О возможности наследования предоставленных ветеранам единовременных денежных выплат на приобретение жилья
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 4)
О ВОЗМОЖНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ВЕТЕРАНАМ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
В статье рассмотрен вопрос о возможности наследования близкими и родными предоставленных ветеранам единовременных денежных выплат на покупку жилья, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.
Ключевые слова: наследство, масса, ветеран, выплаты, жилье, наследники, наследодатель.
Some questions about the possible inheritance of lump-sum cash payments to veterans for the purchase of housing A. V. Efremov
This article describes the possibility of inheritance of close relatives of veterans of lump-sum cash payments for purchase of housing, which leads to problems in practice.
Key words: heritage mass, veteran benefits, housing, the heirs of the testator.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, участников Великой Отечественной войны, их вдов, а также нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение), обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Минрегионразвития России. Средства для этого выделяются из федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации вышеназванным Законом делегированы полномочия по установлению формы и порядка предоставления гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем. В большинстве субъектов Российской Федерации указанная социальная поддержка предоставляется в виде ЕДВ на приобретение жилья. Процесс этот занимает далеко не один день. А поскольку ветеранам (их вдовам) уже 80 — 90 и более лет, то очень часто происходит следующее: ветеран подписывает письменное заявление на обеспечение жильем в виде ЕДВ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации своим решением предоставляет (выделяет) ветерану ЕДВ в конкретной сумме. Ветерана приглашают (приходят к нему), поздравляют, вручают свидетельство о том, что он является получателем конкретной денежной суммы. Ветеран открывает на свое имя лицевой блокированный счет, на который и перечисляется выделенная сумма. Затем ветеран умирает. А вот далее, несмотря на то что речь идет о федеральных средствах, определять «посмертную судьбу» которых субъектам Российской Федерации предоставлено не было, т. к. она должна регулироваться гражданским законодательством, все происходит совершенно по-разному. В Костромской, Кировской и других областях в соответствии с постановлениями правительств указанных субъектов Российской Федерации и изданными на их основе порядками предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов выплаты предоставляются путем перечисления средств на счета, открытые в отделениях Сбербанка России. Наследоваться указанные средства должны в соответствии с нормами наследственного права. Так, на сайте правительства Кировской области в рубрике «Задать вопрос власти» имеется следующий официальный ответ на вопрос о дальнейшей судьбе перечисленных вдове ветерана денежных средств: «Согласно статье 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Поскольку в соответствии со статьей 128 ГК Российской Федерации денежные средства отнесены к вещам, они наследуются согласно гражданскому законодательству в установленном им порядке. Правовых оснований для взыскания суммы социальной выплаты, перечисленной до дня смерти наследодателю, в соответствии с Законом Кировской области «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета», не имеется». В Вологодской, Ярославской и других областях в соответствии с местными порядками предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов после смерти последних переведенные на их счета деньги отзываются органами этих субъектов. В указанных случаях суды встают на сторону чиновников, а в исковых требованиях о включении выплат в наследственную массу наследникам отказывают. Объективности ради следует сказать, что некоторые суды при решении данного вопроса руководствуются все же гражданским законодательством, а не актами субъектов Российской Федерации. Так, решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 15 июня 2010 г. N 2-1329/10 была включена в состав наследственной массы сумма выделенной ветерану субсидии на приобретение жилья. Суд кассационной инстанции согласился со всеми выводами суда первой инстанции. В решении Ленинского районного суда говорится следующее: «Отец истца, Исмайлов Касум Исмайыл-Оглы, участник Великой Отечественной войны, безусловно, имел право на указанную субсидию, при жизни своим волеизъявлением подтвердил намерение пользоваться субсидией. Судом установлено, что субсидия не была реализована Измайловым К. И.-О. при его жизни по обстоятельствам, не зависящим от его воли. При этом ответчиком не приведено ни одного обстоятельства, свидетельствующего о невозможности реализации субсидии в случае, если бы не наступила смерть Исмайлова К. И.