Закупки для естественных монополий
(Кухтенков Д.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 3)
ЗАКУПКИ ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Д. КУХТЕНКОВ
Дмитрий Кухтенков, юрист, г. Москва.
С 1 января вступил в силу Закон, устанавливающий требования к закупкам естественных монополий для госкорпораций и ряда иных предприятий. Требования эти сформулированы не в виде запретов и дозволений. Они очерчивают определенное правовое поле, в рамках которого организации свободны в определении способов и методов закупочной деятельности.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует закупки:
— государственных корпораций;
— субъектов естественных монополий;
— организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло — и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов;
— государственных и муниципальных унитарных предприятий;
— автономных учреждений;
— хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия государства или муниципального образования превышает 50%;
— филиалов всех указанных выше предприятий (п. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
С 1 января закупки всех вышеназванных хозяйствующих субъектов (так называемых регулируемых организаций) подпадают под законодательное регулирование, но оно принципиально отличается от регулирования в сфере госзаказа.
Закон N 223-ФЗ распространяется на закупки всех видов товаров, работ и услуг независимо от их специфики и стоимости, за исключением купли-продажи ценных бумаг и валютных ценностей, приобретения товаров на товарной бирже, размещения заказов в соответствии с Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов…», закупок в области военно-технического сотрудничества и др. (п. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
Ключевое требование Закона — каждая регулируемая организация должна принять корпоративное положение о закупках и прописать процедуры, по которым она будет проводить свои закупки. Перечень способов закупок и основания их применения также устанавливаются самостоятельно, с учетом собственных хозяйственных потребностей.
Положение о закупках регулируемая организация обязана опубликовать к 1 апреля (п. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). До тех пор, пока собственное корпоративное положение о закупках организации не будет утверждено и опубликовано, при проведении закупок она будет руководствоваться Законом N 94-ФЗ.
В пункте 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установлены базовые принципы закупочной деятельности: экономическая эффективность, информационная открытость, обеспечение равноправия всех участников закупки, исключение ограничения конкуренции между участниками закупки.
Помимо принципов, установлены базовые требования к содержанию положения о закупках. Так, должны быть в обязательном порядке предусмотрены такие способы размещения заказа, как конкурс и аукцион (п. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме, устанавливает Правительство РФ.
Стоит отметить, что при размещении заказа в электронной форме регулируемая организация в отличие от госзаказчика вправе пользоваться не только электронным аукционом, но и электронным конкурсом, электронным запросом котировок и другими электронными способами размещения заказа.
В статье 4 Закона N 223-ФЗ установлены требования к информационному обеспечению закупочной деятельности. Так, в Интернете (на сайте госзакупок zakupki. gov. ru, а до 1 июля 2012 года — обязательно на корпоративном сайте организации) публикуются положение о закупке и закупочный план организации на год. При проведении каждой закупки регулируемая организация обязана заблаговременно размещать на сайте госзакупок извещение о закупке и закупочную документацию, все изменения и разъяснения к ним, а также протоколы, составляемые в процессе проведения закупки (п. п. 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Кроме того, регулируемая организация ежемесячно размещает на сайте госзакупок отчет с указанием:
— количества и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам проведенных закупок;
— количества и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
— количества и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок, сведения о которой составляют государственную тайну.
Если размещение информации на сайте госзакупок обязательно, то решение о размещении этой же информации на собственном сайте после 1 июля 2012 года регулируемая организация принимает самостоятельно (п. 7 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ предоставляет Правительству РФ право отложить вступление в силу всех новых требований. Время покажет, сможет ли система корпоративных закупок, формируемая на основании требований этого Закона, заработать надлежащим образом в срок.
——————————————————————