Шансы и риски малого бизнеса в Российской Федерации
(Киндсфатер Э.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 45)
ШАНСЫ И РИСКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Э. КИНДСФАТЕР
Эрика Киндсфатер, адвокат, Германия.
В рамках инвестиционной конференции в Берлине «Право в России — 2013» был проведен круглый стол на тему «Малые и средние предприятия в России — участие в программах содействия». Представляем читателям мнение адвоката из Германии — Эрики Киндсфатер о налоговом климате для малого и среднего бизнеса в России и государственной поддержке названных представителей бизнеса.
Малый бизнес в цифрах
В 2012 году численность среднего предпринимательства в Германии <1> составила 99,6% от всеобщего числа немецких компаний (3,7 млн.). При этом оборот средних предприятий (далее — СП) значительно превышает оборот DAX-компаний. В 2010 году, например, оборот СП составил 2 биллиона евро (без учета интернациональной деятельности), в то время как 30 DAX-компаний извлекли оборот размером в 1,14 биллиона евро (с учетом деятельности иностранных дочерних компаний). ——————————— <1> http://www. bmwi. de/DE/Mediathek/publikationen, did=548480.html
Федеральное министерство по делам экономики и технологии: доли МСП в Германии
120,00%
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00% Компании Учащиеся Работники Оборот
Около 60% социально застрахованных работников были заняты в 2010 году в субъектах малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), а пять из шести учащихся обучались в 2011 году на МСП. Доля российских субъектов МСП в ВВП России составляет, по некоторым данным, скромные 19 — 21%, а в общей численности занятых в 2009 году — 18,2% <2>. В то время как немецкие субъекты МСП относятся к высокоинновационным компаниям (54% из них создали в период с 2008 до 2010 года инновационный продукт, размер инвестиций МСП в процессы исследования и развития составил в 2010 году 8,7 млрд. евро), российские субъекты МСП представлены прежде всего в области торговли и оказания услуг. ——————————— <2> http://smb. gov. ru/content/expert/m, f,515431/
Категории субъектов МСП Предельная величина
Микро Малое Среднее
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, 25% 25% 25% муниципальных образований, иностранных юридических лиц в уставном капитале. Данное ограничение для иностранных физических лиц снято с 1 октября 2013 г.
Доля участия одного или нескольких 25% 25% 25% юридических лиц, не являющихся субъектами МСП
Средняя численность работников за 15 100 101 — 250 предшествующий календарный год
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) 60 млн. 400 млн. 1000 млн. без учета НДС за предшествующий календарный год
Задача развития МСП в России была поставлена Правительством, и существуют положительные тенденции в правовом, финансовом и иных секторах (например, сокращение сроков подключения к электросетям, снижение стоимости этой процедуры и др.). Одним из сдерживающих факторов для привлечения прямых иностранных инвестиций в сферу МСП является ограничение участия в уставном капитале. Его снятие для физических лиц, скорее всего, не приведет к созданию привлекательных условий ведения предпринимательской деятельности иностранными инвесторами, поскольку большинство из них являются юридическими лицами, которые выходят на российский рынок часто путем создания дочернего либо совместного с российским партнером предприятия.
Первые на выкуп арендованного имущества
Одним из важных шагов в направлении развития МСП в России стало принятие Федеральных законов N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в силе с 24.07.2007) и N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в силе с 22.07.2008). В результате у субъектов МСП появилось преимущественное право на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в собственности у субъектов РФ или в муниципальной собственности. При этом «льгота» заключается не в выгодной цене отчуждаемой недвижимости (приобретение возможно только по цене, равной рыночной стоимости имущества), а в освобождении от участия в торгах. Возможны две ситуации при реализации данного права: — уполномоченный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления принимает решение о возмездном отчуждении имущества и в обязательном порядке направляет арендатору предложение о заключении договора купли-продажи и его проект; — субъект МСП по своей инициативе направляет заявление данному органу о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. В последнем случае соответствующее заявление не влечет возникновения у арендатора обязанности заключить договор купли-продажи. Отметим, что до недавнего времени органы госвласти/местного самоуправления могли препятствовать приватизации, передавая имущество унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения либо включая объект недвижимости в специальный перечень имущества, не подлежащего отчуждению в частную собственность. Ситуация изменилась с введением ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ. Данное положение предусматривает преимущественное право МСП на приобретение и внесенного в перечень имущества. На защиту МСП также встал Президиум ВАС РФ, который пояснил в своем информационном письме от 05.11.2009 N 134, что наличие у арендатора права на приобретение может быть признано судом и в том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ органом власти совершены действия исключительно с целью воспрепятствовать реализации права на приобретение. В качестве примера ВАС РФ приводит случаи, когда имущество вносилось в уставный капитал хозяйственного общества, было передано унитарному предприятию либо включалось в названный выше перечень.