-О. При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что выделенная субсидия не может являться наследственным имуществом, не могут быть признаны ни убедительными, ни правомерными. Суд считает возможным при рассмотрении данного спора руководствоваться по аналогии позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в п. 8 которого указывается: «…если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано». Однако есть и судебные решения, которыми суды отказали наследникам тех ветеранов, которым при жизни была предоставлена единовременная денежная выплата, средства были перечислены на счета, но затем после смерти ветерана отозваны органами субъекта Российской Федерации, во включении указанных выплат в наследственную массу. На наш взгляд, такие решения следует отнести к неправомерным. Во-первых, неправильно были истолкованы и применены в указанной конкретной ситуации положения ст. 1112 ГК РФ о том, что не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. В результате этого сделан ошибочный вывод, что выплата неотъемлемо связана с личностью получателя и наследоваться не может. Судами не было учтено, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 532-О-О, в котором решается вопрос наследования пенсии, поясняется, что неразрывно связанным с личностью гражданина является право установления за данным лицом права на получение того или иного вида социальной поддержки. Когда ветеран (вдова ветерана) стоял в очереди на обеспечение жильем, его право на получение в будущем единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий было неразрывно связано с его личностью как участника Великой Отечественной войны. Но после того как было вынесено решение уполномоченного органа о предоставлении выплаты в конкретной денежной сумме, выдано свидетельство о том, что он является получателем конкретной денежной суммы, на имя ветерана был открыт именной лицевой блокированный счет, на который и была зачислена предоставленная денежная сумма, данное право является имущественным правом, подлежащим наследованию. И после соблюдения указанного процессуального порядка факт предоставления выплаты на приобретение жилья не должен ставиться в зависимость от фактического приобретения жилья, т. е. дальнейшая привязка к реализации права (распоряжению денежными средствами) неправомерна. Судами не было принято во внимание, что в соответствии с разъяснением, приведенным в вышеназванном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, наследники не являются субъектами конкретного вида правоотношения (в данном случае — по обеспечению жильем ветерана), природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения денежных средств, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Во-вторых, судами не была применена уточняющая состав наследственной массы ст. 1183 ГК РФ о наследовании невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию (а денежная выплата, предназначенная для расходования в целях жизнеобеспечения, компенсации необходимых затрат для улучшения условий проживания, называющаяся социальной поддержкой, безусловно, относится к категории средств к существованию). Также не принято во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1, посвященное применению судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина. Из п. 5 данного Постановления следует, что суммы, подлежащие уплате во исполнение обязательства, неразрывно связанного с личностью, наследуются, даже если они еще не были переданы наследодателю, т. е. не уплаченные, но начисленные (выделенные в конкретном денежном выражении) и подлежащие уплате суммы перестают обладать свойством неразрывной связи с личностью их получателя. Тем более теряют свойство неразрывной связи с личностью суммы, уже зачисленные на счет получателя. В-третьих, в силу ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на приобретение жилья предоставляются из федерального бюджета в качестве субвенций и зачисляются в установленном порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу той же статьи средства носят целевой характер. Анализ указанного Закона в целом и ст. 23.2 в частности указывает на то, что предметом его регулирования являются бюджетные отношения. Это означает, что: — указанные нормы применяются только в отношении бюджетных средств, в данном случае переданных субъекту Российской Федерации в качестве субвенций; — требование о целевом использовании средств относится к субъекту Российской Федерации, получившему субвенции; — взысканию в качестве использованных нецелевым образом подлежат бюджетные средства (порядок взыскания, к которому отсылает ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», установлен ст. 284 и другими статьями БК РФ). В-четвертых, с момента передачи средств гражданам эти средства перестают быть объектом бюджетных правоотношений, в частности потому, что граждане не