Установление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за престарелым, не достигшим возраста 80 лет и не являющимся инвалидом первой группы, но нуждающимся в постоянном постороннем уходе, производится только по заключению лечебного учреждения
(Ефремов А. В.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 1)
УСТАНОВЛЕНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ КОМПЕНСАЦИОННОЙ ВЫПЛАТЫ ЛИЦУ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ УХОД ЗА ПРЕСТАРЕЛЫМ, НЕ ДОСТИГШИМ ВОЗРАСТА
80 ЛЕТ И НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ИНВАЛИДОМ ПЕРВОЙ ГРУППЫ,
НО НУЖДАЮЩИМСЯ В ПОСТОЯННОМ ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ,
ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
Рассмотрены вопросы установления ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за престарелым, не достигшим возраста 80 лет и не являющимся инвалидом первой группы, но нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
Ключевые слова: компенсационная выплата, престарелый, нуждающийся в уходе.
Establish a monthly compensation payment…
A. V. Efremov
The problems of establishing a monthly compensation payment a person caring for the aged under the age of 80 years and non-disabled group 1, but in need of a permanent home care.
Key words: compensatory payment, the elderly, in need of care.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 августа 2010 г. N 595 было принято решение о пересмотре решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Как известно, с 1 января 2010 г. ежемесячные выплаты инвалидам производятся без учета степени ограничения способности к трудовой деятельности. В связи с этим до 1 сентября 2010 г. должны были быть пересмотрены решения федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы относительно граждан, признанных инвалидами с 1 января 2010 г., а также прошедших освидетельствование с 1 января по 6 апреля 2010 г. Речь идет о тех инвалидах, которым была установлена вторая группа инвалидности при наличии третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности. При этом дополнительное переосвидетельствование указанных инвалидов проводиться не будет.
В практике применения пенсионного законодательства при реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» возникают некоторые сложные вопросы, в том числе и связанные с процедурой назначения ежемесячных компенсационных выплат. Основным же поводом для написания настоящей статьи послужили исковые заявления, поступившие в военный комиссариат, с претензиями к отделу социального обеспечения в связи с отказом в выплате ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами второй и третьей группы, имеющим третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. Рассмотрим в качестве примера одно из заявлений истца, который в своем заявлении указал буквально следующее: «…истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, является инвалидом второй группы, заболевание получено в период прохождения военной службы, состоит на пенсионном учете в военном комиссариате. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года N 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 июля 2008 года установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы. Пункт 4 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» приравнял инвалидов второй группы, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности третьей степени, к инвалидам первой группы без проведения дополнительного переосвидетельствования по вопросам установления размеров пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также по вопросам предоставления мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг. Истец является инвалидом второй группы, имеющим третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. А значит, по мнению истца, военный комиссариат субъекта Российской Федерации неправомерно отказывает выплачивать ежемесячную компенсационную выплату в размере 1200 рублей неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом второй группы, имеющим третью степень ограничения к трудовой деятельности, на основании вышеназванного Федерального закона о приравнивании инвалидов второй группы, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности третьей степени, к инвалидам первой группы без проведения дополнительного переосвидетельствования. Пенсионный Фонд Российской Федерации по Чувашской Республике признал истца инвалидом первой группы, что подтверждается соответствующей приложенной справкой. В справке указано, что на себя истец получает ежемесячную денежную выплату по категории как приравненный к инвалиду первой группы и имеет право на дополнительную медицинскую помощь в получении лекарственных средств…».
Порядок предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343, которым утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее — Правила).
Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Компенсационная выплата назначается и производится органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.
Для назначения компенсационной выплаты представляются:
а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за ребенком-инвалидом либо лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;
в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) справка, подтверждающая факт установления нетрудоспособному гражданину инвалидности, либо выписка из акта его освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;
е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;
ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.
Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина.
Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявлений со всеми необходимыми документами.
В случае отказа в назначении компенсационной выплаты орган, осуществляющий выплату пенсии, в течение пяти дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом лицо, осуществляющее уход, и нетрудоспособного гражданина (законного представителя) с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения.