Неотделимые улучшения — в оплату недвижимости
Положительной мерой следует считать норму ч. 6 ст. 5 Закона N 159-ФЗ, в силу которой в счет оплаты приобретаемой недвижимости засчитывается стоимость ее неотделимых улучшений, которые были проведены арендатором (МСП) с согласия арендодателя. Данное положение укрепляет права арендатора по сравнению с общей ситуацией, регулируемой ГК РФ. Каким образом проявляется позитивный эффект от данной меры, становится ясно из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 9785/12. Между субъектом МСП (арендатором) и Департаментом имущественных отношений возникли разногласия в отношении выкупной цены спорного помещения, поскольку последний, ссылаясь на договор аренды, утверждал, что арендатор производил капитальный ремонт за счет собственных средств и без компенсации затрат. ГК РФ действительно допускает установление в договоре права арендодателя не оплачивать арендатору стоимость согласованных и произведенных за счет последнего неотделимых улучшений арендуемого имущества. ВАС РФ, подчеркнув императивный характер ч. 6 ст. 5 Закона N 159-ФЗ, посчитал уменьшение рыночной стоимости выкупаемого имущества правомерным. Дополнительно он отметил, что при определении стоимости таких улучшений стоит учитывать факт, что арендатор в течение некоторого времени пользовался отремонтированным имуществом.
Риски применения специальных налоговых режимов
Другой льготой для субъектов МСП являются «специальные налоговые режимы». Речь идет об упрощенной системе налогообложения и о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Эти режимы предусматривают (за некоторыми исключениями) освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации, налога на ее имущество и налога на добавленную стоимость. Однако данной льготой могут воспользоваться не все средние предприниматели. Право на применение упрощенной системы утрачивается, если доход компании по итогам отчетного периода превысил 60 млн. руб., а право на применение системы единого налога — если по итогам налогового периода средняя численность работников превысила 100 человек. Для принятия решения о применении специального налогового режима стоит разработать бизнес-план, который поможет ответить прежде всего на вопрос: какие лица будут являться контрагентами? Будут ли это (преимущественно) также субъекты МСП, применяющие налоговые льготы, либо компании, не освобожденные, например, от уплаты налога на добавленную стоимость, которые при покупке товара либо услуг не смогут возместить входящий НДС? Данная проблема не решится, если неплательщик НДС выставит партнеру счет-фрактуру, так как налоговый орган, вероятнее всего, не согласится с таким подходом. Выходом может быть, например, снижение цены (на 10 либо 18%).
Контрактная система на службе МСП
Поддержке малого предпринимательства служат положения нового Закона N 44-ФЗ (от 05.04.2013) о контрактной системе в сфере закупок, который вступает в силу с 01.01.2014 и обязывает заказчиков осуществлять закупки у данных субъектов в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб. Среднее предпринимательство не сможет воспользоваться этим преимуществом, однако его интересы учтены в плане по расширению доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, утвержденном в мае 2013 года Правительством РФ. Одними из целей данной дорожной карты являются изменение существующей практики, при которой к закупкам привлекались прежде всего дочерние и аффилированные компании заказчиков, и увеличение доли закупок в общем ежегодном объеме с 10 до 25%.
Субсидии и дешевые кредиты из бюджета
Субъекты МСП могут рассчитывать на финансовую поддержку. Правительство Москвы предусмотрело, например, в своем Постановлении от 01.06.2012 N 254-ПП распределение субсидий из бюджета города в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам (выданным на развитие производственной деятельности), на уплату лизинговых платежей по договорам финансового лизинга, а также в целях поддержки развития хозяйственной деятельности. Актуальным остается вопрос кредитования МСП. Также следует считать верным шагом в развитии МСП запланированное предоставление кредитным организациям средств из федерального бюджета для их дальнейшего распределения в виде «длинных» кредитов с 10-процентной ставкой, поддержку со стороны существующих региональных гарантийных фондов и создание федерального гарантийного фонда.
Нерешенные вопросы
Нужно подумать о введении налоговых льгот для средних предпринимателей, что способствовало бы их развитию и уходу от практики, при которой растущее малое предпринимательство предпочтет, скорее, разделиться на несколько других МП во избежание применения общей системы налогообложения. При оформлении договорных отношений иностранные инвесторы часто обосновывают свой выбор в пользу иностранного права и подсудности недостаточной гибкостью российского законодательства, отсутствием важных для оформления отношений правовых норм, недоверием к сложившейся практике по корпоративным спорам и, конечно же, коррупцией. Высокий уровень защиты прав и интересов придаст наряду с реформами ГК уверенность в завтрашнем дне, которая крайне необходима для планирования и ведения бизнеса. Следующими задачами должны стать снижение уровня бюрократии, упрощение и ускорение процесса выдачи разрешений, а также прямой контакт органов власти с иностранными инвесторами (особенно в регионах).
——————————————————————