являются субъектами таких отношений (ст. ст. 1, 152 БК РФ). Зачисленная на счет получателя в банке сумма денежной выплаты принадлежит владельцу счета в качестве его имущества, а права на нее определяются нормами гражданского права. Отношения по поводу выплат, зачисленных на счета граждан, определяются нормами гражданского права, т. е. нормами федерального законодательства (ст. 3 ГК РФ). Эти отношения не могут регулироваться актами субъектов Российской Федерации, в том числе изданными в соответствии с п. 5 Правил предоставления субвенции из федерального бюджета… утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614, которым определено, что «форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Акты субъектов Российской Федерации могут регулировать бюджетные отношения и устанавливать порядок действий соответствующих органов и должностных лиц в процессе передачи гражданам денежных средств. Вследствие неправильной юридической квалификации возникших отношений суды допустили ошибки, применив акты субъектов Российской Федерации (порядки предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов). Но положения данных актов применимы только к регулированию бюджетных отношений и определению порядка действий соответствующих органов и должностных лиц в процессе передачи гражданам денежных средств. В отношении уже перечисленных на счет гражданина средств они применяться не могут. В-пятых, возможность лишения гражданина его имущества должна прямо следовать из закона (ст. 35 Конституции Российской Федерации). Судами не была применена ст. 854 ГК РФ, рассматривающая случаи ограничения прав владельца счета в отношении денежных средств на счете. Поскольку возможность списания денежной выплаты, зачисленной на счет гражданина, помимо его воли федеральным законодательством не предусмотрена, отношения между банком и гражданином по поводу списания определяются договором банковского счета. В этом договоре должно быть прямое распоряжение ветерана о праве банка на списание денежных средств со счета после его смерти в пользу администрации (именно эта фраза, придающая распоряжению четкий смысл, а не какая-либо другая, которую можно толковать двояко, должна содержаться в договоре). Соглашение между администрацией и банком о праве администрации отозвать денежные средства со счета ветерана после его смерти не является частью договора банковского счета и судами приниматься во внимание не должно. Приведенные выше и другие аргументы в пользу того, что выплата должна наследоваться, указаны также в официальном развернутом заключении члена Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, директора института нотариата, заведующей кафедрой гражданского права СПбГУ Н. Ю. Рассказовой. Общий вывод ее заключения таков: 1) сумма денежной выплаты, зачисленная на банковский счет лица, принадлежит ему в качестве его имущества на основаниях, установленных гражданским правом; 2) право банка на безакцептное списание этой суммы или иное ограничение прав владельца счета должно быть прямо предусмотрено договором банковского счета между банком и клиентом; 3) право субъекта Российской Федерации на возврат суммы денежной выплаты при наступлении определенных условий должно прямо следовать из договора или иного основания, с которым федеральный закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ); 4) сумма денежной выплаты входит в состав наследства на общих основаниях, причем, будучи обремененной правами третьих лиц (например, правами субъекта Российской Федерации на ее возврат), при наличии таких прав <1>. ——————————— <1> URL: http://www. gazeta-yurist. ru/article. php? i=1953.
По нашему мнению, в целях исключения неоднозначного толкования правовых норм, регулирующих правоотношения по обеспечению жильем ветеранов в виде предоставления единовременной денежной выплаты, учитывая все изложенное, а также для того, чтобы ветераны, уходя из жизни, были уверены, что все, ими заслуженное, останется их потомкам, в самое ближайшее время необходимо дополнить ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» нормой о наследовании выделенных (начисленных) ветеранам (их вдовам) денежных выплат на приобретение жилья <2>. ——————————— <2> URL: http://www. gazeta-yurist. ru/article. php? i=1773.
Таким образом, если лицо, получившее сумму денежной выплаты, умирает, указанное имущество входит в состав наследства на общих основаниях (ст. 1110 ГК РФ). Кроме того, по правилам ст. 1128 ГК РФ права на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или находящиеся на любом другом счете гражданина в банке, могут быть по усмотрению гражданина завещаны либо в порядке, предусмотренном ст. ст. 1124 — 1127 ГК РФ, либо посредством совершения завещательного распоряжения в письменной форме в том филиале банка, в котором находится этот счет <3>. ——————————— <3> Крашенинников П. В. Комментарий. URL: http://www. gazeta-yurist. ru/article. php? i=1773.