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В случае если к заявлениям приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее, чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления. С этого момента производятся компенсационные выплаты.
Осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях:
а) смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
б) прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии;
в) назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера;
г) назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице;
д) выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;
е) истечение срока, на который нетрудоспособному гражданину была установлена первая группа инвалидности либо категория «ребенок-инвалид»;
ж) достижение ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена первая группа инвалидности;
з) помещение нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания;
и) лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав.
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение пяти дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, послужившие основанием для прекращения выплат.
В случае перемены нетрудоспособным гражданином места жительства и продолжения осуществления за ним ухода лицом, которому была назначена компенсационная выплата, орган, осуществлявший выплату ему пенсии, приостанавливает осуществление компенсационной выплаты. Орган, осуществляющий выплату пенсии по новому месту жительства, по заявлению лица, осуществляющего уход, о продолжении им ухода за нетрудоспособным гражданином возобновляет осуществление компенсационной выплаты с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было приостановлено.
Орган, осуществляющий выплату пенсии, вправе затребовать от лица, осуществляющего уход, повторное представление (предъявление) необходимых документов.
Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года до обращения за ее получением. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Подпунктом «д» п. 6 Правил предусмотрено, что для назначения компенсационной выплаты представляется справка, подтверждающая факт установления нетрудоспособному гражданину инвалидности, либо выписка из акта его освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
В рассматриваемом в настоящей статье случае военный комиссариат отказался выплачивать вышеуказанную компенсацию, ссылаясь на то, что в соответствии с Правилами в обязательном порядке должна быть представлена справка, подтверждающая факт установления нетрудоспособному гражданину инвалидности первой группы.
Из п. 1 Правил следует, что они определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее — Указ) порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Пунктом 1 Указа предусмотрено установление ежемесячных компенсационных выплат в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).
Из содержания приведенной нормы Указа следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
При этом по смыслу Указа под «неработающими трудоспособными лицами» понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Таким образом, признание права на получение компенсационных выплат за гражданами, получающими пенсию (пособие), не согласуется с положениями Указа, поскольку в нем говорится о компенсационном, а не о дополнительном характере выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Данный вывод подтвержден Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N ГКПИ 07-1416. Следовательно, в Правилах речь идет о компенсационном характере выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Кроме того, в подп. «в» п. 9 Правил указано, что осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.
Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 4 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1416 также подтвердил отсутствие противоречия в ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которая вопросы осуществления ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом, не регулирует. В рассматриваемом случае истец мог бы в досудебном порядке обратиться в МСЭК (ранее — ВТЭК) за получением необходимого ему заключения, что он нуждается в постоянном постороннем уходе, либо получить заключение лечебного учреждения о том, что истец является престарелым, который нуждается в постоянном постороннем уходе.
Только инвалидам первой группы заключение МСЭК (ранее — ВТЭК) о необходимости постоянного постороннего ухода не требуется (кроме случаев, когда необходим специальный медицинский уход). Дело в том, что первая группа инвалидности устанавливается тем лицам, которые по характеру заболевания и степени утраты профессиональной трудоспособности нуждаются в постоянном постороннем уходе (или надзоре).
Таким образом, если истец не является инвалидом первой группы, не достиг возраста 80 лет, и у истца отсутствуют необходимые документы, указывающие на необходимость постоянного постороннего ухода за ним, то соответственно и оснований для указанной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход (неработающему, но трудоспособному), не имеется.
Однако компенсация по уходу (в настоящее время составляющая 1200 руб.) выдается самому пенсионеру вместе с пенсией. Предполагается, что эти деньги пенсионер должен отдавать гражданину, который осуществляет постоянный уход за пожилым человеком. Если уход осуществляется непостоянно, можно платить меньше или другому человеку, который реально помогает. А также необходимо знать и то, что гражданину, который оформил уход за пожилым человеком, это время ухода засчитывается в трудовой стаж.
——————————————————————