От банковской гарантии к независимой гарантии: развитие института гарантии в России в 2010 году с точки зрения концепции межотраслевых связей гражданского права и потребностей складывающейся практики

(Сафиуллина Д. Р.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 1)

ОТ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ К НЕЗАВИСИМОЙ ГАРАНТИИ: РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГАРАНТИИ В РОССИИ В 2010 ГОДУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПОТРЕБНОСТЕЙ СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ПРАКТИКИ <*>

Д. Р. САФИУЛЛИНА

——————————— <*> Safiullina D. R. From the bank guarantee to the independent guarantee: development of the institute of the bank guarantee in Russia in 2010 from the point of view of the conception of intersectoral relations of the civil law and requirements of the practice.

Сафиуллина Дина Ринатовна, аспирантка Казанского (Приволжского) федерального университета.

Автор анализирует современное развитие института банковской гарантии в России.

Ключевые слова: банковская гарантия, гражданское право, Гражданский кодекс.

The author analyzes modern development of the institute of the bank guarantee in Russia.

Key words: bank guarantee, civil law, Civil code.

В 1995 году, с введением в действие первой части Гражданского кодекса РФ <1> (далее по тексту — ГК РФ), в России впервые появился самостоятельный институт банковской гарантии. В ГК РСФСР <2> и Основах гражданского законодательства <3> гарантия приравнивалась к поручительству, и на нее распространялись посвященные поручительству правила ст. ст. 203 — 208 ГК РСФСР. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. <2> Гражданский кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964 // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407. <3> Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

Отличие банковской гарантии от поручительства состоит, во-первых, в том, что в рамках гарантийного обязательства не учитываются претензии и возражения принципала (основного должника) к бенефициару (кредитору). Во-вторых, в специфическом субъектном составе: выступать гарантом может исключительно банк, иное кредитное учреждение, страховая организация. В Концепции развития гражданского законодательства <4> (далее по тексту — Концепция) содержится положение о том, что на момент принятия ГК РФ подобное ограничение (субъектное. — Д. С.) являлось обоснованным, а в настоящее время сохранение такого рода ограничений, препятствующих выдаче независимых гарантийных обязательств от имени иных, не указанных в ГК РФ субъектов, неоправданно сужает сферу использования данного инструмента, создает затруднения в международной торговой практике. Также в Концепции предлагается изменить используемое в ГК РФ наименование этого способа обеспечения исполнения обязательств на «независимую гарантию». ——————————— <4> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

Опубликованные ныне на сайте Высшего Арбитражного суда РФ поправки в ГК РФ относительно данного института существенно изменяют положения о гарантии. Если внимательно проанализировать суть поправок, внесенных в ГК РФ, можно проследить тенденцию сближения института гарантии с институтом поручительства. Такие выводы сделаны нами на основании следующего: во-первых, предлагается разрешить уступку бенефициаром своих прав по гарантии, запрет на которую был ранее одним из отличий гарантии от поручительства. Во-вторых, предлагается законодательно закрепить письменную форму гарантии, как это сделано в положениях действующего ГК РФ о поручительстве. В-третьих, предлагается расширить субъектный состав лиц, могущих выступать гарантом, включив в него все коммерческие организации. Поскольку субъектный состав лиц, способных выступать в качестве поручителя, не ограничен, расширение перечня лиц, выступающих на стороне гаранта, свидетельствует о сближении этих двух институтов. Данный процесс сближения является ничем иным, как проявлением внутреннего взаимодействия межотраслевых связей договорного права, поскольку в рамках гражданского права нормы института поручительства оказывают непосредственное влияние на нормы института гарантии. Кроме того, по крайней мере два положения (об изменениях в обязательствах гаранта без отзыва гарантии, возможность внесения которых признается в ст. 8 Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г., и об исполнении гарантом требования бенефициара, когда, например, он вправе приостановить платеж на срок до 7 дней в случаях, когда у него есть разумные основания) подверглись изменениям в результате воздействия на институт гарантии норм иностранного права. Это изменение положений действующего ГК РФ демонстрирует влияние на институт гарантии гражданского права России норм международного права, что является проявлением внешнего аспекта межотраслевых связей гражданского права. Отдельные поправки внесены в статьи, регулирующие гарантию, будучи применяемыми в судебной практике (например, указание об обязательной письменной форме для банковской гарантии было дано в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда от 15.01.1998 N 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии») <5>. ——————————— <5> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

Таким образом, нормы о гарантии были существенно переработаны как в Концепции, так и, впоследствии, в предлагаемых поправках к ГК РФ. Налицо совершенствование действующего законодательства, его эволюция. Мы заметили, что основные тенденции изменения норм о гарантии связаны с влиянием на них норм смежных правовых институтов (в этом проявляются межотраслевые связи гражданского права), это прежде всего сближение норм о гарантии с нормами о поручительстве, а вторая по значимости — следование положениям международного права, т. е. проявление внешнего аспекта межотраслевых связей гражданского права. Особое место, хотя и незначительное, занимают поправки, предлагаемые к внесению с учетом сложившейся судебной практики. Такие изменения представляются важными и нужными, поскольку делают институт гарантии соответствующим правовым реалиям современности и позволяют расширить сферу его применения.

——————————————————————