В качестве подтверждения того, что данные вопросы вызывают сложности в правоприменительной практике даже у судейского корпуса, приведем следующий пример из рассмотренных одним из городских судов Республики Татарстан гражданских дел. Так, за период с 2010 г. по 2011 г. Азнакаевским городским судом рассмотрено девять заявлений граждан из числа вдов умерших ветеранов Великой Отечественной войны Азнакаевского района и г. Азнакаево к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее — министерство), исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решений жилищной комиссии исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, о признании права на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. В Республике Татарстан улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в форме предоставления целевых субсидий на приобретение жилья. Порядок предоставления субсидий закреплен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 г. N 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан». Согласно п. п. 9 — 11 данного Постановления после получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета. Уполномоченный банк еженедельно предоставляет в министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах. В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина, договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При рассмотрении дел данной категории у судей Азнакаевского городского суда Республики Татарстан возникли некоторые вопросы, требующие разъяснений, а именно: 1. Подлежит ли включению в наследственную массу право на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в случае если между ветераном (наследодатель), именуемым «покупатель», с одной стороны, и продавцом жилого помещения, с другой стороны, был заключен предварительный договор купли-продажи жилья с уплатой покупателем задатка? 2. Подлежит ли включению в наследственную массу жилое помещение в случае, если между ветераном (наследодатель), именуемым «покупатель», с одной стороны, и продавцом жилого помещения, с другой стороны, был заключен договор купли-продажи жилья, документы для регистрации права собственности были сданы в государственный регистрирующий орган, однако до регистрации перехода права собственности покупатель жилья (ветеран) умер? 3. Если да, является ли данное обстоятельство правовым основанием для удовлетворения требований наследников и продавца жилого помещения о возложении на министерство обязанности перечислить субсидию на счет продавца жилого помещения? 4. Подлежит ли включению в наследственную массу жилое помещение в случае, если покупатель (ветеран) представил в территориальный орган социальной защиты все необходимые документы, однако до перечисления денежных средств покупатель жилья (ветеран) умер? 5. Если да, является ли данное обстоятельство правовым основанием для удовлетворения требований наследников и продавца жилого помещения о возложении на министерство обязанности перечислить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на счет продавца жилого помещения? По мнению судей Азнакаевского городского суда Республики Татарстан, данные требования подлежат удовлетворению. Вывод об этом основан на следующем. Анализ положений Федерального закона «О ветеранах» и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» свидетельствует о том, что реализация гражданами названной категории права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья связана с обязательным условием совершения такими гражданами предусмотренных вышеуказанным Положением определенных действий, в том числе заключения договора купли-продажи жилого помещения либо иного договора, подлежащего регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По мнению судей Азнакаевского городского суда Республики Татарстан, если после получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатель субсидии (ветеран) совершил определенные действия, связанные с приобретением им жилья на условиях оплаты стоимости приобретаемого имущества за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, указанное обстоятельство является подтверждением того, что ветеран (иное предусмотренное законом лицо названной категории) фактически совершил действия, направленные на реализацию права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья. Так, один из районных судов Республики Татарстан, рассматривая такое гражданское дело, указал: исходя из совокупности исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд находит установленным, что ветерану войны еще при жизни в апреле 2010 г. из федерального бюджета была выделена субвенция для приобретения жилья. В установленном порядке он за счет выделенных личных средств приобрел право собственности на квартиру. Однако министерство в нарушение установленных Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан сроков не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных из федерального бюджета денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии. С учетом того что право собственности ветерана на квартиру зарегистрировано в установленном порядке, возникший спор напрямую затрагивает права заявительницы, которая является наследницей первой очереди умершего ветерана. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным Кодексом или другими законами. В рассматриваемом судом случае право на получение субсидии на приобретение жилья неразрывно связано с личностью получателя субсидии, но в ситуации, когда таковая фактически выделена, но не выплачена путем зачисления на блокированный счет получателя субсидии с дальнейшим переводом денежных средств на счет продавца жилого помещения, выделенная из федерального бюджета сумма, носящая как целевой, так и адресный характер, входит в наследственную массу. Таким образом, в состав наследства входит приобретенная наследодателем квартира с наложенным обременением в пользу продавца в связи с непоступлением на счет продавца денежных средств, и имущественное право требования перечисления поступивших из федерального бюджета денежных средств в виде субвенции, выделенных наследодателю при его жизни, на открытый блокированный счет на его имя с последующим переводом их продавцу квартиры. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Обеспечение ветеранов войны, членов их семей субсидиями за счет федерального бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Свои обязательства в данном конкретном случае государство в лице Минфина России исполнило в полном объеме, выделив на конкретного претендента субсидию в установленном размере. Во избежание нецелевого использования выделенных средств законодатель предусмотрел порядок доставления денежных средств через соответствующее министерство продавцу жилого помещения, заключившему договор с получателем субсидии. Таким образом, государство гарантировало получателю субсидии (его правопреемнику) исполнение обязательств по перечислению выделенных денежных средств в счет оплаты по заключенному договору купли-продажи конкретной квартиры. Однако министерство, которое призвано обеспечить поступление денежных средств получателю субсидии и выполнить тем самым техническую сторону процесса, в нарушение Федерального закона «О ветеранах» взяло на себя несвойственные ему функции и полномочия по пересмотру уже разрешенного вопроса по выплате субсидии, выделенной государством, за счет которой получатель субсидии при жизни приобрел квартиру. Поступление же в министерство денежных средств в объеме, достаточном для формирования определенного списка получателей субсидии согласно очередности по сводному республиканскому реестру и включение в этот список конкретного лица наряду с другими гражданами, не является бесспорным основанием для признания части выделяемых средств собственностью того или иного лица, указанного в списке, и включения этих средств в наследственную массу в случае смерти гражданина, если гражданином, имеющим право на получение субсидии, при жизни не были совершены необходимые действия. В качестве такого примера можно привести гражданское дело N 2-1621/2011, возбужденное по исковому заявлению Х. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, к министерству о включении в состав наследства имущественного права на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, о возложении обязанности перечислить субсидию на приобретение жилья за счет субвенции, выделяемой из федерального бюджета. Решением Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 28 ноября 2011 г. в удовлетворении исковых требований Х. отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 19 января 2012 г. данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Х. — без удовлетворения <4>. ——————————— <4> URL: http://aznakaevsky. tat. sudrf. ru/modules. php? name=docum_sud&id;=339.
Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право наследования гарантируется (ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 35). Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право наследования, закрепленное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является ГК РФ (разд. V «Наследственное право»), который регламентирует, в частности, наследование отдельных видов имущества. В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т. е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей. Определяя состав наследственного имущества, ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом, согласно ч. 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Таким образом, право на указанные компенсации, включающее и право требовать их установления и выплаты в надлежащем размере (т. е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина — участника конституционно-правового отношения по поводу получения субсидии для приобретения жилья. В то же время при решении вопроса о том, является ли зачисленная на счет ветерана сумма единовременной денежной выплаты неразрывно связанной с личностью, необходимо различать право требовать предоставления определенного б лага и право на полученное благо. Обязательственные права требования всегда направлены на получение благ в будущем (право требовать предоставления денежной выплаты в будущем), а потому смерть носителя этих прав является юридическим фактом, прекращающим обязательство, но не влекущим перераспределения благ. Право на уже полученное благо (денежные средства) юридически не может быть признано неразрывно связанным с личностью его носителя и вследствие этого прекращающимся со смертью обладателя права. При этом не имеет юридического значения основание получения блага (исполнение обязательства, административный акт и т. д.). Будучи переданным гражданину (перечисленным на счет ветерана), объект (сумма денежной выплаты) принадлежит ему на общих основаниях. Дополнительным доводом в пользу того, что переданные лицу денежные выплаты входят в состав наследства, а права на них не могут считаться неразрывно связанными с личностью получателя, является норма ст. 1183 ГК РФ. В силу указанной статьи суммы, подлежащие на момент открытия наследства уплате во исполнение обязательства, неразрывно связанного с личностью, наследуются, даже если они еще не были переданы наследодателю, т. е., по мысли законодателя, не уплаченные, но подлежащие уплате суммы перестают обладать свойством неразрывной связи с личностью их получателя. Причем это правило распространяется на выплаты любой природы, в том числе и социальные. Обоснование иного подхода в отношении прав на уже переданные лицу суммы противоречит юридической логике. Законодатель мог бы установить особый порядок, лишающий наследников ветеранов возможности получить денежную выплату, которая была передана наследодателю. Например, ввести правило о переходе права на выплату к лицу, не являющемуся наследником. Такое лицо должно быть прямо указано в федеральном законе. Но в отношении сумм денежных выплат закон никаких специальных оговорок не содержит. Возникшая двойственность толкования и применения правовых норм привела к тому, что ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в одних субъектах Российской Федерации, имеют право на передачу по наследству денежной выплаты (если это положение закреплено в актах этих субъектов), а проживающие в других субъектах этого права лишены. Особо отметим, что по поручению Аппарата Правительства Российской Федерации однозначную позицию — выплата должна наследоваться — высказали Минрегионразвития России (письмо от 26 октября 2011 г. N 24028-07/ИЕ-ОГ), Минюст России (письма от 7 февраля 2012 г. N 16-8540/12, от 2 ноября 2012 г. N 09-89466/12) и Минздравсоцразвития России (письмо от 17 октября 2011 г. N 18-5/10/375748-1167) <5>. ——————————— <5> URL: http://www. gazeta-yurist. ru/article. php? i=1953.
В заключение напомним читателям о том, что наследство может быть принято по общему правилу в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ). В то же время принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (смерти наследодателя) независимо от времени его фактического принятия и момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Подтверждением права наследника на наследственное имущество является свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ). Однако неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, принявших наследство, от выплаты долгов наследодателя <6>. ——————————— <6> Более подробно см.: п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании».
