители информации) исключаются из Федерального реестра, когда исчезают причины (предпосылки), по которым они были туда включены. Независимо от этих моментов, любой носитель информации вычеркивается из указанного Реестра по истечении 25 лет со дня его внесения туда. Что касается процедуры деятельности Федеральной инспекции по опасной для юношества информации, то прежде всего обращает на себя внимание, что инспекция решает те или иные вопросы противодействия опасной для юношества информации только по поступившим к ней ходатайствам определенных, уполномоченных на это юридических лиц. К ним относятся: Федеральное министерство по делам семьи, лиц преклонного возраста, женщин и молодежи, высшие ведомства земель по делам молодежи, центральные наблюдательные службы земель по защите молодежи от опасной для нее информации, службы по делам юношества (Jugendamt) в германских землях. Кроме того, по вопросу исключения произведений из Реестра к Федеральной инспекции могут обращаться их авторы, владельцы права использования таких произведений, авторы программ (если речь идет о ра дио или телевидении) и распространители информационной продукции. Особое регулирование предусмотрено в § 22 Закона для периодических изданий: они могут быть внесены в Федеральный реестр на срок от трех до 12 месяцев, если в течение предшествующих 12 месяцев более двух их материалов (статей, телесериалов) было включено в этот Реестр. Правда, это почему-то не касается ежедневных газет и политических журналов. Федеральная инспекция рассматривает дела в полном составе, однако в случаях, не терпящих отлагательства ввиду явной опасности конкретного носителя информации для юношества, она может решать дела в порядке упрощенного производства, заседая в составе председателя и двух членов. Если на заседании в таком составе не удалось достичь единогласия, вопрос передается на решение Федеральной инспекции в полном составе. Кроме того, заинтересованное лицо вправе требовать рассмотрения своего дела Федеральной инспекцией в полном составе в месячный срок после вынесения решения в порядке упрощенного производства. Внесение в Федеральный реестр опасной для юношества информации периодических изданий в порядке упрощенного производства не допускается. Решения Федеральной инспекции могут быть обжалованы в порядке административного производства в административные суды и высшие административные (на уровне отдельных земель) суды вплоть до верховной инстанции — Федерального административного суда Германии с резиденцией в Берлине. Жалоба подается на ФРГ в лице Министерства по делам семьи, лиц преклонного возраста, женщин и молодежи. Подача жалобы не приостанавливает исполнения вынесенного инспекцией решения. Закон 2002 г. предусматривает уголовные и административные наказания за нарушение его положений. Так, согласно § 27 лишением свободы на срок до одного года или штрафом наказывается тот, кто: предлагает, продает, передает, делает доступной, выставляет, рекламирует, объявляет подписку, ставит цену на информационную продукцию, опасную для юношества и внесенную по этой причине в Федеральный реестр. Аналогичное наказание грозит тому, кто такую продукцию производит, осуществляет ее поставки, создает ее запасы. Лицо, которое, будучи распорядителем выставок или кинопрокатчиком, несвоевременно помещает на указанной продукции запретительные для юношества указатели, допускает присутствие на таких выставках и киносеансах, а также на танцплощадках детей или подростков или как владелец закусочных или пивных допускает их присутствие в своих заведениях и тем самым по легкомыслию ставит в опасность духовное, умственное или физическое развитие ребенка либо подростка, — наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или штрафом до 180 дневных ставок <1>. ——————————— <1> Согласно § 4 УК Германии штраф назначается в дневных ставках (от пяти до 360 дневных ставок). Размер каждой ставки устанавливает суд с учетом материального положения подсудимого — в размере от одного до пяти тысяч евро.
Менее опасные нарушения данного Закона влекут административную ответственность (Ordnungsstrafe), которая, впрочем, может быть весьма ощутимой. Согласно ч. 5 § 28 Закона 2002 г. административный штраф за нарушение его положений может быть назначен в размере до 50 000 евро.
——————————————————————