Согласно ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании п. п. 1 и 2 ст. 1148 названного Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Помимо инвалидов I, II и III групп, к числу нетрудоспособных действующим законодательством относятся лица, достигшие пенсионного возраста: женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет (ст. 1088 ГК РФ, п. 1 ст. 7, подп. 3 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп. 3 п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» суды должны иметь в виду следующее: а) к нетрудоспособным в указанных случаях относятся: — несовершеннолетние лица (п. 1 ст. 21 ГК РФ); — граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), вне зависимости от назначения им пенсии по старости. Лица, за которыми сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 названного Федерального закона), к нетрудоспособным не относятся. По мнению автора настоящей статьи, указанное положение применимо по аналогии и к лицам, которым назначена военная пенсия за выслугу лет и которые не достигли возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости. Это косвенно подтверждается и судебной правоприменительной практикой, например Постановлением Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 9 августа 2006 г. N 44-г-232; — граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии по инвалидности); б) обстоятельства, с которыми связывается нетрудоспособность гражданина, определяются на день открытия наследства. Гражданин считается нетрудоспособным в случаях, если: — день наступления его совершеннолетия совпадает с днем открытия наследства или определяется более поздней календарной датой; — день его рождения, с которым связывается достижение возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, определяется датой более ранней, чем день открытия наследства; — инвалидность ему установлена с даты, совпадающей с днем открытия наследства или предшествующей этому дню, бессрочно либо на срок до даты, совпадающей с днем открытия наследства, или до более поздней даты (п. п. 12 и 13 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»); в) находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти, вне зависимости от родственных отношений, полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного. Нетрудоспособный гражданин — получатель ренты по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенному с наследодателем — плательщиком ренты (ст. 601 ГК РФ), не наследует по закону в качестве иждивенца наследодателя; г) нетрудоспособные иждивенцы наследодателя из числа лиц, указанных в п. 2 ст. 1142 ГК РФ, наследующих по праву представления, которые не призываются к наследованию в составе соответствующей очереди (внуки наследодателя и их потомки при жизни своих родителей — наследников по закону первой очереди), наследуют на основании п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 1148 ГК РФ, т. е. независимо от совместного проживания с наследодателем. Совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти является условием призвания к наследованию лишь нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, названных в п. 2 ст. 1148 ГК РФ (из числа граждан, которые не входят в круг наследников, указанных в ст. ст. 1142 — 1145 ГК РФ); д) самостоятельное наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя в качестве наследников восьмой очереди осуществляется, помимо случаев отсутствия других наследников по закону, также в случаях, если никто из наследников предшествующих очередей не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119 ГК РФ), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при разрешении вопросов об осуществлении права на обязательную долю в наследстве необходимо учитывать следующее: а) право на обязательную долю в наследстве является правом наследника по закону из числа названных в п. 1 ст. 1149 ГК РФ лиц на получение наследственного имущества в размере не менее половины доли, которая причиталась бы ему при наследовании по закону, в случаях, если в силу завещания такой наследник не наследует или причитающаяся ему часть завещанного и незавещанного имущества не составляет указанной величины; б) к завещаниям, совершенным до 1 марта 2002 г., применяются правила об обязательной доле, установленные ст. 535 ГК РСФСР; в) при определении размера обязательной доли в наследстве следует исходить из стоимости всего наследственного имущества (как в завещанной, так и в незавещанной части), включая предметы обычной домашней обстановки и обихода, и принимать во внимание всех наследников по закону, которые были бы призваны к наследованию данного имущества (в том числе наследников по праву представления), а также наследников по закону, зачатых при жизни наследодателя и родившихся живыми после открытия наследства (п. 1 ст. 1116 ГК РФ); г) право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из той части наследственного имущества, которая завещана, лишь в случаях, если все наследственное имущество завещано или его незавещанная часть недостаточна для осуществления названного права. Требования о первоочередном удовлетворении права на обязательную долю в наследстве за счет завещанного имущества при достаточности незавещанного имущества, в том числе с согласия наследников по завещанию, удовлетворению не подлежат (даже в случае, если при удовлетворении права на обязательную долю за счет незавещанного имущества к остальным наследникам по закону наследственное имущество не переходит); д) если в состав наследства включается исключительное право, право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется с его учетом; е) наследник, не потребовавший выделения обязательной доли в наследстве, не лишается права наследовать по закону в качестве наследника соответствующей очереди.
——————————————————————